Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ НИЗКОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Тарабарина Е.В. 1 Кононец В.В. 1 Диденко Т.И. 1 Фомина Л.Н. 1
1 Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева
В статье рассматривается организационно-методическое обеспечение коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза в рамках системы физического воспитания. Выделены основополагающие принципы: принцип деятельностного подхода; принцип единства диагностики, коррекции и развития; принцип педагогического оптимизма; принцип коррекционной направленности; принцип информационного обеспечения; принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Выделенные принципы позволили определиться концептуально в структурировании системы коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза. Представленные теоретические сведения и имеющиеся теоретические основания в связи с физической подготовкой занимающихся позволили расширить и специфицировать теоретические представления о содержательном обеспечении физического воспитания студентов вуза, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности. Уточнены и конкретизированы теоретические основания моделирования содержательного обеспечения системы физической подготовки студентов технического вуза с целью достижения ее социально-задаваемого уровня, на основе учета показателей их работоспособности. Для обоснования выбора режимов двигательной активности студентов применялся показатель PWС 170, определяющий индивидуальный уровень физической работоспособности.
работоспособность
моделирование
персональный подход
организационно-содержательное обеспечение
коррекция
физическая подготовленность
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз» : автореф. … докт. дис.: 13.00.01. - Барнаул, 2000. – 48 с.
2. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Усть-Каменогорск, 2001. - 165 с.
3. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. - № 3. - С. 2-7.
4. Воронин С.М. Личностно ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 7. – С. 59–64.
5. Коваленко В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (Студенческий спорт) : сб. - М. : Полиграф-Сервис, 2002. - С. 43-66.
6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.
7. Манжелей И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 12. – С. 9-13.
8. Никитина И.В. Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания студенток вуза, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам : дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. - Орёл, 2005. - 196 с.
9. Хорькова А.С. Особенности образа жизни студентов вуза и их отношение к физической культуре // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 3. – С. 48.
10. Чичикин В.Т. Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении : методическое пособие / В.Т. Чичикин, П.В. Игнатьев. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2005. - 219 с.

Формирование физической культуры личности будущего специалиста является социально значимым аспектом высшего образования, вытекающим из объективных потребностей государства в обеспечении высокого уровня их жизнедеятельности вообще и профессиональной деятельности в частности. Существенной (наряду с другими) характеристикой уровня физической культуры является физическая подготовленность человека и, что особо важно, её уровень, который характеризует функциональное состояние организма человека, определяющее потенциал здоровья [1; 2].

С учетом этого, в содержании общеобразовательной дисциплины «Физическая культура», как компонента профессиональной подготовки в вузах, имеется раздел «физическая подготовка», а её результатом является физическая подготовленность. Физическая подготовка определяется и как задача, и как средство формирования физической культуры личности. Как задача она создает ориентиры физических достижений, характеризующих желаемый результат по уровню сформированности физической культуры личности. Как средство она является механизмом этих достижений [3; 6].

Следует отметить, что поступающие в вуз характеризуются низким исходным уровнем физической подготовленности, отсутствием понимания (мотивации) у большинства из них необходимости достижения её на требуемом уровне [9].

Признание такого факта формирует объективную потребность в коррекции уровня физической подготовленности студентов вузов, имеющих её недостаточный уровень, которую необходимо удовлетворить. В противном случае говорить о формировании физической культуры личности как целевой установки физического воспитания не представляется возможным [4; 5; 7].

Следует полагать, что объективная необходимость процесса физической подготовки студентов вузов не вызывает сомнения с точки зрения теории и практики физического воспитания. Сомнения вызывает эффективность организационно-содержательного обеспечения процесса физической подготовки как одного из направлений физического воспитания в вузе [8; 10].

В этой связи становится очевидной потребность решения задач повышения уровня физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания, т.е. её (физической подготовленности) коррекции. Тем не менее разработка этой проблемы, судя по объему и уровню таких исследований, осуществляется недостаточно, хотя потребность в её необходимом решении очевидна. Остаётся открытым вопрос о методике проведения занятий, их содержании, объеме и интенсивности нагрузок в процессе занятий. Недос­таточно выяснены вопросы не только построения и содержания учебного занятия со студентами, имеющими низкий уровень физической подготовленности, но и не уточнены критерии нагрузки выпол­няемых заданий, не выявлена эффективность их воздействия на организм зани­мающихся.

Анализ теоретических подходов в решении проблем педагогического регулирования в связи с решением задач физической подготовки студентов вузов позволил сформулировать основные предпосылки концептуальных представлений для построения системы деятельности по коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов. Эти предпосылки заключаются в том, что:

- коррекция низкого уровня физической подготовленности рассматривается нами не как самоцель, а как средство развития потенциальных возможностей и физических способностей студентов для обеспечения нормальной жизнедеятельности в настоящем и будущем;

- желаемый уровень физической подготовленности студентов должен быть реальным и достижимым целевым ориентиром;

- в обеспечении процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза приоритетное значение должен иметь персональный подход (наряду с индивидуально-дифференцированным), который реализуется на основе самостоятельного принятия решения по цели и задачам деятельности коррекции, адекватного этим задачам выбора и использования средств, форм и методов, оценивания получаемого результата;

- для формирования адекватных представлений и мотивации студентов в связи с персонализацией организационно-содержательного обеспечения процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности необходима их дополнительная теоретическая подготовка;

- в процессе деятельности по коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза занимающиеся должны быть ориентированы на ответственность за результативность этого процесса в равной мере с преподавателем;

- педагогический процесс коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов должен основываться на оптимальном сочетании общих (педагогических) и специальных (теория физической культуры) методов, форм и средств;

- качество процесса физической подготовки вообще и коррекции её низкого уровня в частности определяется влиянием целого ряда факторов: содержанием средств, организацией процесса подготовки, используемыми технологиями, мотивацией занимающихся, условиями деятельности, уровнем профессионализма педагога.

В качестве основополагающих принципов построения обсуждаемого педагогического процесса нами были выделены и охарактеризованы: принцип деятельностного подхода; принцип единства диагностики, коррекции и развития; принцип педагогического оптимизма; принцип коррекционной направленности; принцип информационного обеспечения; принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Принципы выделены на основании того, что они хорошо эмпирически проявляются, заявлены многими исследователями и позволяют определяться концептуально в структурировании системы коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза.

Обоснование предлагаемого нами выбора режимов двигательной активности занимающихся базировалось на оценке индивидуального уровня их физической работо­способности, определяемого кардиореспираторной производительностью. Для этой цели определялся показатель PWC 170. Система мониторинга и оценки физического состояния студентов, на основе использования компьютерной программы прогнозирования и оценки уровня физической работоспособности по показателям PWC170, позволила стимулировать их активность и самостоятельность; повысить уровень мотивации студентов по отношению к необходимости коррекции низкого уровня физической подготовленности.

Мониторинг показателей физической подготовленности студентов, проведенный нами, выявил их скачкообразную динамику. Они практически не изменились за период наблюдения (3 года) по отношению к исходным данным (Р > 0,05). Это свидетельствует о том, что тради­ционная методика, применяемая на занятиях со студентами, имеющими низкий уровень физической подготовленности, не обеспечи­вает решение задач достижения их социально задаваемого уровня.

Становится очевидной необходимость разработки и апробации более эффективных форм организации и технологии физического воспитания студентов. В этой связи были разработаны организационные и технологические основания построения процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности. Организация процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов осуществлялась в рамках системы физического воспитания. Программы коррекции разрабатывались для студентов 1, 2, 3-го курсов. Процесс коррекции физической подготовленности студентов состоял из нескольких этапов. Для каждого из этапов определялись цели, направленность и средства физической подготовки, содержание занятий, динамика нагрузочных воздействий. С учётом отмеченных особенностей этапы условно можно обозначить как втягивающий, адаптационный, тренирующий и поддерживающий. Втягивающий этап реализовывался в 1-м семестре, адаптационный – во 2-м, тренирующий – в 3 и 4-м, а поддерживающий – в 5, 6-м семестрах. В таблице представлена схема реализации данных этапов сообразно структуре учебного процесса вуза.

Схема организации процесса коррекции физической подготовленности студентов

1 курс

2 курс

3 курс

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

Втягивающий

этап

Адаптационный

этап

Тренирующий

этап

Поддерживающий

этап

           

Распределение работы по развитию двигательных качеств осуществлялось следующим образом. Для нечётных семестров (1, 3, 5) направленность занятий заключалась в развитии общей и силовой выносливости. На чётных семестрах (2, 4, 6) решались преимущественно задачи развития силовой и скоростно-силовой выносливости. Реализация задаваемой направленности занятий по коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов осуществлялась в рамках выбранной студентом спортивной специализации и, следовательно, на основе средств, характерных для той или иной спортивной специализации.

Разработка программ коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов осуществлялась в зависимости от уровня работоспособности по показателям PWC170. В этом случае мы ориентировались на дифференцировку данного показателя (применительно к контингенту занимающихся) по уровням – низкий, ниже среднего, средний. Ввиду приоритетного развития выносливости силовые качества, координационные способности развивались в поддерживающем режиме. Соотношение затрачиваемого времени на поддержание уровня двигательных качеств в системе физического воспитания студентов было следующим: силовая подготовка -10-15%; скоростно-силовая – 15-20%; координа­ционные способности - 5-10%; выносливость - от 40 до 60%.

С учётом уровней нагрузочных воздействий, в системе занятий мы условно выделили три их вида: втягивающие (режим ма­лой нагрузки), подготовительные (режим средней нагрузки), развивающие (режим большой нагрузки). Построение занятий в каждом семестре учебного года осуществлялось по следующей схеме (рисунок).

Организация системы занятий

Были выделены три мезоцикла, а в каждом из них – по три микроцикла. Первое и второе занятия посвящены информационной подготовке студентов, а третье и четвёртое занятия – тестированию физической подготовленности студентов. Поэтому первый цикл включает с 5-го по 13-е занятие.

Распределение занятий по трём микроциклам первого мезоцикла было следующее. Первый микроцикл включал пятое, шестое и седьмое занятия. Второй микроцикл включал восьмое, девятое и десятое занятия. Третий микроцикл включал одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое занятия. Каждое из трёх занятий каждого микроцикла, с учётом решаемых задач физического воспитания, было обозначено поочерёдно как втягивающее, подготовительное, развивающее.

Второй мезоцикл включает с 14-го по 22-е занятие. Он также имеет три мик­роцикла. Первый микроцикл второго цикла включал с 14-го по 16-е занятие. Второй микроцикл включает с 17-го по 19-е занятие. Третий микроцикл включает с 20-го по 22-е занятие. Каждое из трёх занятий каждого мезоцикла, с учётом решаемых задач физического воспитания, также было обозначено поочерёдно как втягивающее, подготовительное, развивающее. На 23-м занятии проводит­ся тестирование физической подготовленности студенток. Третий цикл включает с 24-го по 32-е занятия. Он структурирован аналогично первым двум циклам. На 33-34-м занятиях проводится итоговое тестирование фи­зической подготовленности студентов, а на 35-м занятии - подведение ито­гов.

В каждом из трёх занятий микроцикла (любого мезоцикла) предлагалась нагрузка в следующей последовательности: на первом занятии – малая нагрузка (средние значения пульса – 120-140), на втором занятии – средняя нагрузка (средние значения пульса - 140-160), на третьем занятии – большая нагрузка (средние значения пульса более 160).

В начале каждого семестра тестировался уровень физической работоспособности студентов, что давало возможность определиться по начальному нагрузочному воздействию. По отношению к нему происходило увеличение нагрузки в процессе занятий. Следует отметить, что от уровня к уровню воздействий нагрузка увеличивалась на 5-10%, по сравнению с предыдущей, в течение всего семестра.

Содержательное обеспечение отдельного занятия, в связи с коррекцией низкого уровня физической подготовленности студентов вуза, включал унифицированный состав средств, специализированный по отношению к выбранному студентами виду спорта. В этот состав входили: ходьба, бег (5–15 минут); общеразвивающие упражнения (10-15 минут); скоростно-силовые упражнения (8–10 минут); силовые упражнения (10–15 минут); спортивные игры (30 минут); релаксация (3–5 минут).

Разработанный алгоритм организации индивидуально-дифференцированной направленности обеспечения процесса физического воспитания студентов, имеющих низкий уровень физической подготовленности, включал следующие действия: привлечение внимания к необходимости достижения социально задаваемых физических кондиций; постановка индивидуальных целей в этой связи; информационное обеспечение решения задач коррекции низкого уровня физической подготовленности; выбор средств; разработка программ коррекции; реализация программ; оперативная информация о ходе процесса коррекции; регулирование содержания программ; рефлексия.

Ввиду приоритетного развития выносливости силовые качества, координационные способности развивались в поддерживающем режиме. Соотношение затрачиваемого времени на поддержание уровня двигательных качеств в системе физического воспитания студентов было следующим: силовая подготовка -10-15%; скоростно-силовая – 15-20%; координа­ционные способности - 5-10%; выносливость - от 40 до 60%.

В ориентировке по определению объёма и интенсивности нагрузочных воздействий мы исходили из показателей физической работоспособности студентов, которые оценивались по уровню PWC 170. Исходя из задач данного исследования, по величине сигмального отклонения, были выделены три уровня физической работоспособности студентов вуза: средний, ниже среднего, низкий. Для каждого уровня физической работоспособности определялись исходные и последующие показатели нагрузочных воздействий (по объёму и интенсивности).

Реализация системы занятий в экспериментальной группе способствовала достоверным (р<0,05) изме­нениям всех тестируемых показателей физической подготовленности студентов, что подтверждает её эффективность. Следует отметить тот факт, что результаты тестирования анализируемых показателей студентов ЭГ выявили в большинстве случаев достижение ими уровня среднего, а в некоторых случаях выше среднего значения. Следовательно, процесс коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза осуществлён достаточно продуктивно.

Проведенные исследования позволяют предположить, что заня­тия физическими упражнениями с коррекционной направленностью, проводимые с интенсивностью и объемом нагрузки, соответствующей индивидуальному уровню аэробной выносливости занимающихся (определяемому по критерию PWC 170), способствуют повышению уровня их разно­сторонней физической подготовленности и снижению утомляемости. Нормирование физической нагрузки по уров­ню аэробной выносливости позволяет регулировать и контролировать процесс совер­шенствования физической подготовленности и функционального состояния организ­ма молодежи.

Обобщая результаты исследования, можно констатировать подтверждение первоначально выдвинутой гипотезы и сделать следующее заключение. Значительный и достоверный прирост всех тестируемых показателей студентов экспериментальной группы подтверждает эффективность экспериментального организационно-содержательного обеспечения системы коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов.


Библиографическая ссылка

Тарабарина Е.В., Кононец В.В., Диденко Т.И., Фомина Л.Н. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ НИЗКОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24433 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674