Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Савлучинская Н.В. 1 Павлова М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
В данной статье рассматривается современное, инновационное направление в области образования арт-педагогика. Показана связь в научных исследованиях в области арт-терапии и арт-педагогики, приводятся факты общего и отличного в этих дисциплинах. В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогики выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в тоже время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. Приводится анализ эксперимента по выявлению воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе социального центра защиты населения. Описаны результаты данного эксперимента с подростками в процессе применения методов арт-педагогики по повышению мотивации к деятельности, возможности самовыражения, улучшения эмоциональной атмосферы в группе. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка.
арт-терапия
арт-педагогика
арт-педагогические технологии
технологии художественных материалов
арт-педагогические задания
художественная деятельность
самовыражение
эмоциональное состояние.
1. Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегрированного применения элементов искусства в образовательном процессе / Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 15-18.
2. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/ Копытин А.И., Свистовская Е.Е. – Москва: Когито-Центр, 2007. – 197 с.
3. Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования в современном социокультурном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17407.
4. Савлучинская Н.В. Технология художественных материалов: учебное пособие. – Омск, 2009. – 96 с.
5. Сухарев А.И. Монотипия: методические задания к практической работе по дисциплине «Техники графики» для студентов специальности 072500.62 «Дизайн», / А.И. Сухарев, А.Н. Машанов. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 70 с.
6. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод. пособие. – Балашов, 1998. – 56 с.

Современные изменения происходят сегодня в Российской системе образования и связаны с общим образованием, а также с системой дополнительного образования [3]. Эти изменения направлены на взаимодействие педагогических систем, использование на практике инновационных технологий, дополняющих, а где-то противостоящих традиционной системе образования. Российскому государству, ориентированному на интеграцию в мировое экономическое пространство, необходимо воспитывать творческую личность гражданина, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано.

В этой ситуации внедрение инновационной дисциплины арт-педагогика и арт-терапия в педагогическое образование поможет выработать и апробировать необходимые решения данной задачи. Эти дисциплины сформировались на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность.

Начиная с конца XX века, педагогика c особым вниманием изучает возможности арт-терапии в рамках изо-терапии. В России основателем школы арт-терапи является Копытин А.И. В книге «Арт-терапия детей и подростков» термин арт-терапия раскрывается как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [2].

В течении долгого периода определение термина арт-терапия никоем образом не вписывалось в рамки образовательной системы. Однако позже, как утверждает Е.В. Таранова, в 1997 году после опубликования работы Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» [5], произошло разделение понятия «арт-терапии» на «арт-терапию» и «арт-педагогику». Считается, что с этого момента арт-педагогика получила «право на жизнь» как самостоятельное направление в художественном образовании.

Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

Особое место в арт-педагогике отводится продукту художественной деятельности. Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, – с другой.

В российской науке арт-педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего образования и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Согласно определению Верховодовой Р.А. и Галустова Р.А. «арт-педагогика – это научно-педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» [1, с. 17].

Работы вышеупомянутого исследователя Л. Д. Лебедевой посвящены вопросам использования арт-терапии в образовании, в них вводится иная трактовка понятия «терапия», не только как «лечение», но и как «уход, забота». Поэтому автор считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области практической психологии, психотерапии и арт-терапии. Лебедева Л. Д. пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научном, педагогическом понимании подразумевает заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». Автор выделяет проблемы личности в системе образования, включающие «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных и внутрисемейных отношениях, враждебность к окружающим.

В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогика выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-педагогика» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить к обучению навыкам рисования смысл арт-педагогической деятельности, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

Поскольку арт-педагогика включает в себя средства, методы и технологии, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то ее задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

В арт-педагогике обучение техническим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы для арт-педагогической деятельности можно классифицировать на графические, живописные, имитационные (для декоративно-прикладного искусства):

- к графическим относятся – графитные и цветные карандаши, тушь, мягкие материалы, такие как уголь, сангина, пастель;

- к живописным относятся – акварель, гуашь;

- к имитационным относятся – акриловые краски «для витража», по ткани, по дереву, по керамике, по металлу, пластилин, пластики, краски для марморирования, наборы для фьюзинга и другие современные материалы.

В учебном пособии Савлучинской Н.В. приводится анализ особенностей работы традиционными (акварель, гуашь, карандаши, мягкие материалы) и современными материалами (фломастеры-блопены, маркеры, гелевые ручки) технологических приемов работы с ними, а также смешанных художественных техник. Пособие проиллюстрировано работами студентов, которые отражают использование вариативных, нестандартных, исследовательских подходов в работе с изучаемыми художественными материалами для реализации художественного замысла [6]. В своей экспериментальной работе с детьми по арт-педагогике нами были применены все художественные материалы, описанные в вышеупомянутом учебном пособии.

Опытно экспериментальная работа с целью выявления воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе КЦСОН ЦАО г. Омска «Пенаты».

В организации практической деятельности в центре мы руководствовались положениями программы развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования А. В. Гришиной. Таковыми, в частности, являются: рефлексивная ориентация занятий, стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности и личностных переживаний; высокая степень спонтанности со свободным выбором ребенком средств изобразительной деятельности, отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков; большое внимание к общению в группе и взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

Поддержка идей, реализации творческих планов, отсутствие критики, создание ценностного отношения к личности подростка и результатам его деятельности – все это является условием, необходимым для развития креативности подростков и школьников.

Нами было разработано содержание серии творческих заданий с применением разнообразных художественных материалов. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие – пастель, краска и глина – способствуют более свободному выражению. А также в своей деятельности нами применялась техника графики – монотипия, дети выполняли работы разными приемами и разнообразными художественными материалами [5].

Создавая определённые условия, в которых можно было учитывать влияние художественных материалов в совокупности с техниками арт-педагогики, установлены индивидуальные особенности протекания психолого-педагогических процессов и влияния изобразительной деятельности на таковые с безоценочной реакцией на конечный продукт – могут стать целительными сами по себе.

В исследовании были задействованы воспитанники от 3 до 13 лет, что дало возможность получить материал для теоретического осмысления.

Задания для детей дошкольного возраста были связаны с применением художественных материалов и стандартных бытовых элементов, как то: ватные палочки, воздушные шары, пластиковые вилки, нитки, зубочистки, контейнеры от шоколадных яиц и др., которые можно назвать нетрадиционными материалами. Каждое задание, связанное с тем или иным материалом, дало представление о том, как художественная технология влияет на детей:

  • Задания, связанные с техникой рисования ватными палочками путём нанесения краски на лист точечно, не подходит для детей инертных, малоактивных. Подобные техники, связанные с концентрацией внимания и монотонным нанесением, вызывают спад умственной и физической активности, что в свою очередь подходит для выполнения задания гиперактивными детьми.
  • Занятия с применением цветных мыльных пузырей не желательны для легковозбудимых детей, так как подобное задание провоцирует неуправляемое поведение.
  • Применение на занятиях сухой пастели не вызывает никаких эмоциональных спадов или подъемов в отличие от восковых мелков, где проявляется экспрессия в линии, в штрихах, т.е. в технических приемах нанесения на изобразительную поверхность.
  • Техника монотипии годится для детей с разной эмоциональной характеристикой, разница здесь лишь в количестве сделанных отпечатков.

Таким образом, выполняя различные арт-педагогические задания, применяя всевозможные материалы, можно диагностировать, корректировать, воспитывать, развивать рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

Задания, выполняемые с детьми школьного возраста, подростками осуществлялись традиционными и современными художественными, а также нетрадиционными материалами. Помимо изучения влияния художественных материалов на детей, задания были направлены на коррекцию агрессии, как одну из основных эмоциональных проблем подростков, через возможность выражать её в социально приемлемой форме – арт-педагогического занятия.

Подросткам были предложены нестандартные задания: необходимо было применить фольгу в качестве материала для создания скульптуры; в другом – преобразить, «испортить» рекламный плакат глянцевого журнала посредством акриловых красок; следующим заданием было рисование на воде красками для марморирования. В результате данного эксперимента с подростками было отмечено что, несмотря на загруженность заданием общеобразовательного учреждения, подростки стремились попасть на занятие по арт-педагогике, то есть повысилась мотивация к возможности самовыражения, улучшилась эмоциональная атмосфера в группе. Все работы подростков не повторялись, уровень креативности увеличился.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-педагогика имеет огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика и арт-терапия имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на  эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных материалов на  оздоровление эмоционального состояния ребенка  находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию творческой арт-педагогики.


Библиографическая ссылка

Савлучинская Н.В., Павлова М.С. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24509 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674