Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЦ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Ткачева В.В. 1
1 ГОУ ВО «Московский педагогический государственный университет МПГУ
Статья посвящена рассмотрению проблемы профориентационной психодиагностики лиц со сложным дефектом (СД). Процедура изучения готовности лиц со сложным дефектом к профессиональной деятельности осложняется комплексом сочетанных нарушений, входящих в структуру дефекта. С целью изучения возможностей детей разного возраста, подростков и молодых людей со сложными нарушениями развития к овладению профессией, автор предлагает поэтапное проведение профдиагностической процедуры, что позволяет в итоге сформировать психологический портрет обучающегося с СД с выявленными особенностями базовых психических функций, личностными характеристиками, сформированной мотивацией на осуществление профессиональной трудовой деятельности, освоенными профессиональными знаниями, умениями и навыками, особенностями микросоциального окружения. Содержание профдиагностических и профконсультативных мероприятий варьируется в зависимости от психофизических возможностей и личностного потенциала лиц со сложным дефектом.
лица со сложным дефектом
профдиагностика
профориентация
профотбор
профессиональная подготовка.
1. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
2. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностики и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с. (Специальная психология).
3. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. Монография. – М.: «Интеллект-Центр», 2003. – 192 с.
4. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22142.
5. Ткачева В.В. Профориентация и социализация лиц со сложными нарушениями развития: проблемы и пути решения // Материалы Международной научной конференции «Научные исследования», КМУ-2016-01Россия, г. Москва, 15,16 января 2016 г. – С.236-245.
6. Ткачева В.В. Уровневый подход к дифференциации детей со сложными нарушениями в процессе профориентации и социализации // Материалы Международной научной конференции «Научные исследования», КМУ-2016-01Россия, г. Москва, 15,16 января 2016 г. – С.224-235.

Профессиональная диагностика – изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени его соответствия возлагаемым на него трудовым функциям [4,5]. Результативность профориентационной психодиагностики определяется многими факторами, в том числе и особенностями психофизического здоровья. Лица со сложным дефектом (СД) или полидефектом представляют особую категорию аномального развития, при котором структура нарушений представлена не одним (монодефект), а несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяет характер и структуру аномального развития [5,6].

Процедура профдиагностики лиц со сложным дефектом (СД) чрезвычайно сложна. В первую очередь, она направлена на выявление возможностей к полному или частичному овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, участию в совместном труде, трудовой занятости в специальных условиях, на установление степени сохранности психических функций и личностных характеристик, необходимых для формирования общих и специальных профессионально значимых качеств, в целях определения путей социальной адаптации и интеграции этих лиц в социум. Осуществление профориентационного выбора лицами со сложным дефектом представляет огромные трудности [1,2].

Необходимо выделить особую роль психолого-медико-педагогического консилиума в специальных образовательных организациях к проведению профдиагностики на пропедевтическом этапе в дошкольном возрасте, этапах начальной трудовой, общетрудовой, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей, подростков и молодых людей со сложными и множественными нарушениями [1,2].

В каждый из этих периодов психодиагностика обязательно должна включать оценку состояния базовых психических функций (особенностей развития восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания, уровня развития речи, особенностей мышления), а также мотивационную готовность личности к овладению профессиональными навыками и поддержку микросоциальной среды.

В процессе психодиагностической процедуры не следует забывать также, что в целом ряде случаев возможна компенсация имеющихся нарушений, поэтому необходимо уже на предварительном этапе профориентации выявить эти нарушения и целенаправленно работать над их коррекцией или компенсацией, осуществляя постоянный контроль за развитием психических функций, в том числе обеспечивающих формирование профессионально важных качеств.

В результате психодиагностического профориентационного исследования составляется психологический портрет обучающегося с СД, который включает несколько блоков.

  1. Первый блок направлен на изучение состояния базовых психических функций:

-изучение особенностей развития восприятия, памяти, внимании, речи, мышления с выявлением их нарушений и компенсаторных возможностей;

-определение уровня развития мелкой моторики с использованием дозированных нагрузок, содержащих характерные элементы показанных для лиц с СД видов труда;

-изучение особенностей динамики психической деятельности (истощаемость, работоспособность, импульсивность и т. д.).

  1. Второй блок оценивает личностные особенности и мотивированность индивида на осуществление профессиональной трудовой деятельности:

-изучение сформированности мотивационной готовности на участие в общественно-полезном труде, трудовой занятости в соответствии с психофизическими возможностями, сформированности интереса к ознакомлению с особенностями различных видов труда и профессий, положительного отношения к труду;

-изучение сформированности мотивации и личностной целеустремленности на овладение определенным видом труда, профессией в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями, умениями и интересами, личностной установки на выбор и реализацию профессиональной карьеры;

-выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей характера, значимых для прогноза успешного обучения и профессиональной адаптации;

-выявление структуры ценностно-мотивационной сферы, профессиональных интересов и склонностей, а также возможности их коррекции;

-изучение особенностей коммуникативной сферы и ее характеристик, которые необходимо учитывать при включении в ребенка с СД в трудовую деятельность;

-определение возможностей ребенка к самоконтролю, осознанности поведения, способности к саморегуляции.

  1. Третий блок оценивает сформированность профессиональных знаний, умений и навыков:

-изучение сформированности навыков ручного труда, общетрудовых умений и навыков, необходимых при освоении определенных видов труда, профессий;

-изучение глубины освоения элементов знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, представлений о профессиональной карьере, экономике современного производства, формах трудовой деятельности, оплате труда;

-изучение сформированности знаний и навыков к овладению рабочей профессией (полностью или частично в совместном труде с сопровождающим); начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии);

-изучение сформированности профессиональных знаний, умений и навыков в процессе получения среднего профессионального и высшего образования на уровне бакалавриата и магистратуры.

  1. Четвертый блок направлен на выявление особенностей микросоциального окружения:

-изучение психологического климата в семье с целью выделения факторов, способствующих или препятствующих успешному включению в трудовую деятельность;

-оценка ожиданий родственников в отношении перспектив дальнейшего профессионального пути обследуемого и их возможностей в оказании помощи в профессиональном самоопределении обследуемого;

-определение характера межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения со взрослым и сверстниками в процессе трудовой деятельности;

-выделение факторов микросоциальной среды, способствующих или препятствующих успешной профориентации.

Профориентационные диагностические цели и задачи варьируются в зависимости от возрастного этапа развития лиц со сложными нарушениями.

Пропедевтический этап (дошкольный возраст): изучение и определение психофизических возможностей ребенка к развитию мелкой моторики, ручной умелости, овладению навыками ручного труда.

Начальное трудовое воспитание (младший школьный возраст: 1-4 классы)

Профдиагностика начальная, проводится в начале каждого учебного года (1–4 класс): направлена на изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

Профдиагностика промежуточная (в конце каждого учебного года): направлена на определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков.

Общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5–9 классы) Профдиагностика промежуточная проводится в конце каждого учебного года: направлена на определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков по определенным видам труда.

Профконсультирование и допрофессиональная профдиагностика (старшие классы): направлена на определение сформированности трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях.

Допрофессиональная подготовка (9–11/12 классы)

Профдиагностика и профконсультирование (в начале и в конце каждого учебного года в 9,10,11,12 классах): направлена на определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (по рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками.

Среднее профессиональное образование

Профдиагностика и профподбор начальных профнавыков в учреждениях среднего профессионального образования СПО (для умственно отсталых лиц со сложным дефектом, 1 курс спецгрупп в колледжах): направлена на определение возможностей/профотбор к выполнению работ различной степени сложности и в разных техниках, выбор доступной техники (профессионального способа выполнения работ).

Профдиагностика (итоговая) сформированных профнавыков (2 курс спецгрупп в колледжах):

направлена на определение сформированных в процессе обучения профессиональных навыков к выполнению определенных видов работ.

Профдиагностика в учреждениях среднего профессионального образования СПО (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений): оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника колледжа/техникума.

Высшее образование

Профдиагностика в ВУЗе (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений): оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника ВУЗа.

Содержание профдиагностических и профконсультативных мероприятий варьируется также в зависимости от возможностей и потенциала, демонстируемого лицами со сложными нарушениями (табл.1).

Таблица 1

Этапы профдиагностики и профконсультирования лиц со сложным дефектом (СД)

Этапы профдиагностики и профконсультирования

Лица с СД легкой степенью нарушений

Лица с СД умеренной степенью нарушений

Лица с СД тяжелой степенью нарушений

Пропедевтический этап (дошкольный возраст):

Пропедевтическая диагностика

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к развитию мелкой моторики, овладению навыками ручного труда.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению навыками ручного труда.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению навыками ручного труда.

Начальное трудовое воспитание Профдиагностика начальная,проводитсяв начале каждого учебного года (1-4 класс):

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

изучение и определение психофизических возможностей ребенка к овладению общетрудовыми навыками.

Начальное трудовое воспитание Профдиагностика промежуточная (в конце каждого учебного года)

определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков

определение сформированности знаний, общетрудовых умений и навыков

не реализуется в силу выраженности нарушений

Общетрудовая подготовка (старший школьный возраст: 5–9 классы) Профконсультирование и допрофессиональная профдиагностика (старшие классы)

определение сформированности трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях

определение сформированности, трудовых умений и навыков по определенным видам труда, знаний и представлений о видах труда и профессиях

не реализуется в силу выраженности нарушений

Допрофессиональная подготовка (9-11/12 классы)

Профдиагностика и профконсультирование (в начале и в конце каждого учебного года в   9,10,11, 12 классах)

определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками.

определение вида профессионального труда, соответствующего психофизическим возможностям (рекомендации ПМПК, МСЭ с учетом медицинских противопоказаний), интересам лиц со сложным дефектом, а также в соответствии со сформированными допрофессионально-трудовыми навыками и профориентационными установками.

не реализуется в силу выраженности нарушений

Среднее профессиональное образование

Профдиагностика в учреждениях СПО (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений)

оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника колледжа/ техникума

не реализуется в силу выраженности нарушений

не реализуется в силу выраженности нарушений

Среднее профессиональное образование (специальные группы в колледжах)

Профдиагностика начальных профнавыков (1 курс спец. групп в колледже)

 

определение возможностей/профотбор к выполнению работ различной степени сложности и в разных техниках, выбор доступной техники

не реализуется в силу выраженности нарушений

Среднее профессиональное образование (специальные группы в колледжах)

Профдиагностика (итоговая) сформированных профнавыков (2 курс спец. групп в колледже)

 

определение сформированных в процессе обучения профессиональных навыков к выполнению определенных видов работ

 

не реализуется в силу выраженности нарушений

Высшее образование

Профдиагностика в ВУЗе (для лиц со сложным дефектом без интеллектуальных нарушений):

оценка профессиональных и личностных компетенций выпускника ВУЗа

не реализуется в силу выраженности нарушений

не реализуется в силу выраженности нарушений

Процедура профориентационной психодиагностики лиц с СД сопряжена с использованием различных психодиагностических тестов, методик и приемов, которые используются в процессе психолого-педагогической диагностики. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии следует использовать психодиагностические техники, специально адаптированные к возможностям лиц со сложным дефектом и позволяющие выявить уровень развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые профессионально необходимы для данной специальности.

Возможности лиц со сложными нарушениями к профориентационному выбору и овладению профессией по сравнению с возможностями их нормально развивающихся сверстников в значительной степени отличаются, в связи с чем оценка уровня сформированности тех или иных профессиональных знаний и навыков может включать следующие параметры:

Оценка уровня сформированности трудовых, допрофессиональных и профессиональных знаний и навыков

  • 1 балл – отсутствие навыков самообслуживания, отсутствие мотивации к формированию навыков ручного труда, трудовых, допрофессиональных и профессиональных знаний и навыков;
  • 2 балла – владение единичными навыками самообслуживания, ручного труда, трудовая занятость в специальных условиях, надомный труд с помощью взрослого/мастера;
  • 3 балла – совместный (с взрослым/мастером), частично самостоятельный или полностью самостоятельный профессиональный труд в специально созданных условиях, надомный труд;
  • 4 балла – овладение избранной профессией в соответствии с квалификационными требованиями паспорта специальности.

 

 


Библиографическая ссылка

Ткачева В.В. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЦ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24685 (дата обращения: 25.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074