Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ДИСТАНЦИОННЫЕ МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Миносянц Н.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» институт «Высшая школа образования»
В данной работе автор рассматривает проблемы традиционных подходов к повышению родительской компетентности. Основная работа с родителями в образовательных организациях сегодня направлена на профилактику асоциальных явлений, в ней очень мало основ педагогики, психологии, правовой информации. Методики проведения родительских собраний, педагогических лекториев, родительских университетов сегодня особенно нуждаются в совершенствовании. Автор показывает, что организация дистанционных модульных курсов является своевременной и эффективной помощью родителям в вопросах образования и воспитания своих детей. Такие курсы помогут родителям формировать педагогические, психологические и правовые компетенции в удобной для них форме, в удобное время, в индивидуальном темпе. Педагоги и специалисты смогут применять новую модель родительского образования, не отменяя традиционного общения с родителями. Такой подход отвечает требованиям времени и создает основу образовательной системы будущего.
модель родительского образования
технология модульного обучения
дистанционные модульные курсы для родителей
технологии дистанционного образования
педагогические лектории
формы работы с родителями
родительские собрания
родительская компетентность
1. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) : в 3-х частях / сост. Мизулина Е.Б. и др. – М., 2013. – Ч. 1.
2. Миносянц Н.Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24824.
3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования : учебник для студ. высш. учебных заведений : в 2 т. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – Т. 1. Дидактика. - С. 383-391.
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 // Система ГАРАНТ. – URL: http://base.garant.ru/70183566/ - ixzz3ol7Qwngp.
6. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

Современная политика нашего государства направлена на социальную поддержку семьи и признание ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка. Учеными определены ценности семьи, ее основные функции, подходы и принципы взаимодействия с семьей, раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями. В последние годы в образовательной практике уделяется большое внимание сотрудничеству семьи и образовательных учреждений.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что участниками образовательных отношений являются в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся [4]. В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства [5]. Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года» [1]. В «Основах государственной культурной политики» речь идет о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей. В соответствии с п. 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации № 2876 от 12 декабря 2014 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать курсы для родителей несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике. Таким образом, можно констатировать, что в России начали создаваться предпосылки для существенного изменения в области повышения родительской компетентности.

Родительская компетентность в вопросах детской психологии и педагогики является основой формирования у родителей ответственности за судьбу ребенка, адекватного восприятия и личного участия в судьбе школы не в качестве оппонента, а в качестве союзника. Повышение компетентности позволит родителям быть полноправными участниками образовательного процесса – неотъемлемой части развития нашего общества.

Сегодня работа с родителями в образовательных учреждениях ведется в нескольких направлениях. Родители участвуют в учебно-воспитательном процессе, они принимают участие в любых общешкольных и классных мероприятиях. Родители участвуют в управлении учебно-воспитательным процессом, что предполагает их работу в попечительских советах школы, организации ими родительских комитетов и родительских собраний. В арсенале работы педагогов с родителями индивидуальные консультации, тренинги, беседы, посещение ребенка на дому, педагогические лектории, научно-практические конференции, родительские университеты, дни открытых дверей, родительские собрания - организационные, текущие, тематические, итоговые, общешкольные, классные. В последние годы появились и новые формы сотрудничества с родителями: семинары–практикумы, педагогические гостиные, педагогические брифинги, родительские клубы, читательская конференция, аукцион, деловая игра, круглый стол, мастер-класс, педагогическая лаборатория. В коллективных, групповых, индивидуальных формах работы с родителями педагог имеет возможность повысить уровень родительской компетентности.

Но основная работа с родителями сегодня направлена на профилактику асоциальных явлений, семейного неблагополучия, в ней очень мало основ педагогики и возрастной детской психологии, правовой информации. Методики проведения родительских собраний, педагогических лекториев, родительских университетов сегодня особенно нуждаются в совершенствовании [6]. Отсутствуют формы работы с применением современных технологий дистанционного обучения, в частности видеокурсов, видеоконференций, вебинаров. Также отсутствует программный подход по формированию и развитию родительских компетенций. Повышение родительской компетентности в рамках родительского всеобуча является одним из трудоемких процессов в работе педагога и не всегда оправдан в связи с занятостью родителей на работе.

Сегодня необходимо пересмотреть проблемы традиционных подходов к повышению компетентности родителей обучающихся всех ступеней образования. Дистанционные модульные курсы для родителей – систематически проводимые и теоретически обоснованные программы, целью которых является передача знаний, формирование соответствующих представлений и компетенций у участников программы в различных областях семейного воспитания обучающихся всех ступеней обучения, - можно рассматривать как современную, интересную и продуктивную форму работы с родителями. Такие курсы помогут сформировать у родителей более высокий уровень самосознания, усилить коммуникацию родителей и детей, будут способствовать тому, чтобы члены семьи как можно больше времени проводили вместе. Содержание программы дистанционных модульных курсов для родителей может включать обсуждение конкретных идей по воспитанию детей, групповые дискуссии, обмен мнениями, опытом деятельности и их анализ, а также формирование определенных компетенций.

Технология модульного обучения – одна из наиболее распространенных технологий, используемых в профессиональном образовании, и позволяет сократить время учебного курса без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Понятие «модуль» применительно к образовательному процессу употребляется в трех значениях:

  • как единица государственного учебного плана по специальности, представляющей набор дисциплин, отвечающих требованию квалификационной характеристики;
  • как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности;
  • как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.

Модуль включает в себя следующие компоненты:

  • дидактические цели;
  • логически завершенную единицу учебного материала, учитывающую внутрипредметные и межпредметные связи;
  • методическое руководство для обучаемых, преподавателя и набор конкретных дидактических средств, обеспечивающих процесс усвоения материала в рамках конкретного модуля; систему контроля.

Особенностями модульного обучения являются: вариативность, индивидуально-дифференцированное обучение, при котором происходит приспособление учебного процесса к индивидуальным возможностям обучаемых, вариативность методов, средств, форм обучения, гибкости системы контроля и оценки полученных компетенций.

Гибкость – основной стержень технологии модульного обучения, достигается благодаря:

  • исходной диагностике знаний обучающихся;
  • индивидуализации темпа усвоения материала со стороны обучающегося;
  • самостоятельной деятельности обучающихся на основе самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, самоуправления учебно-познавательной деятельностью;
  • совместному выбору оптимального пути обучения педагогом и обучающимся.

Модульное обучение – это продуктивное обучение. Оно дает возможность получить образование с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в индивидуальном темпе [3, с. 383-391].

Скорость изменений вокруг нас сильно возросла. Мы уходим от условий, при которых были разработаны нынешние системы образования – формируется новая образовательная среда, появляются новые потенциалы. Цель образования сегодня – формирование свободной личности. Создаются цифровые образовательные среды, где ученики становятся субъектами, то есть сами влияют на свое развитие. Нельзя не учитывать того, что у родителей этих учеников возникает необходимость оперировать теми же инструментами и технологиями развития, чтобы понимать развивающуюся свободную личность своего ребенка. Сегодня школы России продолжают осваивать возможности смешанного обучения – личного и дистанционного общения педагога и обучаемого в рамках изучения любой темы. Это распространяется и на общение с родителями. Традиционные формы работы с родителями - родительские собрания, педагогические лектории, научно-практические конференции, родительские университеты приобретают новые очертания – часть работы становится дистанционной. Дистанционные модульные форматы традиционных форм работы с родителями становятся доступными большей родительской аудитории, позволяют учиться всю жизнь. Преимущества использования дистанционной работы с родителями для образовательной организации очевидны:

  • образовательная организация может формировать и развивать компетенции одновременно у большего количества родителей;
  • удовлетворять потребность различных категорий родителей в получении самых новых знаний, касающихся, в первую очередь, семьи и ребенка;
  • получать мгновенную обратную связь для выстраивания образовательного маршрута каждой семьи;
  • мотивировать участников образовательных отношений;
  • персонализировать и контролировать результаты.

Работа дистанционных модульных курсов для родителей позволит реализовывать то, что было недоступно для педагогов и специалистов недавнего прошлого, но не отменит традиционное общение педагогов и родителей. Разработка дистанционных модульных курсов и учебно–методического оснащения к ним потребует обновления профессиональных компетенций педагогов, смену привычного режима мероприятий в совместной работе с родителями, но вместе с тем появляются преимущества для родителей:

  • родители смогут формировать и развивать навыки самообразования, способствующие развитию их педагогической, психологической компетентности, достижению высокого уровня конечных результатов;
  • родители смогут быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям современного образования;
  • за счет гибкости системы дистанционных модульных курсов повышение компетентности будет происходить в удобное для родителей время;
  • система универсальна, она позволит отвечать потребностям различных категорий родителей;
  • в дистанционных модульных курсах увеличен объем самостоятельной и практической работы, что позволяет родителям быть активными слушателями;
  • наличие в дистанционных модульных курсах различных видов телеконференций (аудиоконференции, аудиографоконференции, видеоконференции, анимационные конференции) является гуманистичным и соответствующим духу времени.

В случае такого подхода дистанционные модульные курсы можно рассматривать как возможность повышения компетентности и непрерывного профессионального образования родителей. Участие в дистанционных модульных курсах позволит родителям грамотно выстраивать детско-родительские отношения, отлаживать психологический климат в родительском доме, вернуться к таким традиционным семейным ценностям, как любовь, верность, забота, честь, достоинство, ответственность, почитание старших, знание и уважение своей родословной. Человек в такой семье имеет больше возможностей вырасти добропорядочным семьянином с ответственной и положительной родительской позицией, достойным гражданином своей страны. На практике будет реализовано международное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей. Для граждан России будут созданы условия для саморазвития и совершенствования в выполнении главнейшей социальной функции – функции семьянина и родителя.

Повышение педагогической и психологической компетентности родителей – важнейший аспект социальной жизни нашего общества. Сегодня родители сами понимают необходимость своего «родительского образования», повышения уровня своей психолого-педагогической компетентности. На смену самостоятельному поиску родителями информации в Интернет приходит высокопрофессиональное дистанционное модульное обучение родителей, которое становится все более популярным и эффективным.


Библиографическая ссылка

Миносянц Н.Г. ДИСТАНЦИОННЫЕ МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24913 (дата обращения: 04.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074