Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Алехина Н.В. 1 Ларина Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет
Статья обобщает опыт применения дистанционных образовательных технологий в обучении по программе профессиональной переподготовки «Педагогика и психология в образовании». Обоснована актуальность внедрения онлайн-обучения по дополнительным профессиональным программам. Раскрыты сущностные черты эвристического подхода к дистанционному образованию: опора на личный опыт и продуктивная деятельность обучающихся. Определены основополагающие принципы организации обучения с применением ДОТ: креативность, создание конкретного образовательного продукта, рефлексия образовательных результатов. Описаны этапы и ключевые процессы технологии модерации. Проанализированы особенности применения метода проектов в процессе освоения программы переподготовки. Выявлены существенные элементы проектной деятельности слушателей: дидактическое ориентирование, концептуальное планирование, инструментальное конструирование, практическое воплощение. Приведены примеры исследовательских проектов. Предложен перечень методических образовательных продуктов. Описаны варианты применения облачных технологий в образовании.
дистанционные образовательные технологии
дистанционное обучение
эвристический подход
технология модерации
проектная деятельность
1. Лапенок М.В. Подготовка педагогов для дистанционного образования // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С.191-197.
2. Пьянников М.М. К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование» // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С.41-45.
3. Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Скрипкина Ю.В. Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации // «Эйдос»: интернет-журнал. – 2013. – № 2; URL: http://eidos.ru/journal/2013/0329-10.htm (дата обращения: 01.03.2017).
4. Шкапенко Т.М. Электронное обучение: актуальное состояние проблемы в вузовской системе образования России и зарубежных стран // Вестник МГИМО Университета. – 2013. – № 6 (33). – С.71-76.
5. Шукшина Т.И., Еналеева Н.И. Модерация как гуманитарная технология повышения квалификации педагогических кадров вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №8. – С.71-82.

Дистанционное обучение получает все более широкое распространение в современной системе образования. При организации образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам оно позволяет гибко регулировать учебную нагрузку и активизировать самостоятельную познавательную деятельность слушателей. Цель данной статьи – обобщение опыта применения дистанционных образовательных технологий (далее, ДОТ) в рамках осуществления профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава вуза по программе «Педагогика и психология в образовании».

Актуальность проблемы внедрения обучения с применением ДОТ усиливается явным противоречием образовательной среды высшей школы – цифровым разрывом между поколениями преподавателей и студентов. Т.М. Шкапенко называет современных студентов, выросших в мире цифровых технологий, коренным цифровым населением [4]. В то время как множество преподавателей продолжают оставаться цифровыми иммигрантами. Академическая лекция противоречит привычному для студентов мультимедийному способу представления информации. Пути разрешения выявленного конфликта лежат в области активного приобщения профессорско-преподавательского состава к практике онлайн-обучения.

Дистанционный формат обучения традиционно рассматривается как обмен учебными материалами между удаленными субъектами образования [2]. Обучающийся прослушивает лекции, получает задания по освоению содержания. Преподаватель транслирует знания, оценивает степень усвоения информации. Такая стратегия обучения мало пригодна для целей профессиональной переподготовки.

В институте дополнительного образования Оренбургского государственного аграрного университета по программе «Педагогика и психология в образовании» проходят обучение преподаватели, имеющие значительный опыт педагогической деятельности, но не имеющие педагогического образования. Программу осваивают кандидаты и доктора сельскохозяйственных, ветеринарных и технических наук. Наши слушатели – высокомотивированная аудитория, обладающая развитыми научно-исследовательскими навыками и обширными житейскими психолого-педагогическими знаниями.

Основная цель переподготовки по данной программе – помочь преподавателям переосмыслить собственный педагогический опыт, стимулировать их профессиональное самосознание и педагогическое мышление, способствовать усвоению методологии психолого-педагогического исследования.

В процессе освоения программы у слушателей совершенствуются следующие профессиональные компетенции: проектирует образовательный процесс (ПК-1); диагностирует образовательный процесс (ПК-2); организует образовательный процесс (ПК-3); анализирует образовательный процесс (ПК-4).

При организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) по дополнительным профессиональным программам мы берем за основу эвристический подход, разработанный в научной школе А.В. Хуторского. Доминантой эвристической стратегии образования выступает личный опыт слушателей, их индивидуальная деятельность по созданию разнообразных учебно-методических продуктов. Как отмечает А.В. Хуторской, в процессе дистанционного обучения эвристического типа обмен информацией выполняет функцию вспомогательной среды для организации собственной созидательной деятельности обучающихся [3]. При этом образовательный результат слушателя отражает личностные особенности и специфику профессиональной деятельности и не всегда совпадает с ожиданиями преподавателя курса.  

Дистанционное обучение по дополнительным профессиональным программам основывается на следующих принципах:

- индивидуальная образовательная траектория слушателя, опора на его личностные смыслы и психические ресурсы;

- креативное обучение, преобладание творческих заданий;

- более высокая значимость поисковой активности слушателя по отношению к освоению готовых культурных образцов;

- создание конкретного образовательного продукта как цель образования;

- рефлексия образовательных результатов.

Рассматривая компоненты информационной деятельности педагога, как участника дистанционного образовательного процесса, М.В. Лапенок обращает особое внимание на выбор педагогически обоснованной модели обучения [1]. Реализуя обучение с применением ДОТ по дополнительным профессиональным программам, мы используем базовые элементы технологии модерации. Слово «moderare» в переводе с латинского означает управлять, регулировать, приводить в равновесие. Применительно к образовательному процессу модерация подразумевает эффективную организацию интерактивного общения [5].

Цель применения модерации – оптимальное использование времени, энергии и потенциала всех участников образовательного процесса. Эффективность данной технологии определяется активизацией аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся. При использовании технологии модерации принципиально меняется роль преподавателя. Он преимущественно выполняет роли консультанта и наставника.

Управляемая коммуникация между преподавателем и слушателями программы переподготовки включает следующие этапы:

- инициация – начало общения, создание установки на восприятие, эмоционального настроя;

- погружение в тему – обобщенная характеристика изучаемой области знания, описание актуальности темы, постановка проблемных вопросов;

- работа с ожиданиями слушателей – постановка и обсуждение индивидуальных целей изучения, планирование образовательного маршрута, проектирование желаемого результата;

- передача и объяснение информации;

- аналитическая работа слушателей;

- рефлексия, подведение итогов;

- эмоциональная разрядка.

Достижение целей модерации осуществляется посредством обеспечения следующих процессов:

- эффективного взаимодействия участников;

- упорядоченного обмена информацией;

- наглядности хода и результатов обучения;

- познавательной мотивации, стремления к достижениям;

- мониторинга образовательного процесса;

- рефлексивной деятельности преподавателя и слушателей.

В качестве организационной формы эвристической дистанционной переподготовки мы используем проектные методы обучения. Проектная деятельность направлена на создание субъективно и объективно новых явлений окружающей действительности, отличающихся от уже известных своими свойствами и характеристиками. Осваивая программу, слушатели выполняют исследовательские проекты, разрабатывают разнообразные методические продукты, принимают участие в профессиональных конкурсах, взаимодействуют в рамках профессиональных сообществ,

Основными элементами проектной деятельности слушателей являются следующие:

- дидактическое ориентирование – выбор темы, анализ актуальности проблемы, определения типа проекта, формулирование названия, ознакомление с правилами проектной деятельности, уточнение количества участников проекта и необходимых ресурсов;

- концептуальное планирование – разработка методологического аппарата исследования, формулировка целей и задач, выдвижение гипотезы, определение желаемого результата, планирование форм презентации и отчетности, распределение обязанностей между участниками, создание информационной базы;

- инструментальное конструирование – анализ средств осуществления проекта, способов получения информации, особенностей интерпретации и представления результатов;

- практическое воплощение – реализация проекта, выполнение запланированных видов деятельности, реализация взаимодействия;

- продуктивная рефлексия – оценка процесса выполнения проекта и полученных результатов, выявление причин отклонения, анализ вклада каждого участника, проверка аргументированности выводов;

- подготовка презентации и защита проекта.

Приведем в качестве примера темы некоторых исследовательских проектов:

- «Изучение взаимосвязи локализации контроля и успешности учебной деятельности студентов»;

- «Исследование взаимосвязи самооценки личности студента и успешности учебной деятельности»;

- «Изучение особенностей профессионального самоопределения студента»;

- «Изучение и развитие атенционных способностей студентов в процессе обучения»;

- «Изучение и развитие мнемических способностей студентов в процессе освоения экономических дисциплин»;

- «Эффективные средства организации перцептивной деятельности студентов в процессе обучения»;

- «Формирование мыслительных операций студентов на примере изучения правовых дисциплин»;

- «Влияние стиля индивидуальной деятельности преподавателя на эмоциональную сферу студента»;

- «Образ преподавателя глазами студентов»;

- «Изучение типологических особенностей как основа индивидуализации обучения»;

- «Изучение особенностей межполушарной асимметрии как основа дифференциации обучения»;

- «Изучение и развитие общекультурных компетенций студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин»;

- «Изучение и развитие профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания дисциплин ветеринарного профиля».

Выполняя проект, слушатели самостоятельно планируют и организуют констатирующий эксперимент, обрабатывают и интерпретируют данные, разрабатывают научно-обоснованные рекомендации. Как итоговое мероприятие после освоения программы переподготовки проводится публичная презентация и защита проектов. Каждый слушатель знакомит коллег с полученными данными, происходит живое обсуждение разработанных рекомендаций, обмен опытом.

В качестве экспертов на защиту приглашаются профессора педагогического университете, члены учебно-методической комиссии и наиболее опытные преподаватели нашего вуза. Эксперты оценивают работы слушателей по заранее продуманным критериям:

- актуальность выбранной темы;

- соответствие целей и задач;

- реализация компетентностного подхода;

- учет требований профессиональных стандартов;

- разработанность методологического аппарата исследования;

- выраженность авторской позиции исследователя;

- прогностичность применяемых методов и методик;

- применение математических методов обработки результатов исследования;

- обоснованность выводов;

- адекватность представленных дидактических ресурсов;

- реализуемость разработанных рекомендаций;

- правильность оформления и особенности презентации проекта.

Результаты оценки выражаются в баллах и заносятся в специальный протокол.

Информация о планируемом мероприятии размещается на сайте университета. Посетить его может любой желающий. Публичные защиты исследовательских проектов неизменно пользуются популярностью и становятся традиционным ярким событием общественной и научной жизни вуза. Проявляют активный интерес не только преподаватели, но и студенты, и представители администрации. За большим круглым столом разгораются дискуссии, рождаются новые идеи, спонтанно возникают творческие объединения, инициируются интересные и полезные начинания. Слушатели, проживающие в отдаленных населенных пунктах, принимают участие в защите при помощи конференц-связи, программы Skype или возможностей системы дистанционных коммуникаций и обучения (СДКО).

Материалы выполненных проектов оформляются в виде статей и выкладываются на сайте электронной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты».

Осваивая программу переподготовки, слушатели создают собственные учебно-методические продукты:

- образовательные программы;

- дополнительные профессиональные программы;

- дистанционные курсы и мастер-классы;

- рабочие программы дисциплин/модулей;

- учебно-методические комплексы;

- учебные и учебно-методические пособия, электронные учебники;

- конспект лекции, практического занятия, лабораторной работы, воспитательного мероприятия;

- дидактические ресурсы (презентации, тесты, задания, авторские приемы и т.д.).

Разработанные учебно-методические продукты выкладываются на сайте вуза в специальном разделе «Методическая копилка». Каждая разработка сопровождается подробным описанием, включающим обоснование, разъяснение алгоритма и технологии создания, особенностей применения, анализа продуктивности. Разработчики получают обратную связь от коллег, преподавателей курса и экспертов. Предоставляя материалы, авторы дают свое согласие на использование персональных находок в профессиональной деятельности коллег, дополняют материалы шаблонами, схемами, таблицами и другими инструментами, облегчающими перенос в другую педагогическую ситуацию. По желанию авторов отдельные разработки рецензируются, подается заявка на получение патента.

В обязательном порядке наши слушатели осваивают интерактивные средства обучения: мультимедийные презентации, двумерная и трехмерная компьютерная графика, флэш- и gif-анимация.

Помимо перечисленных выше учебно-методических ресурсов, которые являются традиционными для системы образования, мы уделяем особое внимание использованию возможностей облачных технологий. Слушатели практикуются в реализации образовательного потенциала всевозможных онлайн-сервисов и приложений:

- онлайн доска – интерактивное средство, объединяющее различные учебные материалы, позволяющее не только просматривать, но и редактировать размещенную информацию (сonceptboard,realtimeboard, linoit и др.);

- конструктор сайтов (Wix, Google сайты,Wordpress, SetUp);

- сервисы для ведения блогов (Блог.ру, Blogger, социальные сети, Sway);

- объединение, систематизация имеющегося контента по определенной теме (сборник мультимедийных ресурсов – multimediascrapbook, список сайтов – hotlist, treasurehunt, subjectsampler);

- интернет-ресурсы для организации проектной деятельности студентов (webquest);

- специализированные образовательные сервисы (i-exam.ru, umapalata.com, onlinetestpad.com);

- приложения для организации работы преподавателя (Миниплан, Трелло, Тимер).

Разработав и оформив учебно-методические продукты, слушатели принимают участие в профессиональных конкурсах: «Неделя качества ОГАУ», ежегодный внутривузовский конкурс индивидуального мастерства, конкурс мультимедиа презентаций, конкурс электронного портфолио, «Лучшая научная статья», конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов и др.

Осуществляя дистанционное обучение по дополнительным профессиональным программам, мы проектируем не только профессиональные компетенции слушателей, но и учитываем эмоциональные аспекты педагогической деятельности. Труд преподавателя сопровождается множеством эмоциогенных факторов, большинство из которых носят разрушающий характер. Большинство педагогов остро нуждаются в восполнении затраченных внутренних ресурсов, в поддержке и заинтересованном общении со стороны коллег. Для решения этой задачи мы мотивируем слушателей на активное участие в профессиональных сообществах, таких как «Социальная сеть работников образования», «Мой университет», «Методисты.ру», «Инфоурок»,«RusEdu», «e-Learning PRO» и др. Многие наши слушатели создают собственные профессиональные сообщества в социальных сетях. Общение с активными, творческими коллегами благоприятно сказывается на профессиональной мотивации преподавателя, стимулирует рефлексию, повышает удовлетворенность процессом и результатом труда, формирует чувство общности, стимулирует креативное мышление, заставляет двигаться вперед, активизирует профессиональное и личностное саморазвитие.

Реализация обучения с применением ДОТ по дополнительным профессиональным программам на основе принципов эвристического подхода, позволяет превратить процесс профессиональной переподготовки в надежный инструмент повышения качества образования.


Библиографическая ссылка

Алехина Н.В., Ларина Е.Н. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26371 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674