Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ ХИРУРГОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИРЛАНДИЯ

Кочубей В.В. 1
1 Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
Рождение в России 7 лет назад новой специальности пластического хирурга привело к появлению программы клинической ординатуры, дающей легальное право после ее окончания выполнять оперативные вмешательства без ограничения области применения или технической сложности. Внедряемая система аккредитации врачей обязывает их к ежегодному набору фиксированного количества образовательных кредитов (часов). Однако выбор тем усовершенствования осуществляет врач самостоятельно, независимая оценка его индивидуальных потребностей профессионального развития не предусматривается. Подобное упущение может негативно сказаться на результатах нововведения. Рассматриваемые в статье особенности подготовки пластических хирургов в Ирландии, как-то: наличие базовой хирургической подготовки, независимость организаций, оценивающих прогресс подготовки врачей, активная работа врача с профессиональным сообществом и другие позволят определить более оптимальную траекторию непрерывного профессионального развития отечественного пластического хирурга, соответствующую мировым стандартам подготовки.
пластическая хирургия
постдипломное обучение
непрерывное профессиональное образование
аккредитация
1. Видеоселекторное совещание Минздрава России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.agmu.ru/prepodavatelyu/novosti-i-obiavleniia/tatiana-semenova-novyy-zakon-pozvoliaet-sdelat-ordinaturu/ (дата обращения: 18.03.2017).
2. Chand M., Faruque M., Dabbas N., Nash G.F. Modernising medical careers and the British surgeons of the future // Br J Hosp Med (Lond). – 2010. – May № 71(5). – Р. 282-5.
3. Plastic, Reconstructive & Aesthetic Surgery – Training Pathway [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rcsi.ie/index.jsp?p=1600&n=1920&a=0 (дата обращения: 18.03.2017).
4. Higgins R., Cavendish S., Gregory R. Class half-empty? Pre-registration house officer attendance at weekly teaching sessions: implications for delivering the new Foundation Programme curriculum // Med Educ. – 2006. – Sep. № 40(9). – Р.877-83.
5. Postgraduate Trainingin Ireland [Электронный ресурс]. – URL: http://www.medicalcareers.ie/about/specialty-grades/ (дата обращения: 18.03.2017).
6. Application Routes [Электронный ресурс]. – URL: https://www.medicalcouncil.ie/Registration-Applications/First-Time-Applicants/Specialist-Registration.html (дата обращения: 18.03.2017).
7. What you need to make your application online [Электронный ресурс]. – URL: https://www.medicalcouncil.ie/Registration-Applications/What-Division-of-the-Register-are-you-eligible-for/Specialist-Registration.html (дата обращения: 18 .03.2017).
8. GMC Designated bodies: understanding the rules [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gmc-uk.org/doctors/revalidation/12390.asp (дата обращения: 18.03.2017).
9. Guidance Supporting information for appraisal and revalidation [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gmc-uk.org/RT___Supporting_information_for_appraisal_and_revalidation___
DC5485.pdf_55024594.pdf (дата обращения: 18.03.2017).
10. AccreditationPortal [Электронный ресурс]. – URL:http://accreditation.rcseng.ac.uk/ (дата обращения: 18.03.2017).
11. Esposito P., Dal A. Canton. Clinical audit, a valuable tool to improve quality of care World J. Nephrol. – 2014. – Nov. 6; 3(4). – Р. 249-255.

Развитие пластической хирургии в России происходило одновременно со всем остальным миром. Но, несмотря на значительный вклад отечественных хирургов в реконструктивную и эстетическую хирургию, специальность пластического хирурга появилась в номенклатуре врачебных специальностей лишь 7 лет назад. Первоначально доступ к специальности был разрешен через циклы профессиональной переподготовки, которые могли пройти врачи-хирурги, имеющие за плечами не менее 5 лет практической работы. Вот почему среди практикующих пластических хирургов со стажем множество «выходцев» из общей хирургии, травматологии, челюстно-лицевой хирургии и иных хирургических специальностей. Начиная с 2015 года, единственный путь к пластической хирургии лежит через двухгодичную клиническую ординатуру по специальности. Хотя в профессиональном сообществе активно обсуждаются необходимость увеличения срока обучения в ординатуре и введение многоуровневой подготовки, где ординатура станет лишь начальным этапом [1], сегодня право заниматься пластической хирургией, во всем ее многообразии, дает сертификат специалиста, вручаемый выпускнику ординатуры после успешной итоговой аттестации. Предполагается, что врач-ординатор должен сформировать компетенции, обозначенные в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Хотя ФГОС является единым, но понимание указанных компетенций, особенно в отсутствии Профессионального стандарта пластического хирурга, у каждой образовательной организации свое. Поэтому так разительно отличаются рабочие программы, разработка которых возложена на образовательные учреждения. Но не только этим обусловлен разный уровень подготовки пластических хирургов в ординатуре. Коммерциализация образовательной сферы приводит к снижению требований к поступающим в ординатуру не внебюджетной основе, а также к их достижениям, результатам промежуточной и итоговой аттестации. Проводимая в последние годы модернизация системы непрерывного медицинского образования (НМО) направлена на исправление недостатков подготовки. Необходимость ежегодного прохождения образовательных и научно-практических мероприятий несомненно способствует профессиональному развитию. Но, следует отметить, что уровень сложности хирургических вмешательств, относящихся к пластической реконструктивной и эстетической хирургии, колоссально разнится. Вот почему в отношении дополнительного профессионального образования пластических хирургов было бы рационально установить этапность их профессионального развития, обозначить перечень требований к допуску хирурга на очередной этап обучения и, соответственно, практической деятельности. Добиться обозначенных введений возможно в рамках внедряемого механизма аккредитации, предоставив дополнительные возможности профессиональному сообществу.

В этой связи, детальное изучение зарубежных систем подготовки и профессионального развития пластических хирургов, особенно в период модернизации отечественной системы НМО, позволит избежать ненужных ошибок и использовать накопленный положительный опыт.

Методы исследования

Контент анализ 146 публикаций, посвященных системе подготовки и непрерывному профессиональному развитию врачей, в том числе пластических хирургов, в Ирландии, а также Интернет-ресурсов 6 медицинских школ Ирландии и ассоциации пластических хирургов Ирландии.

Результаты исследования

История системы подготовки пластических хирургов в Ирландии насчитывает более 50 лет. Система постдипломного обучения пластических хирургов в Ирландии во многом сходна с таковой в Великобритании, которая, как известно, последние десятилетия считается образцовой и активно заимствуется. В течение двух лет с 2005 по 2007 год в Ирландии постепенно проводилась так называемая «модернизация» профессионального развития врачей, ставящая своей целью не только приведение к единому знаменателю американскую и европейскую школу постдипломного обучения, но также, из-за тяжелой экономической ситуации, пересмотр системы распределения рабочих мест [2]. В настоящее время специальность пластического хирурга является, с одной стороны, самой востребованной среди выпускников ирландских медицинских школ, с другой, наиболее труднодоступной для обучающегося. Звание пластического хирурга, прошедшего полный курс обучения, присваивается выпускнику медицинской школы минимум через 10 лет [3]. Для сравнения, в России этот период составляет 2 года. На любом этапе десятилетнего обучения врача могут отчислить за неуспеваемость, а успешно прошедший обучение может не пройти экзамен по вступлению в профессиональное общество. Однако спрос на обучение пластической хирургии значительно превышает предложение. Закономерно, что соперничество между выпускниками дает приемным комиссиям свободу отбора абитуриентов с наиболее подходящими характеристиками и высокими показателями успеваемости.

Процесс становления пластического хирурга в Ирландии схематически представлен на рис. 1. Срок обучения во всех медицинских школах составляет 6 лет, вне зависимости от местонахождения или количества обучаемых. Однако обучение может быть сокращено на год, если у абитуриента уже имеется высшее образование с отметкой в аттестате о прохождении необходимого числа часов по биологии, математике и другим смежным предметам. После успешной итоговой аттестации выпускнику медицинской школы присваивается сразу две степени «MB, BCh» (Bachelor of Medicine, Bachelor of Surgery, на латыни: Medicinae Baccalaureus, Baccalaureus Chirurgiae), что означает «бакалавр медицины», бакалавр хирургии. В некоторых медицинских школах награждают также степенью BAO (Bachelor of Obstetrics, на латыни: Baccalaureus in Arte Obstetricia) или бакалавр акушерства, что является уникальной для Ирландии, в том числе Северной, степенью – дань традициям, сложившимся в медицинских школах до XIX века. Вне зависимости от названия полученной степени все выпускники, желающие работать врачом, поступают в интернатуру. Поступить в интернатуру в Ирландии могут не только выпускники местных медицинских школ, но и Норвегии, Дании, Швеции, Италии, Литвы, Соединенного Королевства, Люксембурга, Мальты, Польши, Португалии, Исландии, главное – сдать экзамен на знание английского языка.

Рис. 1. Маршрут подготовки Пластического хирурга

Интернатура, длящаяся один год, обязательна для всех без исключения выпускников медицинских школ. Обучение проходит на рабочем месте, где выпускник сразу же получает должность «Интерна» (intern), приравненную к должности «начинающего домашнего врача», с фиксированным заработком выше, чем у среднего медицинского персонала. Помимо обучения на рабочем месте предусмотрены академические часы на теоретические занятия [4], посещение которых является обязательным. Осуществление врачебной деятельности происходит под надзором сертифицированных врачей, ответственных не только за обеспечение условий для обучения, но и регулярную аттестацию бывших выпускников. Интерн начинает свою работу, как правило, в терапевтических отделениях с последующим обязательным переводом в отделения реанимации и отделения хирургического профиля, что в течение обучения позволяет создать не только универсального юного специалиста с широким кругозором, но и помогает осознанно выбрать будущую специальность. Окончив интернатуру, выпускник получает «сертификат опыта» (Certificate of Experience), который позволяет поступить на программу обучения специальности.

Обучение специальности проходит по двум маршрутам: через Базовую (Basic) и Высшую подготовку специалистов (Higher Specialty Training), занимающую в общей сложности до 8 лет, в зависимости от профессии, а также через «оптимизированную» подготовку (Streamlined Training), также занимающую от 6 до 8 лет (ST1-ST8).

Первый маршрут готовит специалистов по профессиям терапевтической направленности, а второй маршрут – хирургической. Вне зависимости от выбранной профессии, в первые два года врачам присваивается должность уровня старшего семейного врача, а последующие годы обучения дают должность на уровне специалиста [5]. Успешное преодоление любого из двух маршрутов завершается занесением имени врача в регистр специалистов Медицинского Совета Республики Ирландия (главного органа страны, отвечающим за регулирование деятельности врачей) [6]. Внесение в регистр позволяет автоматически подтвердить квалификацию врача во всех странах Евросоюза и, соответственно, работать на территории этих стран. Кстати, для внесения в регистр от врача требуется всего лишь номер паспорта и номер кредитной карты для списания ежегодных сборов [7].

Обучением будущих пластических хирургов заведует Королевская Коллегия Хирургов Ирландии (Royal College of Surgeons in Ireland), руководствуясь Программой Национальной Хирургической Подготовки (The National Surgical Training Programme), состоящей из: «стержневой хирургической подготовки» (Core Surgical Training) и, непосредственно, «высшей подготовки по специальности» (Higher Specialty Training). Шесть месяцев первого года (ST1) «стержневой подготовки» проходит в отделениях общей хирургии, еще шесть месяцев в отделениях других хирургических специальностей, второй год (ST2) в отделении выбранной специальности (рис. 2).

Рис. 2. Прогресс специалиста в программе подготовки по специальности (ST)

На протяжении двух лет слушателей регулярно оценивают с помощью инструмента «Оценки Компетентности и Служебной Производительности» (Competency Assessment and Performance Appraisal – CAPA). В конце второго года необходимо сдать экзамен на членство в Королевской Коллегии Хирургов (Member Exam of the Royal Colleges (MRCS)). Успешное завершение стержневой подготовки вознаграждается сертификатом ее освоения, позволяющим перейти на следующую ступень овладения специальностью. Помимо сертификата освоения предыдущей программы для поступления на «высшую хирургическую подготовку» требуется определенный уровень успеваемости за периоды ST1 и ST2, который оценивается с помощью CAPA, а также положительная степень научной активности. Поэтому большинство обучающихся после окончания первой программы делают одно- или двухгодичный перерыв в обучении, посвящая его научным исследованиям с обязательной публикации статей в рецензируемых журналах. В период последующей «высшей подготовки по специальности» врач ротируется между отделениями пластической хирургии, такими как отделение комбустиологии, краниофациальной хирургии, эстетической хирургии и прочие. На четвертом году «высшей подготовки», т.е. шестом году программы обучения специальности (ST6) хирургу необходимо сдать экзамены на «товарищество» в Королевской Коллегии Хирургов (Fellowship Exam of the Royal Colleges (FRCS)), одновременно считающимся выпускным. На сдачу последнего экзамена хирургу выделяется два года, т.е. период от ST6 до ST8. После успешной итоговой аттестации и вступления в общество на правах «товарища» в конце последнего года обучения выдается сертификат специалиста-пластического хирурга и лицензия на осуществление медицинской деятельности на территории страны.

Получив полную лицензию на работу, врач – пластический хирург обязан работать над продлением этой лицензии, срок которой истечет через 5 лет. Обновление лицензии заключается в прохождении независимой многоуровневой оценки соответствия знаний, навыков и отношения к работе. Оценка проводится на основе унифицированных стандартов Надлежащей Медицинской Практики (GMP), инструмента, разработанного Генеральным Медицинским Советом Ирландии (GMC) и предназначенного для регулирования всех аспектов медицинской практики.

Окончательное решение о продлении либо приостановке лицензии сохраняется за Генеральным Медицинским Советом Ирландии, хотя свое решение он основывает на сведениях и рекомендациях, получаемых от Локальных Коллегий по Обучению (LETB) [8]. Прикрепление к Локальной коллегии по обучению – самостоятельная задача врача. После прикрепления к одной из Локальных Коллегий пластическому хирургу назначается ответственный специалист, разъясняющий специфику работы над продлением лицензии. В обязанности ответственного специалиста входит корректировка индивидуального плана профессионального развития врача. Ответственный специалист, он же оценщик, это врач с полной лицензией, как правило, в той же области, что и оцениваемый. Задача оценщика – следить за профессиональным развитием в течение пятилетнего периода, чтобы дать необходимую для Совета рекомендацию на лицензиата, с которой GMC может согласиться или нет.

После составления плана по профессиональному развитию, отвечающему требованиям надлежащей медицинской практики (GMP), оценщик рассматривает присылаемые врачом-лицензиатом отчеты, входящие в состав Портфолио. Портфолио является основным инструментом для сбора, распределения и оценки информации о работе врача, необходимой для продления лицензии. В портфолио пластического хирурга выделено несколько разделов, отражающих разные стороны профессиональной активности: непрерывное профессиональное развитие, улучшение качества, «значимые события», отзывы коллег, отзывы пациентов, жалобы и комплименты [9].

Важнейшее место в структуре портфолио занимает непрерывное профессиональное развитие (НПР), представляющее собой систему доступа к бессрочному обучению на протяжении всей карьеры хирурга, созданную для поддержания и повышения его активности. Только то обучение, которое позволяет хирургу совершенствоваться как специалисту, будет засчитано оценщиком как профессиональное развитие. Поэтому хирург обязан согласовывать индивидуальный план НПР с оценщиком из Локальной Коллегии по обучению. Непрерывное профессиональное развитие охватывает сразу 3 сферы врачебной практики: клиническую, профессиональную и академическую. Время между тремя сферами хирург должен распределять равномерно. Знания по каждой из сфер врачебной практики можно получить следующими способами:

  1. Посещать хирургические учебные курсы и конференции, организуемые или курируемые профессиональным сообществом.
  2. Пользоваться библиотечными базами данных сообщества, в том числе онлайн (членам сообществ предоставляется неограниченный доступ к полным текстам статей).
  3. Публиковать научные статьи в рецензируемых журналах.
  4. Посещать занятия в медицинских музеях.

Все перечисленные мероприятия непременно должны быть аккредитованы профессиональным сообществом, о чем можно узнать из рассылаемого официального бюллетеня или на интернет сайте [10].

Оценка деятельности врача по улучшению качества практики происходит посредством участия в разборе клинических случаев или анализе результатов за весь пятилетний цикл [11]. Цель разбора в выявлении расхождений между текущей практикой врача и четко определенными и принятыми стандартами, с последующими корректировками практики, необходимыми для улучшения качества медицинской помощи, оказываемой пациенту.

«Значимые события» – это все негативные случаи из практики, повлекшие смерть пациента или причинившие вред его здоровью. Отчеты о таких случаях подаются работодателем, акцент делается на последовавших вслед за «событием» изменениях в практике.

Отзывы коллег и пациентов заносятся в утвержденные GMC персонифицированные опросники, что облегчает их рассмотрение и снижает вероятность подтасовки.

Все жалобы на врача за пятилетний цикл обязательно рассматриваются оценщиком из Коллегии, что дает возможность выявить слабые стороны практики и целенаправленно менять курс непрерывного профессионального развития.

Финансирование всей системы постдипломного образования происходит за счет членских взносов врачей, состоящих в профессиональных обществах и ассоциациях.

Обсуждение

На наш взгляд, положительным моментом в профессиональном развитии пластического хирурга в Ирландии является лицензирование врача. Причем получение лицензии на врачебную практику по пластической хирургии в Ирландии – это последовательный процесс освоения выпускником ВУЗа не только своей узкой специальности, но и включающий обязательную общехирургическую подготовку. Кроме того, весь путь, занимающий более 10 лет жизни, постоянно контролируется независимыми от образовательных учреждений организациями. А продление лицензии – не менее тяжелый процесс, обязывающий к перманентному улучшению профессиональной деятельности. Позитивно сказывается на профессиональном развитии пластического хирурга (даже состоявшегося) активное участие в его жизни, хирурга, профессионального общества, которое предоставляет широкий спектр возможностей для непрерывного профессионального развития. Немаловажную положительную роль в профессиональном развитии играют независимые оценщики отлокальных коллегий по обучению, которые корректируют индивидуальные планы обучения с учетом истинных потребностей хирурга, выявляя слабые стороны его профессиональной деятельности по результатам персональных проверок.

Заключение

Пациенториентированность, на которую направлена модернизация отечественного здравоохранения, подразумевает повышение качества медицинской помощи, которое напрямую зависит от уровня профессионального развития врача. Нововведения последних лет, коснувшиеся системы НМО, несомненно способствуют профессиональному развитию врача. Зарубежный опыт, доказавший свою состоятельность в отношении обеспечения высокого уровня профессионализма врачей, может быть активнее использован в отечественной системе подготовки и НМО.


Библиографическая ссылка

Кочубей В.В. ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ ХИРУРГОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИРЛАНДИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26414 (дата обращения: 14.06.2021).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074