Россия решает задачи цивилизационного уровня не только в высокотехнологической сфере, но и в сфере подготовки специалистов, способных эти наукоемкие технологии освоить и развивать. Сложная военно-политическая обстановка в мире диктует задачи консолидации профессионального образования в сфере подготовки военнослужащих [1, 2].
Разделяем мнение ведущих ученых о том, что современная педагогика и психология – сложноорганизованные науки, имеющие собственную структуру и «внутреннее устройство», потому для построения и осуществления образовательного процесса необходимо применять соответствующие методологические подходы [3]. В ХХI в. выделяется междисциплинарный подход (МД-подход), который логично встраивается в компетентностный подход, востребованный в регламентах ФГОС разного уровня [3-5]. Формирование компетенций – суть и результат целостного педагогического процесса, который должен быть содержательно наполнен и сконструирован в соответствии с профилем подготовки [4, 6].
Анализ педагогических публикаций (пособий, статей, монографий, диссертаций и др.) показал, что авторы, соглашаясь, по существу, с трендом междисциплинарности, отмечают терминологическую «разноголосицу», «расплывчатость» смысла, свойственную этому направлению исследований, – «перекрывающиеся» понятия «мультидисциплинарность», «полидисциплинарность», «интегративность», «трансдисциплинарность» [7-9]. Междисциплинарность «раздвигает» дисциплинарные границы, «исправляет» отдельные последствия чрезмерной специализации научных дисциплин [8, 9]. Понятие «междисциплинарность» нередко употребляют как синтез теоретического знания и технологий, знания и умений [10]. «Выход» из границ конкретных изучаемых УД допускает многообразную степень их взаимодействия. А.Н. Книгин заметил, что разные авторы в междисциплинарность умещают комплексный подход, системный подход вплоть до диалектического принципа всесторонности рассмотрения [8]. Подобная картина сопровождает любую сферу исследований, где проходит активное осмысление наработанного «багажа» с целью глубокой систематизации и классификации. Мы разделяем мнение коллег, что образование в целом, в том числе и профессиональное, должно формировать междисциплинарное мышление. Эта задача предполагает, что педагогический процесс следует наполнить соответствующими приемами преподавания, организовать учебную деятельность, формирующую междисциплинарное мышление [11–13]. Заметим, что междисциплинарные связи по УД «Экология» в военном образовании пока слабо отработаны, потому одна из проблем – выявление междисциплинарного потенциала и разработка соответствующих заданий.
Цель исследования – конструирование междисциплинарных связей учебной дисциплины (УД) «Экология» в системе подготовки военного инженера, презентация опыта военного вуза (примеры кейс-заданий).
Материал и методы исследования. Методологическая база исследования – междисциплинарный, системно-деятельностный, культурологический, синергетический и компетентностный подходы. Теоретические методы – выявление и систематизация значительного научно-педагогического «банка» (исследовано более полусотни публикаций только по проблеме междисциплинарных связей в высшем образовании), проведен анализ изученной литературы; практические методы – разработка кейс-заданий междисциплинарного содержания, их апробация в педагогическом эксперименте, включенное наблюдение и последующее интервьюирование обучающихся; внедрение в военно-педагогический процесс вуза разработанных материалов.
Результаты исследования и их обсуждение. Экологическая подготовка военных специалистов в филиале ВА МТО в г. Пензе ведется по смешанной модели обучения: учебная дисциплина (УД) «Экология» (8–9-й семестры), экологизированные модули УД «Общая и неорганическая химия», «Радиационная химическая и биологическая защита», «Безопасность жизнедеятельности» и др. В программе УД «Экология» по требованиям ФГОС ВО (3+) обозначены компетенции (общекультурные – ОК; общепрофессиональные – ОПК; профессиональные – ПК; военно-профессиональные – ВПК): ОК-1; ОК-4; ОК-5; ОК-8; ОПК-1; ОПК-5; ОПК-6; ОПК-7; ВПК.ОК-13; ВПК.ОПК-14; ВПК.ОПК-15; ВПК.ПК-34 [1]. Наполнение некоторых компетенций, формируемых при выполнении междисциплинарных кейс-заданий (ниже по тексту), приведено в таблице 1.
Таблица 1
Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы
Код |
Содержание компетенций: способность… |
ОК-1 |
… к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОК-4 |
…анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности |
ОПК-1 |
…решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе |
ОПК-5 |
…на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить |
ОПК-6 |
…самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания |
ОПК-7 |
…самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций |
ВПК.ОПК-15 |
…и готовность выполнять задачи по обеспечению безопасности военной службы в условиях повседневной деятельности войск |
Перед вузом стоит проблема создания учебного материала, который должен стать фундаментом для освоения обозначенных требованиями ФГОС компетенций [1], актуализировать имеющийся у субъекта образования познавательный опыт, охватить те сферы дисциплин подготовки, которые могут служить подтверждением уже известных законов экологии.
Толкование термина «механизм» позволяет выделить два базовых значения:
1) объект (например, приспособление, способствующее передаче некоего движения (энергии, информации) и причинно-следственную связь этого объекта);
2) концепция, система воззрений, руководящий теоретический принцип, выводящий на использование междисциплинарности в качестве «средства» (ресурса). Мы используем это толкование. Поясним на примере.
Изучение учебной дисциплины – освоение ее «языка» (термины, парадигмы, законы, специфические приемы предъявления информации и др.). Эти языки различны для естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических, технических дисциплин. Следует признать, что концептуальное объединение различных УД под силу выдающимся личностям. Такой образец педагогической деятельности в одной научной языковой нише был создан академиком Н.Н. Моисеевым (единый курс механики сплошных сред): «Очень важно, чтобы (аналогичные учебные дисциплины – наш комм.) читал один профессор. Только тогда достигается эффект системности» [14: с. 62]. Критику коллег относительно «правил преподавания», что «надо учить физике, а не каким-то моделям», Никита Николаевич отринул: «правильной способ обучения – формирование определенного типа мышления». Эта идея Н.Н. Моисеева была взята нами для обучения в интеллектуальном поле экологии.
Обозначим направления деятельности педагогической науки и совершенствования педагогического мастерства в проблематике МД-подхода [8, 13]:
– знание нескольких языков, охватывающих интеллектуальные поля наук;
– использование (возможно, создание) универсального (общего для некоторых направлений) междисциплинарного языка (например, математики, креольского языка, языков программирования – уже «работающие» МД-языки);
– разработка «банка» («кейсотека», депозитарий и т.п.) кейсов, примеров, решений, которые позволят продуктивно наполнить изучаемый материал примерами из сопряженных и, возможно, вполне «отдаленных» учебных дисциплин. Анализ ОПОП подготовки военного специалиста по каждой УД с позиции эколого-ориентированного содержания выявил, что «наполнить» их возможно экстенсивно (увеличивая количество часов на изучение – что мало вероятно) или интенсивно – за счет специально разработанных кейс-заданий, которые преподаватели вуза включают в лекции в качестве проблемных вопросов, стимулирующих мышление, а также решения кейс-заданий на семинарских, лабораторных, практических занятиях и на занятиях по самоподготовке курсантов.
Для достижения цели исследования решены следующие задачи:
– сконструированы программа и учебно-тематический план УД «Экология» со встроенными междисциплинарными связями совместно с дисциплинами общей профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки военного специалиста (фрагменты учебно-тематического плана приведены в таблице 2);
– разработан в соответствии с документацией по УД «Экология» комплекс разнообразных кейс-заданий МД-содержания (кейс-примеры; в таблице 3 биологические агенты в курсе экологии рассматривают как варианты биологического оружия) [13];
– отобраны хрестоматийные (художественные, научные, научно-публицистические и др.) тексты эколого-ориентированного содержания с МД-наполнением для проведения семинаров, лабораторных и практических занятий. Ко всем текстам разработаны кейс-задания (например, предлагается проанализировать пословицы и поговорки народов мира).
Приведем примеры кейсов междисциплинарного содержания (УД «Экология» – 8–9-й семестр по ОПОП подготовки военных инженеров).
Кейс 1. (Экология, Химия БЖД, Медподготовка, РХБЗ
Организация работы с личным составом – ОРЛС)
Человечество «приспособило» биосферу «под себя», экстремально преобразуя условия окружающей среды (создание искусственных дождей или их «отключение»; изобретение генетически модифицированных организмов, синтез новых веществ – для одежды, для еды, для лечения, изобретение форматов информационно-психологического, социального воздействия). И, хотя человечество называют Хозяином Биосферы, биологическую природу вида Ноmo sapiens sapiens игнорировать не получается. Это означает, что каждый экологический фактор может иметь как положительный, так и отрицательный эффект влияния на организм человека.
Инструкция. Ознакомьтесь с рисунком 1. Составьте схему, на которой отразите позитивное и негативное значение (влияние) животных для человека.
БИОТИЧЕСКИЕ факторы – фауна» (ядовитые и опасные животные, переносчики возбудителей болезней, – флора (ядовитые и лекарственные растения, пищевые ресурсы, – паразитические организмы (микрофлора воздуха, воды, почв, – биологические компоненты объектов (токсины, продукты обмена веществ и др.); – биоценозы (природные очаги болезней). |
Рис. 1. Классификация биотических факторов окружающей среды [13]
Таблица 2
Примеры междисциплинарных связей в соответствии учебно-тематическим планом УД «Экология»
Вид учебных занятий |
Междисциплинарные связи: |
Тема и учебные вопросы занятия |
Тема 1. Основы экологии и природопользования |
||
Л1 |
УД 28. Т 1; 2; 4-6 УД 40. Т 5/1; 5/4 УД 45. Т 10/1; 10/2 |
Занятие 1. Основы экологии 1. Введение. УД «Экология», ее роль и место в системе 2. Основные понятия экологии. 3. Законы экологии. |
Л2 |
УД 28. Т 1; 2; 4-6 УД 40. Т 5/1; 5/3; 5/5 УД 45. Т 10/1; 10/2 |
Занятие 2. Здоровье человека и окружающая среда. 1. Биосоциальная природа человека. 2. Воздействие экологических факторов на здоровье человека. |
С1 |
УД 28. 1; 4-6 УД 40. Т 5/1; 5/3; 5/5 УД 45. Т 10/1; 10/2 |
Занятие 4. Экологические факторы и их влияние организм 1. Абиотические факторы среды и их влияние на здоровье 2. Влияние биотических факторов на здоровье человека. |
С2 |
УД 28. Т 1, 2, Т 6 УД 40. Т 5/1 УД 45. Т 10/1; 10/2 |
Занятие 5. Элементы экологии популяций и сообществ 1. Характеристики популяции. Динамика популяций. 2. Отношения организмов в биоценозах. |
С3 |
УД 28. Т 1, 3-6 УД 40. Т 5/1; 5/3; 5/5 УД 45. Т 10/1; 10/2 |
Занятие 7. Глобальные проблемы окружающей среды. 1. Проблемы народонаселения и истощения ресурсов. 2. Проблема изменения климата на Земле. 3. Экология и практическая деятельность человека. |
Тема 2. Основы военной экологии |
||
Л7 |
УД 28. Т 1; 5, 6 УД 40. Т 5/1; 5/3; 5/5 УД 45. Т 10/1; 10/2 |
Занятие 1. Потенциальная экологическая опасность 1. Понятие военного объекта и военной техносистемы. 2. Взаимодействие военных объектов с окружающей |
Л10 |
УД 28. Т 1-6 УД 40. Т 5/1; 5/3; 5/5 УД 45. Т 10/1; 10/2 |
Занятие 6. Влияние военной деятельности на окружающую 1. Экологические последствия современных войн. 2. Потенциальная экологическая опасность ВС. |
Обозначения: Л – лекция, С – семинар; цифра – номер УД по основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки;
например: УД 28. Т. 3, 4 следует читать: УД 28 – «Безопасность
жизнедеятельности» (БЖД) – Тема 3, 4 по программе ОПОП;
УД 40. «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ); УД 45. «Медицинская подготовка».
Примерный вариант ответа
«+» |
− пища (молоко, мясо, яйца, мед и др.); − одежда (шерсть, кожа, замша и др.); − обувь (кожа, замша, валяная шерсть и др.); − предметы домашней обстановки (ковры, подушки и др.); − лекарства (яд змей, продукты пчеловодства, эндокринные препараты, − животные-«лекари» (собаки, кошки, лошади, дельфины и др.); санитария (мыло); − животные-«помощники» (собака, лошадь, кошка, верблюд, буйвол, лама, − воспитание ответственности («братья наши меньшие»); − формирование чувства прекрасного (украшения – перламутр, коралл); − животные на «военной службе» (собаки-санитары, крысы-саперы и т.д.). |
«–» |
− переносчики возбудителей болезней, паразиты; − пищевые конкуренты (грызуны, насекомые-фитофаги), против которых |
Рис. 2. Животные – человеку
Кейс 2. (Экология, Химия БЖД, Медподготовка, РХБЗ; ОРЛС)
В пословице виды информации («факт», подтекст, концепт-смысл) практически слиты; переход от конкретного информационного содержания к смыслу (сути) имеет сходство с «инсайтом» (озарением). Текст пословицы может иметь два плана – конкретно-образный и отвлеченно-переносный. Чтобы понять пословицу, нужно научиться «щелкать орешки» – различать «скорлупку» («факт»-информацию) и «ядрышко» (концепт-смысл) [11].
Инструкция. Прочитайте пословицы и поговорки (русские пословицы – без указания ссылки). На основе схемы (рис. 2) проанализируйте взаимовлияние организмов (популяций) разных видов друг на друга.
Зимой волка бойся, а летом – мухи.
Корова на дворе – еда на столе.
Дерево червь изнутри точит (азербайджанская).
Змею держи чужой рукой (турецкая).
И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
Ищи пчел, где липы цветут (немецкая).
Кто хочет искать жемчуг, должен нырять вглубь (английская).
Собака в доме хозяина — лев (персидская).
Кейс 3. (Экология, Химия БЖД, Медподготовка, РХБЗ; ОРЛС)
Инструкция. Проанализируйте воздействие факторов среды при кровопотере. Почему неглубокую загрязненную кровоточащую рану промывают токсичным пероксидом водорода?
Примерный вариант фрагмента ответа. Живые клетки содержат белки-ферменты (каталаза), расщепляющие высокотоксичное соединение пероксид водорода до кислорода и воды (используют только 3%-ный раствор). Кислород убивает анаэробные патогенные бактерии, тем самым обеззараживая рану.
Кейс 4. (Экология, Химия БЖД, Медподготовка, РХБЗ; ОРЛС)
Инструкция. Оцените влияние токсичных аэрозолей на организм человека. Почему у токсикоманов, нюхающих разнообразные агрессивные растворители, достаточно быстро развиваются процессы разрушения мозговой ткани (со всеми последствиями)?
Примерный вариант фрагмента ответа. Клетки мозговой ткани содержат липиды. Функция (значение) липидов – входят в состав мембранных структур; свойства липидов – не растворяются в воде, но растворяются в органических растворителях. Поэтому аэрозоли-растворители столь опасны для человека.
Кейс 5. (Экология, Химия БЖД, Медподготовка, РХБЗ; ОРЛС)
Боевая активность воина зависит от состояния его здоровья. Ухудшение состояния окружающей среды в значительной степени способствует распространению инфекционных заболеваний, структура которых в последние десятилетия несколько изменилась. Врачи-инфекционисты отмечают, что при снижении заболеваемости брюшным тифом, дизентерией значительно возросло количество заболеваний туберкулезом, стафилококковой инфекцией. В таблице 3 систематизированы данные по опасным видам заболеваний, вызываемых различными биологическими агентами (по законодательным актам международного уровня разработка биологического оружия запрещена. Однако, как свидетельствует факт обнародования в 2018 г. более тысячи документов, в Грузии зафиксированы факты гибели сотен людей в результате работы биолабораторий). Нельзя игнорировать растущие виды опасностей, которые потенциально могут быть разрабатываемы в 200 биолабораториях, которые окружили территорию России и о которых в декабре 2018 г. предупредил Н. Патрушев. Опасности, о которых предупреждены, уже позволяют говорить о спецподготовке Вооруженных Сил РФ для сбережения здоровья населения и личного состава ВС.
Инструкция. Проанализируйте каждую графу в таблице. 3. Вспомните соответствующие темы из УД «РХБЗ», «БЖД», «Медподготовка». Кто является возбудителем (переносчиком) указанных видов опасных заболеваний человека?
Заключение. Обеспечение подобного рода профессиональной деятельности педагогов поддерживается через отработанный механизм учебно-методической и научно-методической работы военного вуза:
– единый методический день – один раз в месяц все преподаватели вуза на кафедрах встречаются для обсуждения сугубо педагогических проблем преподавания (обзор наработанного материала, ознакомление коллег с результатами профессионально-педагогической работы; обозначение наиболее сложных и проблемных вопросов и т. п.);
– учет в преподавании схемы междисциплинарных структурно-логических связей (компонент создаваемых программных «продуктов» по каждой учебной дисциплине, входящей в ОПОП: рабочая программа, план учебно-тематического планирования и др.); схемы рецензируются коллегами, имеющими по отношению к «встраиваемому» интегративному содержанию функцию «внешнего эксперта»;
Таблица 3
Заболевания человека, вызванные биологическими агентами
Био- |
Вирусы |
Бактерии |
Простейшие |
Паразитические черви |
Паразитические |
||
Заболевания человека |
СПИД |
Ангина |
Малярия |
Круглые черви |
Трихоцефалез |
Актиномикоз – |
|
Грипп |
Скарлатина |
Токсоплазмоз |
Аскаридоз |
Стоматит |
|||
Гепатит |
Дифтерия |
Лейшманиоз |
Энтеробиоз |
||||
Энцефалит |
Туберкулез |
Бабезиоз |
Трихинеллез |
Аспергиллез |
|||
Брюшной тиф |
|||||||
Бешенство |
Лептоспироз |
Балантидиаз (инфузорная дизентерия) |
Дракункулез |
Кератомикоз |
|||
Ку-лихорадка |
|||||||
Эпидемический паротит |
Нокардиоз, или ложный |
Амебиаз (амебная |
Плоские черви |
Класс цепни |
Тениаринхоз |
Рубромикоз кожи |
|
Сальмонеллез |
Сонная болезнь |
Тениоз |
Стригущий лишай |
||||
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) |
Менинго-кокковый |
Болезнь Шагаса |
Цистицеркоз |
Эпидермофития |
|||
Гименолепидоз |
Кокцидиоидоз |
||||||
Сибирская язва |
Лямблиоз |
класс |
Эхинококкоз |
Гистоплазмоз |
|||
Корь |
Сифилис |
Урогенитальный |
Альвеококкоз |
Кандидозы |
|||
Краснуха |
Столбняк |
Трихомониаз |
Дифиллоботриоз |
Дерматофития |
|||
Оспа |
Холера |
Изоспороз |
Класс сосальщики |
Описторхоз Фасциолез Парагонимоз |
Трихофития |
||
Ветряная оспа |
Ботулизм |
Криптоспоридиоз |
Криптококкоз |
||||
Герпес |
Коклюш |
Саркоцистоз |
|||||
Полиомиелит |
Туляремия |
Бластоцистоз |
Примечание: Возбудители инфекций встречаются во всех средах обитания: атмосферном воздухе, почве, воде, поэтому представляют собой один из главных источников заражения.
– междисциплинарный диалог. Овладение педагогическим коллективом педагогическими новациями конвергентного характера и внедрение их в образовательный процесс позволяют поднять результативность обучения через рост интереса к изучаемой дисциплине (их комплексу), повышение познавательной активности (в том числе и через самостоятельный поиск курсантами смежных научных вопросов и проблем).
Библиографическая ссылка
Шурыгин С.В., Пономарёва О.Н. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВОЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28946 (дата обращения: 27.04.2024).