Специалисты в области физической культуры и спорта отмечают важность организации переходных каналов между массовым спортом и спортом высших достижений, в частности в системе подготовки резервов сборной команды страны [1, 2]. С этой целью в ряде нормативно-правовых актов содержится требование обратить внимание на развитие студенческого спорта. Социальная значимость развития студенческого спорта указана в распоряжении Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и приказе Министерства спорта Российской Федерации от 21.11.2017 № 1007 «Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанные документы призваны решить задачи в системе приоритетных направлений, в том числе обеспечивающих развитие физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в образовательных организациях высшего образования.
В студенческой среде баскетбол остается постоянно пользующимся популярностью видом спорта. Различные направления подготовки студенческих баскетбольных команд исследованы многими учеными. Нами определена как одна из актуальных проблем совершенствования подготовки баскетболистов – подготовка к действиям в нападении быстрым прорывом. Поскольку на сегодняшний день, с одной стороны, среди взглядов специалистов нет единого мнения по выбору методов подготовки и совершенствования техники и тактики нападения быстрым прорывом, с другой – технологическая модернизация диктует необходимость подбора средств и методов подготовки спортсменов в соответствии с современным состоянием развития науки и техники, было принято решение изучить состояние данного вопроса и спроектировать методику, особенностью которой будет являться организация цифрового образовательного пространства, позволяющего расширить возможности педагогического воздействия, осуществляя обучение и вне границ спортивного зала [3].
Цель исследования – разработать методику технико-тактической подготовки баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом с использованием цифровых технологий.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, психофизиологические тесты, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ научной и научно-методической литературы позволил сформировать взгляд на оценку технико-тактической подготовленности баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом. Ориентируясь на основные положения теории и методики контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов и учитывая точку зрения специалистов, в том числе В.М. Зациорского и Е.П. Ильина, акцентирующих внимание на важности развития тактического мышления, поскольку «тактические ходы и варианты реализуются посредством двигательной деятельности, но выбор их – это результат мыслительной деятельности спортсмена», мы определили структурные показатели технико-тактической подготовленности отдельного спортсмена к действиям в нападении быстрым прорывом: сформированность мыслительных функций, специальных знаний, тактического мышления, психомоторных способностей и освоенность техники [4-6].
Результаты констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 35 спортсменов – студентов I–IV курсов специализации «Баскетбол» ФГБОУ ВО «ВГАФК», позволили сделать вывод о том, что большинству баскетболистов свойственны невысокие показатели сформированности мыслительных функций, специальных знаний и тактического мышления. Данный факт явился основанием для разработки средств, направленных на их совершенствование. С этой целью нами определена направленность средств обучения, подобраны комплексы физических упражнений и разработаны комплексы цифровых средств, опосредованно влияющие на уровень технико-тактической подготовленности баскетболистов. Всего разработано 8 комплексов, которые легли в основу экспериментальной методики технико-тактической подготовки баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом с использованием цифровых технологий.
Разработанная методика предусматривает деятельность как в режиме тренировок в спортивном зале, так и в дистанционном режиме. Для последнего в методике уточнены используемые средства коммуникации:
– для индивидуальных действий (системы дистанционного обучения, электронная почта);
– для групповых взаимодействий (облачные сервисы, мессенджеры, платформы видеоконференций).
Выбор средств обучения осуществляли в соответствии с поставленными задачами и режимами деятельности. В условиях спортивного зала применяли средства спортивной тренировки: общеподготовительные упражнения, специальные подготовительные упражнения и избранные соревновательные упражнения. В удаленном режиме использовали разработанные цифровые средства: электронные интерактивные ресурсы и коллаборативные задания.
Формирующий педагогический эксперимент проходил в период с сентября 2019 г. по март 2020 г. на базе кафедры теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВО «ВГАФК». В нем приняли участие 15 спортсменов, являющихся членами мужской студенческой сборной команды по баскетболу. В 3 из 5 тренировочных занятий в неделю 25% времени (20–25 мин) выделяли на технико-тактическую подготовку баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом согласно предложенной методике.
Реализация методики проходила в 3 этапа. На 1-м этапе – подготовительном – в условиях осуществления деятельности в спортивном зале применяли средства для развития психомоторных способностей и повышения уровня специальной физической подготовленности спортсменов. Были подобраны и объединены в комплекс специальные физические упражнения, направленные на развитие быстроты движений и ловкости, развитие реакции на движущийся объект. Результатом внедрения данных комплексов упражнений явился существенный прирост по всем рассмотренным показателям, за исключением показателя реакции на движущийся объект в части результатов среднего времени. Измерение рассматриваемых показателей проводили с помощью программно-аппаратного комплекса BioMouse (табл. 1).
Таблица 1
Показатели сформированности психомоторных способностей баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента
Участники |
Реакция на движущийся объект |
Способность к быстрым логическим операциям |
Простая зрительно-моторная реакция, мс |
Сложная зрительно-моторная реакция, мс |
||||||||
Количество правильных ответов, % |
Среднее время, мс |
Количество правильных ответов, % |
Среднее время, мс |
|||||||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
У1 |
100 |
100 |
11 |
10 |
100 |
100 |
3781 |
3580 |
170 |
168 |
293 |
280 |
У2 |
100 |
90 |
–25 |
–11 |
100 |
90 |
5648 |
4648 |
166 |
170 |
281 |
265 |
У3 |
70 |
90 |
–38 |
–11 |
90 |
100 |
3392 |
3300 |
197 |
185 |
306 |
295 |
У4 |
60 |
90 |
162 |
12 |
100 |
100 |
5652 |
5152 |
172 |
167 |
322 |
312 |
У5 |
50 |
100 |
–28 |
–10 |
80 |
100 |
5119 |
4850 |
177 |
180 |
274 |
264 |
У6 |
100 |
100 |
14 |
13 |
100 |
100 |
5648 |
5044 |
208 |
198 |
307 |
289 |
У7 |
100 |
100 |
101 |
10 |
80 |
90 |
8002 |
7655 |
198 |
188 |
345 |
324 |
У8 |
100 |
100 |
–11 |
–9 |
100 |
100 |
5814 |
4688 |
177 |
182 |
250 |
244 |
У9 |
100 |
100 |
22 |
25 |
100 |
100 |
8094 |
7756 |
186 |
186 |
303 |
291 |
У10 |
100 |
100 |
–10 |
10 |
100 |
100 |
2589 |
2488 |
164 |
170 |
236 |
225 |
У11 |
100 |
90 |
3 |
5 |
70 |
90 |
4547 |
3781 |
169 |
158 |
266 |
251 |
У12 |
100 |
100 |
13 |
13 |
80 |
100 |
4793 |
3841 |
193 |
187 |
309 |
300 |
У13 |
80 |
100 |
12 |
11 |
100 |
100 |
3853 |
3462 |
177 |
172 |
274 |
265 |
У14 |
100 |
100 |
300 |
30 |
80 |
100 |
4676 |
4488 |
180 |
180 |
303 |
287 |
У15 |
70 |
90 |
310 |
31 |
80 |
90 |
6745 |
5634 |
198 |
181 |
321 |
312 |
W=3 |
W=49 |
W=2,5 |
W=7 |
W=17,5 |
W=15 |
Примечание: Wкр=22, =0,05.
С целью формирования базы специальных знаний с помощью программного обеспечения iSpring Suite 8.5 разработаны цифровой инструментарий – электронный интерактивный образовательный ресурс «Изучение правил игры и основных положений судейства в баскетболе» и система тестовых материалов. Результатом внедрения данного инструмента в педагогический процесс тренировки мужской студенческой сборной команды по баскетболу стало достоверное улучшение (при =0,05) индивидуальных показателей сформированности специальных знаний баскетболистов (рисунок).
Показатели сформированности специальных знаний баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента (баллы)
На 2-м этапе – основном – в режиме осуществления деятельности в условиях спортивного зала применяли средства, способствующие формированию умений и навыков групповых тактических взаимодействий и совершенствованию технической подготовки. С этой целью были подобраны комплексы упражнений на совершенствование тактических умений в нападении быстрым прорывом, которые следовало выполнять как в упрощенных, так и в вариативных условиях, и упражнений, способствующих формированию умений осуществлять технические приемы при передвижении на высокой скорости. В условиях удаленного режима применяли средства, направленные на совершенствование мыслительных функций и формирование тактического мышления.
Для совершенствования мыслительных функций подобраны упражнения, направленные на развитие внимания и темпа восприятия информации. Задания отправляли в обычный чат одного из мессенджеров. Измерение показателей проводили с помощью корректурной пробы Ландольта. Результатом внедрения данного инструмента в педагогический процесс студенческой сборной команды по баскетболу стало достоверное улучшение показателей скорости переработки информации и продуктивности, характеризующих сформированность мыслительных процессов (табл. 2).
Таблица 2
Показатели сформированности мыслительных процессов баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента
Участники |
Скорость переработки информации, усл. ед |
Продуктивность, усл. ед. |
||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
У1 |
1,07 |
1,26 |
246 |
234 |
У2 |
1,18 |
1,41 |
253 |
263 |
У3 |
1,08 |
1,11 |
281 |
330 |
У4 |
0,84 |
0,82 |
230 |
210 |
У5 |
1,30 |
1,44 |
265 |
330 |
У6 |
1,10 |
1,20 |
326 |
340 |
У7 |
0,93 |
0,91 |
167 |
160 |
У8 |
1,34 |
1,56 |
328 |
341 |
У9 |
1,29 |
1,41 |
340 |
349 |
У10 |
0,89 |
0,85 |
193 |
187 |
У11 |
0,87 |
0,84 |
148 |
150 |
У12 |
1,04 |
1,09 |
198 |
236 |
У13 |
1,07 |
1,12 |
212 |
289 |
У14 |
1,37 |
1,35 |
289 |
312 |
У15 |
1,01 |
1,02 |
224 |
242 |
W=21,5 < Wкр=22, =0,05 |
W=21 < Wкр=22, =0,05 |
Для организации взаимодействия по вопросу развития тактического мышления в качестве средств коммуникации использовали групповой чат одного из мессенджеров. Выбор группового чата обусловлен спецификой разработанных заданий – коллаборативных. Такие задания предполагают совместную деятельность – распределение функций между участниками и совместное решение. Оценку данного показателя проводили с помощью разработанного в тестовой системе iSpring Suite 8.5 цифрового инструмента, включающего вопросы по видеофрагментам, демонстрирующим действия баскетболистов в нападении быстрым прорывом. Анализ результатов проведенного исследования позволил установить достоверные изменения каждого из показателей сформированности тактического мышления: количества правильных ответов и времени выполнения. Средний балл по тесту до эксперимента составлял 80,3±10,3 балла и повысился до 86,4±8,1 балла после эксперимента. Больше всего трудностей у участников эксперимента вызвали задания, моделирующие сложные игровые ситуации, в которых следовало учитывать расстановку защитников на площадке. С такого рода заданиями до эксперимента не справились 47% игроков, после эксперимента – лишь 20% баскетболистов. Стоит отметить общую тенденцию в группе – чем меньше времени уходило на принятие решения, тем больше ошибок игроки допускали. Среднее время выполнения заданий до эксперимента составляло 190,20±37,33 с, после эксперимента – 175,53±27,74 с.
По показателям освоенности техники также зафиксированы положительные существенные изменения (табл. 3).
Таблица 3
Показатели освоенности техники баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента
Участники |
Передача мяча (на точность) 30 с, кол-во |
Передача мяча (на время) 30 с, кол-во |
Скоростное ведение (до забитого), с |
Комбинированное упражнение (до забитого), с |
||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
У1 |
29 |
31 |
32 |
32 |
9,72 |
9,55 |
10,54 |
10,49 |
У2 |
30 |
30 |
32 |
32 |
10,34 |
9,88 |
10,73 |
10,57 |
У3 |
33 |
33 |
33 |
33 |
11,50 |
10,47 |
11,60 |
10,51 |
У4 |
30 |
31 |
30 |
31 |
10,37 |
10,11 |
10,90 |
10,60 |
У5 |
27 |
28 |
28 |
29 |
10,50 |
10,31 |
10,68 |
10,55 |
У6 |
24 |
26 |
28 |
30 |
9,56 |
9,30 |
10,92 |
10,61 |
У7 |
27 |
29 |
28 |
29 |
10,34 |
9,77 |
10,49 |
10,52 |
У8 |
39 |
39 |
39 |
39 |
10,06 |
10,08 |
10,20 |
10,15 |
У9 |
38 |
36 |
38 |
38 |
11,85 |
11,45 |
11,94 |
11,52 |
У10 |
31 |
32 |
32 |
33 |
10,50 |
10,03 |
10,50 |
10,42 |
У11 |
23 |
25 |
27 |
30 |
10,40 |
9,53 |
10,87 |
10,68 |
У12 |
28 |
30 |
30 |
31 |
10,17 |
10,11 |
10,72 |
10,82 |
У13 |
32 |
31 |
34 |
34 |
10,30 |
10,35 |
10,81 |
10,68 |
У14 |
37 |
37 |
37 |
37 |
10,60 |
9,47 |
10,78 |
10,56 |
У15 |
26 |
26 |
29 |
31 |
11,20 |
11,70 |
11,42 |
11,34 |
tр=1,98 |
tр=3,29 |
tр =3,18 |
tр=2,85 |
Примечание: tкр=2,05, =0,05.
На третьем этапе – заключительном – в условиях спортивного зала применяли средства, направленные на совершенствование индивидуальных действий, групповых и командных взаимодействий в нападении быстрым прорывом. Использовали двухстороннюю игру с созданием игровых ситуаций, решение которых возможно при выполнении тактических взаимодействий, изученных ранее. Проведенное исследование показателей специальной физической подготовленности баскетболистов выявило достоверное изменение показателей прыжка вверх: до эксперимента этот показатель составлял 61,1±4,3 см, а после эксперимента – 62,2±3,9 см. Статистически значимого влияния реализуемой методики на показатели бега 28 м (стартовая скорость) спортсменов не отмечено: результаты в среднем по группе изменились с 1,65±0,16 с до 1,60±0,17 с.
Сравнительный анализ показателей действий в нападении быстрым прорывом студенческой сборной команды до и после эксперимента по результатам серии игр показал, что в целом результативность действий повысилась на 13%.
Заключение. Таким образом, доказана целесообразность применения разработанных комплексов физических упражнений и включения цифрового контента в тренировочный процесс баскетболистов. Использование возможностей цифровых технологий позволяет в условиях дефицита тренировочного времени в удаленном режиме осуществлять технико-тактическую подготовку баскетболистов в направлении развития их мыслительных способностей, специальных знаний и тактического мышления. Эффективность методики технико-тактической подготовки баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом с использованием цифровых технологий подтверждена результатами педагогического эксперимента. Идею использования цифрового контента и средств коммуникации в указанном направлении можно применять и в других игровых видах спорта.
Библиографическая ссылка
Йосипенко К.А., Стеценко Н.В., Болгов А.Н. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29990 (дата обращения: 27.04.2024).