Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

«ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ

Киргинцева Н.С. 1 Киргинцев М.В. 1 Нечаев С.А. 1
1 Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"»
В статье проведен анализ диссертационных исследований по педагогическим научным специальностям, рассматривающих различные аспекты развития языковой личности обучающихся. Проанализированы 19 работ, посвященных изучению конструкта «языковая личность» в контексте профессионального образования. Определено, что диссертационные исследования, посвященные указанной проблеме, защищены по трем научным специальностям: «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания», а также «Теория и методика профессионального образования». Количество работ по каждой из указанных специальностей неодинаково: меньше всего подвергались анализу особенности развития языковой личности в диссертациях по теории и методике профессионального образования. Кроме того, диссертации по указанной научной специальности и наиболее поздние по срокам защиты. В результате сделан вывод о том, что вопрос формирования и развития языковой личности в проблемном поле «теория и методика профессионального образования» научно-педагогическим сообществом разработан недостаточно. Ученых чаще всего интересует целостная картина, отражающая исследуемый конструкт в совокупности всех его компонентов. В качестве основной модели языковой личности в подавляющем большинстве исследований используется трехуровневая модель Ю.Н. Караулова. Внимание уделяется развитию языковой личности будущих филологов и лингвистов. Однако есть и работы, раскрывающие особенности развития языковой личности специалистов других профилей. Диссертаций, посвященных изучению особенностей формирования языковой личности специалистов, получающих высшее образование по техническим специальностям, крайне мало, что свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы и необходимости проводить исследования в данном направлении.
языковая личность
педагогические науки
профессиональное образование
высшее образование
студент
модель языковой личности
диссертация
1. Презентация «Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон новых возможностей)». [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/prezent_273fz-13.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
2. Григорьева-Голубева В.А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности): автореф. дис. … докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 2002. 43 с.
3. Иванова Г.А. Педагогические основы формирования языковой личности посредством культуры иноязычного чтения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2000. 22 с.
4. Емельянова З.В. Формирование интерактивной компетенции языковой личности при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2000. 18 с.
5. Птицына И.Ф. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов (на материале изучения японского языка и культуры): автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2008. 22 с.
6. Хлызова Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2011. 22 с.
7. Протченко О.П. Формирование языковой личности учителя начальных классов в педагогическом училище: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1997. 21 с.
8. Игнатова И.Б. Обучение грамматическому строю русской речи иностранных студентов-филологов как основа формирования языковой личности будущего учителя: дис. … докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. 410 с.
9. Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: автореф. дис. … докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 48 с.
10. Дерябина Н.А. Развитие языковой личности студентов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 22 с.
11. Лысенко Н.Е. Развитие языковой личности при обучении русскому и иностранному языкам в неязыковом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2006. 22 с.
12. Андреева С.М. Формирование коммуникативной культуры "вторичной" языковой личности иностранных студентов-филологов в процессе обучения русскому языку (подготовительный факультет): автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2004. 20 с.
13. Мордас С.Б. Формирование грамматико-коммуникативной компетенции "вторичной" языковой личности франкоговорящих иностранных студентов при изучении предложно-падежных конструкций с пространственным значением: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2004. 19 с.
14. Смыкунова Н.В. Прецедентные феномены в речевом общении русской языковой личности и процессе обучения русскому языку как иностранному: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2003. 19 с.
15. Дрянгина Е.А. Обучение студентов-филологов ассоциативно-образным средствам репрезентации языковой личности учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2011. 22 с.
16. Абдулмянова И.Р. Формирование специального двуязычного тезауруса как составляющего компонента языковой личности переводчика в экономической сфере (французский язык): автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 20 с.
17. Юрьева А.В. Лингвориторический идеал как фактор становления профессиональной языковой личности будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Сочи, 2002. 22 с.
18. Дацун Н.А. Билингвальная подготовка будущего юриста как профессиональной языковой личности (на материале изучения английского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 23 с.
19. Годунова С.Ю. Педагогические условия развития языковой личности студента технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 25 с.
20. Пивкин С.Д. Самореализация языковой личности переводчика в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Ульяновск, 2012. 46 с.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет профессиональное развитие человека как одну из основных целей образования, осуществляемую (реализуемую) через профессиональное и дополнительной образование. Профессиональное образование призвано формировать специалиста, обладающего, кроме набора специальных знаний в определенной области, широким кругозором, то есть личность, способную решать задачи в своей профессиональной области посредством профессионального самоопределения. Идея развития личности является одной из основных для данного Закона, а концепт «личность» входит в пять ключевых понятий [1].

Категория личности широко используется как в бытовом, так и в научном дискурсе и имеет множество толкований. Вместе с тем реализация идеи формирования и развития личности в образовательном процессе требует конкретизации данного понятия. Учитывая, что передача и усвоение знаний независимо от предметной области происходят с помощью языка, представляется целесообразным рассмотреть использование конструкта «языковая личность» в области образования. Поскольку лишь наука способна наиболее полно и точно охарактеризовать какое-либо явление, на наш взгляд, логично обратиться к рассмотрению исследуемого понятия в диссертационных работах, посвященных указанной проблеме.

Целью исследования являлось выявление доминирующей модели языковой личности, используемой в диссертациях, контингента обучающихся, исследуемого в каждой конкретной работе, и цели изучения языковой личности в работах, посвященных профессиональному образованию.

Материал и методы исследования

Для выявления диссертаций, в которых используется данный конструкт, были использованы поисковые системы сайтов Высшей аттестационной комиссии (https://vak.minobrnauki.gov.ru) и электронной библиотеки диссертаций disserCat (https://www.dissercat.com/) как наиболее валидные источники информации по научным работам, защищенным на территории Российской Федерации. Поиск проводился по наличию данного конструкта в названии диссертаций. Правомерность данного подхода обусловлена тем, что в названии диссертации в концентрированном виде заключены цель, предмет и объект исследования.

Проведенный поиск позволил выявить 248 диссертаций, защищенных с середины 1990-х гг. до 2019 г. включительно. Из них 207 работ были выполнены по филологическим наукам, 31 – по тематике педагогических наук, 3 работы относились к философским наукам, 2 – к психологическим, 4 – к культурологическим и 1 – к социологическим наукам.

Для нашего исследования интерес представляет изучение взглядов исследователей на применение конструкта «языковая личность» в контексте профессионального образования (уровень высшей школы). Поэтому из 31 диссертации в области педагогических наук мы отобрали для анализа 19 работ, удовлетворяющих данному условию. Диссертации охватывают области научных специальностей «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания», «Теория и методика профессионального образования». Основным методом исследования выступил теоретический анализ текстов диссертационных работ, защищенных в РФ по педагогическим наукам.

Результаты исследования и их обсуждение

По научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» (шифр 13.00.01) в период 1997–2011 гг. защищено 6 диссертаций, из них 1 – на соискание ученой степени доктора педагогических наук В.А. Григорьевой-Голубевой [2] и 4 кандидатские диссертации Г.А. Ивановой [3], З.В. Емельяновой [4], И.Ф. Птицыной [5], О.П. Протченко [6], Ю.Н. Хлызовой [7]. Результаты анализа указанных работ приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа диссертационных исследований по научной специальности 13.00.01

Автор

исследования

Модель языковой личности

Цель изучения

языковой личности

Контингент обучающихся

В.А. Григорьева-Голубева

Авторская

Развитие

« ... гуманистических ценностей языковой личности» [2, c. 6]

Студенты – будущие педагоги

Г.А. Иванова

Ю.Н. Караулова

Форми­рование

« ... языковой личности в процессе становления личностно-образующего потенциала иностранного языка... » [3, c. 7]

Студенты – будущие юристы

З.В. Емельянова

Ю.Н. Караулова

Формирование

« ... интерактивной компетенции языковой личности ... » [4, с. 4]

Студенты – будущие экономисты

И.Ф. Птицына

Ю.Н. Караулова

Формирование

« ... межкультурной компетенции вторичной языковой личности ...» [5, с. 4]

Студенты – будущие экономисты

О.П. Протченко

Ю.Н. Караулова

Формирование

 «.... языковой личности учителя начальных классов .... » [6, с. 1]

Студенты – будущие педагоги

Ю.Н. Хлызова

И.И. Халеевой

Формирование

«.... медиакомпетентности вторичной языковой личности ... » [7, с. 3]

Студенты – будущие лингвисты

 

Можно констатировать, что диссертации по специальности 13.00.01 посвящены в основном формированию либо языковой личности студентов в целом, либо отдельных ее компонентов. Лишь в диссертации Ю.Н. Хлызовой в качестве обучающихся выступают студенты лингвистических специальностей. В остальных диссертациях обучающимися являются студенты педагогических, юридических и экономических специальностей. В 4 из 6 диссертаций за основу принята модель языковой личности Ю.Н. Караулова. В диссертации Ю.Н. Хлызовой используется модель вторичной языковой личности И.И. Халеевой. И лишь в 1 работе используется авторская модель языковой личности (В.А. Григорьевой-Голубевой).

Поиск диссертаций по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания», затрагивающих конструкт «языковая личность», за период с 1990 г. по 2019 г. позволил выявить 9 работ. Первые диссертации были защищены в 1997 и 1999 гг., остальные – в период с 2003 по 2013 гг. Это диссертации И.Б. Игнатовой [8], Л.П. Халяпиной [9], Н.А. Дерябиной [10], Н.Е. Лысенко [11], С.М. Андреевой [12], С.Б. Мордас [13], Н.В. Смыкуновой [14], Е.А. Дрянгиной [15] и И.Р. Абдулмяновой [16] (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа диссертационных исследований по научной специальности 13.00.02

Автор

исследования

Модель языковой личности

Цель изучения

языковой личности

Контингент обучающихся

И.Б. Игнатова

Ю.Н. Караулова

« ... создание ... системы обучения грамматическому строю русского языка .... в соответствии с концепцией формирования грамматической компетенции языковой личности» [8, с. 11]

Иностранные студенты – будущие филологи

Л.П. Халяпина

Ю.Н. Караулова

« ... системы формирования поликультурной языковой личности ...» [9, с. 6]

Студенты – будущие филологи

Н.А. Дерябина

Ю.Н. Караулова

« ... разработка ... модели развития языковой личности ... » [10, с. 5]

Студенты-нефилологи

Н.Е. Лысенко

Ю.Н. Караулова

«... создании методики развития языковой личности ... » [11, с. 5]

Студенты-нефилологи

С.М. Андреева

Ю.Н. Караулова, И.И. Халеевой

«Создание ... методической системы формирования коммуникативной культуры ... » [12, с. 2]. « ... “вторичной” языковой личности» [12, с. 2]

Иностранные студенты – будущие филологи

С.Б. Мордас

И.И. Халеевой

« ... создание .... лингвометодической модели формирования грамматико-коммуникативной компетенции “вторичной” языковой личности ... » [13, с. 2]

Иностранные студенты подготовительных факультетов

Н.В. Смыкунова

Ю.Н. Караулова

« ... определение роли и места прецедентных феноменов в структуре русской языковой личности ... » [14, с. 2]

Иностранные студенты

Е.А. Дрянгина

Ю.Н. Караулова

« ... разработка ... методики обучения студентов-филологов использованию метафоры и прецедентного текста как ассоциативно-образных средств репрезентации языковой личности педагога» [15, с. 5]

Студенты – будущие филологи

И.Р. Абдулмянова

Ю.Н. Караулова

«... обоснование роли специального тезауруса в становлении языковой личности» [16, с. 7]

Студенты – будущие экономисты

 

В данной группе можно выделить исследования, посвященные формированию или развитию языковой личности. Среди них докторская диссертация Л.П. Халяпиной [9], а также выполненные в этом же ключе диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Н.А. Дерябиной [10] и Н.Е. Лысенко [11].

В остальных работах рассматриваются вопросы развития отдельных компонентов языковой личности (компетенций, тезауруса, прецендентных феноменов (текстов) и т.д.). Из 9 диссертаций только в 3 в качестве обучающихся рассматриваются студенты-нефилологи. В 2 диссертациях в основе структуры языковой личности используется модель языковой личности И.И. Халеевой, причем в диссертации С.М. Андреевой одновременно применяется модель Ю.Н. Караулова. Последняя также используется в остальных диссертациях.

Анализ диссертационных работ по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» показал, что за исследуемый период (с 2002 по 2012 гг.) были защищены 4 диссертации. К ним относятся кандидатские диссертации А.В. Юрьевой [17], Н.А. Дацун [18], С.Ю. Годуновой [19] и докторская диссертация С.Д. Пивкина [20]. Результаты анализа работ представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты анализа диссертационных исследований по научной специальности 13.00.08

Автор

исследования

Модель языковой личности

Цель изучения

языковой личности

Контингент обучающихся

А.В. Юрьева

А.А. Ворожбитовой

« .... процесс становления профессиональной языковой личности будущего учителя ... » [17, с. 4]

Студенты – будущие педагоги

Н.А. Дацун

А.А. Ворожбитовой

Подготовка « ... будущего юриста в качестве профессиональной языковой личности ... » [18, с. 5]

Студенты – будущие юристы

С.Ю. Годунова

Ю.Н. Караулова

Развитие « ... языковой личности студентов технического вуза» [19, c, 5]

Студенты технических вузов

С.Д. Пивкин

Ю.Н. Караулова

Самореализация « .... языковой личности переводчика в системе дополнительного профессионального образования» [20, c. 4]

Специалисты технического или экономического профиля

 

Общим для указанных работ является то, что в них рассматривается становление профессиональной языковой личности. В 2 диссертациях в качестве основы структуры языковой личности используется модель языковой личности А.А. Ворожбитовой, в 2 других – модель Ю.Н. Караулова. Первые 3 диссертации рассматривают вопросы развития языковой личности студентов. В диссертации С.Д. Пивкина исследуемый контингент – профессионалы, повышающие свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования. Следует отметить, что только 1 диссертация (А.В. Юрьевой) ориентирована на профессионалов-педагогов (в частности, филологов), 3 остальные рассматривают вопросы формирования языковой личности юристов (Н.А. Дацун) и специалистов технических специальностей (С.Ю. Годунова, С.Д. Пивкин).

Заключение

Проведенный анализ позволил констатировать, что из 19 диссертаций, защищенных по проблемам развития языковой личности по научным специальностям, занимающихся вопросами профессионального образования, 9 связаны с лингвистами и филологами, а в 10 контингент – специалисты других профилей. Только в 1 диссертации рассматриваются вопросы формирования языковой личности состоявшихся профессионалов. На этом основании можно сделать вывод о том, что научно-педагогическим сообществом разрабатывается проблема формирования и развития языковой личности специалиста. Причем исследователей в основном интересует целостная картина, отражающая исследуемый конструкт в совокупности его компонентов. Многие ученые уделяют внимание развитию языковой личности будущих специалистов в области филологии и лингвистики, хотя есть работы, раскрывающие особенности развития языковой личности специалистов других профилей. Работ, посвященных изучению особенностей формирования языковой личности специалистов, получающих высшее образование по техническим специальностям, крайне мало, что свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы. Вместе с тем, по нашему мнению, исследование вопросов формирования и развития языковой личности специалистов негуманитарного профиля в процессе профессионального образования крайне актуально. Несмотря на то что такие специалисты значительную часть времени функционируют в системе «человек – машина», перечень универсальных компетенций, критичных для качественного выполнения ими своих профессиональных обязанностей, включает и способность к эффективной коммуникации на родном и как минимум одном иностранном языке, а также способность работать в команде, выдвигать и обсуждать идеи, принимать решение на основе анализа вербализованной информации. Как показал проведенный анализ, педагогические исследования заимствуют уже хорошо изученные и описанные в работах по филологическим наукам конструкты. Доминирующей моделью, лежащей в основе подавляющего большинства диссертационных исследований, является трехуровневая модель Ю.Н. Караулова, что, на наш взгляд, свидетельствует о ее релевантности междисциплинарным антропоцентрическим исследованиям. Однако некоторые ученые считают необходимым разрабатывать авторские модели, дополняя и конкретизируя уже существующие. Все это актуализирует необходимость изучения вопросов формирования языковой личности специалистов любого профиля на основе междисциплинарного подхода.


Библиографическая ссылка

Киргинцева Н.С., Киргинцев М.В., Нечаев С.А. «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30257 (дата обращения: 26.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074