Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Максимова С.М.К. 1
1 ГБОУ г. Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова»
В статье представлена образовательная среда детского сада, способствующая формированию у старших дошкольников целостной картины мира средствами театрализованной деятельности. Она обозначена автором как театрализованная образовательная среда дошкольной образовательной организации и раскрыта как открытая система, направленная на обеспечение благоприятных условий развития старших дошкольников в указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования областях при формировании у них целостной картины мира. Отмечено неоднозначное определение в отечественной науке понятия «образовательная среда», структуры образовательной среды и содержания ее компонентов. Раскрыты результаты констатирующего исследования, которые позволили сделать вывод об актуальности выделения в дошкольной образовательной организации в рамках опытно-экспериментальной работы образовательной среды с включением средств театрализованной деятельности для формирования у детей целостной картины мира. Структура театрализованной образовательной среды определена автором при опоре на принципы дошкольного образования и включения театрализованной деятельности дошкольников в целостный педагогический процесс. Выделены социальный, коммуникативный, деятельностный, предметно-пространственный и дидактический компоненты; раскрыто их содержание. Показаны задачи формирующего эксперимента, решенные при использовании в педагогическом процессе указанной образовательной среды и способствующие эффективному формированию у детей целостной картины мира.
дошкольники
формирование целостной картины мира
образовательная среда
1. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
2. Брыкин Ю.В. Анализ понятия «образовательная среда» в современных научных исследованиях // Вестник РАМТ. 2016. № 1. С. 86-90.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 25.11.2020).
4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: ФИРО, 2014. 96 с.
5. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 117 с.
6. Киселева И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности: монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 124 с.
7. Батуева С.В. Вопросы социализации дошкольников в детской театральной студии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 1. С. 50-52.
8. Максимова С.М.к., Зацепина М.Б. Подготовка педагогов к формированию у старших дошкольников целостной картины мира // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29961 (дата обращения: 14.11.2020).

Для реализации в педагогическом процессе дошкольного отделения ГБОУ «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» г. Москвы (с 2017 г. «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова») опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников целостной картины мира (ЦКМ) средствами театрализованной деятельности нами была выделена способствующая этому образовательная среда.

В отечественной науке содержание понятия «образовательная среда» определено неоднозначно. Различные теоретические модели образовательной среды предложены В.В. Рубцовым, В.А. Ясвиным, В.И. Слободчиковым, В.И. Пановым, В.П. Лебедевой и иными учеными [1, с. 71–84]. Анализ содержания указанного понятия в современных условиях развития российской и зарубежной науки выполнен В.Ю. Брыкиным [2]. К характеристикам образовательной среды исследователи относят способ организации среды;  интегративность как отражение взаимосвязи субъектов процесса образования в различных условиях его реализации; насыщенность ресурсами и др. Они  указывают на субъектное определение образовательной среды в соответствии с личностными смыслами и ценностями, рассматривают ее как продукт проектирования воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная среда дошкольной образовательной организации (ДОО) должна способствовать обеспечению социальной ситуации развития детей и соответствовать сформулированым в этом документе требованиям к ней [3, п. 3.1, п. 3.3]. Методическое сопровождение организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОО разработано О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой и иными авторами [4]. Особенности ее моделирования раскрыты О.В. Дыбиной, Л.А. Пеньковой, Н.П. Рахмановой [5] и иными учеными. Авторами включены в структуру развивающей предметно-пространственной среды ДОО информационный и коммуникативный потенциал социокультурного окружения, пространство для игровой, коммуникативной, художественной продуктивной, театрализованной и прочей детской деятельности, средства обучения, развития и воспитания детей, характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, психологический климат, познавательные интересы дошкольников и др. При изучении условий становления у дошкольников социокультурного опыта И.Е. Киселевой [6] выделена образовательно-театрализованная среда ДОО; С.В. Батуевой [7] показаны «социализирующие возможности» среды детской театральной студии в учреждении дополнительного образования. Однако методическое обеспечение организации образовательной среды ДОО, способствующей формированию у старших дошкольников ЦКМ при включении средств театрализованной деятельности, представлено недостаточно.

Цель исследования: выявить на этапе констатирующего эксперимента актуальность организации в ДОО образовательной среды, способствующей формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности; уточнить в ходе формирующего эксперимента структуру и содержание этой среды.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели в ходе констатирующего исследования при нашем непосредственном участии были выполнены анкетирование педагогов ДОО – воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, инструкторов по физкультуре, педагогов дополнительного образования, старших воспитателей и методиста (всего 40 человек); изучение их планирования взаимодействия с детьми за последние 2 учебных года, а также материалов консультаций для воспитателей; наблюдения за работой педагогов при непосредственно образовательной и свободной деятельности дошкольников. Нас интересовали использование педагогами средств театрализованной деятельности в процессе формирования у детей картины мира и содержание выделенной для этого развивающей образовательной среды.

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности в рамках формирующего эксперимента нами уточнены структурные компоненты образовательной среды ДОО и их содержание. В исследовании приняли участие 100 дошкольников  6-го и 7-го года жизни из старших и подготовительных групп ДОО.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов констатирующего исследования показал следующее:

  • детская театрализованная деятельность преимущественно представлена в воспитательно-образовательном процессе ДОО в структуре праздников и музыкальных развлечений, а также при реализации разработанной педагогами программы музыкально-эстетического развития детей в дополнительном образовании ДОО;
  • педагоги реализуют в сюрпризных моментах непосредственно образовательной деятельности дошкольников их общение с костюмированными сказочными персонажами и куклами разных видов театра, но преимущественно действуют с куклами сами; роли указанных персонажей также исполняют взрослые;
  • развивающая предметно-пространственная среда в некоторых группах содержит тематически оформленные уголки, среди которых «Настольный театр», «Пальчиковый театр», «Русская изба» и др. Дети проявляют интерес к размещенным в них куклам, плоскостным фигурам и предметам быта, но используют их в свободной деятельности как атрибуты ролевых игр с бытовым сюжетом. У дошкольников не сформированы навыки совместной со сверстниками режиссерской и сюжетной театрализованной игры по содержанию знакомых сказок и произведений детской художественной литературы с указанными выше средствами;
  • педагоги редко планируют включение театрализованной деятельности детей в процесс формирования, расширения и систематизации у них представлений о социальном мире, ценностных ориентирах, правилах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также реализацию для этого совместной театрализованной деятельности дошкольников со сверстниками или театрализованной деятельности детей со взрослыми;
  • в методической работе с педагогами ДОО вопросы целенаправленного использования театрализованной деятельности дошкольников для организации социальной ситуации развития отражены фрагментарно;
  • при анкетировании педагогов ДОО 72,5% респондентов выразили заинтересованность в использовании театрализованной деятельности для формирования у старших дошкольников ЦКМ и указали на готовность к повышению своей компетентности в этом направлении.

Все это позволило нам сделать выводы о недостаточном использовании педагогами потенциала театрализованной деятельности для становления у дошкольников социального опыта и актуальности выделения в ДОО обогащенной средствами театрализованной деятельности образовательной среды. Такую среду мы обозначили как театрализованную образовательную среду ДОО и рассматриваем ее как открытую систему, направленную на обеспечение благоприятных условий развития детей в указанных во ФГОС ДО областях при формировании у них ЦКМ. Структура этой системы определена нами при опоре на принципы дошкольного образования и принцип включения театрализованной деятельности в целостный педагогический процесс. Она представлена социальным, коммуникативным, деятельностным, дидактическим и предметно-пространственным компонентами, между которыми существуют прямые и обратные связи.

Социальный компонент включает формирование у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями) представлений о семейных ценностях, культурных традициях; нравственных и моральных понятиях, эстетических категориях; явлениях, событиях природного и социального мира с учетом представленной на разных уровнях успешности формирования у дошкольников компонентов ЦКМ [8]; удовлетворение познавательных потребностей дошкольников с учетом их возрастных особенностей, интересов, инициативности, творческих способностей; подготовку педагогов к формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности.

Коммуникативный компонент представлен формированием потребности дошкольников в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при реализации совместной театрализованной деятельности, при познавательном и личностном общении с ними; формированием форм внеситуативного общения в проблемных ситуациях, при обсуждении вопросов о нравственно-этических проблемах и отношениях между людьми, при оценке поступков персонажей детских литературных произведений и сказок, а также непосредственно наблюдаемых поступков своих сверстников, при самооценке ребенком собственных поступков; использованием речевых и неречевых средств общения для выражения эмоционального отношения к различным социальным явлениям и создания образов персонажей в театрализованной деятельности; взаимодействием субъектов воспитательно-образовательного процесса при подготовке и реализации совместной театрализованной деятельности; межличностными взаимоотношениями.

Деятельностный компонент представлен театрализованной, художественно-эстетической и познавательной деятельностью старших дошкольников (индивидуальной или совместной с педагогами, родителями, сверстниками) при знакомстве с разными видами театра и художественными произведениями (в процессе подготовки к их театрализации), создании выразительных сценических образов; художественном изображении эпизодов предстоящего театрализованного действия, изготовлении атрибутов и декораций для игровой театрализованной деятельности; а также при выполнении речевых и ритмопластических упражнений, этюдов и иного для формирования практических умений при создании образа и принятии роли; театрализованными играми, драматизациями сцен по выбранным сюжетам.

Например, формированию у детей понятий категорий «пространство» способствуют упражнения в ритмопластике, пантомиме, разыгрывание совместно со сверстниками мини-сценок, оформление декорациями и атрибутами территории театрализованной деятельности, подвижные игры, физкультурные упражнения для развития ловкости, меткости и др. Взаимодействие взрослых и детей с учетом привлекательного для каждого дошкольника способа самовыражения способствует реализации личностно-ориентированного подхода при формировании у детей ЦКМ.

Предметно-пространственный компонент представлен помещениями и прочими пространствами ДОО, в которых реализуется индивидуальная или совместная со сверстниками, взрослыми художественно-театрализованная деятельность детей; информативно доступной для старших дошкольников детской научно-популярной и художественной литературой; наглядными пособиями, техническими средствами обучения и развития дошкольников; разными видами театра, декорациями, костюмами, атрибутами для театрализованных игр и др.

Например, подведению дошкольников к определению места в системе картины мира нравственных понятий способствуют знакомство с произведениями детской художественной литературы («Цветик-семицветик» В.П. Катаева, «Маленький принц»   А. де Сент-Экзюпери) в процессе их слушания и просмотра спектаклей по сюжетам этих произведений с использованием настольного, стендового и верхового видов театра; беседы с детьми по содержанию каждого произведения; творческое дополнение сюжета; создание образов персонажей с помощью рисования, мимики, пантомимы, выразительной речи. Кукольные игры с персонажами пальчикового театра также способствуют осознанию детьми сути понятий «роль», «выразительность», «эмоции»; формированию коммуникативных навыков и умений взаимодействовать со сверстниками.

В целом предметно-пространственный компонент театрализованной образовательной среды обеспечивает формирование развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям п. 3.3. ФГОС ДО.

Дидактический компонент включает содержание воспитательно-образовательной деятельности – формирование у дошкольников представлений о природном и социальном мире, подведение детей к их обобщению и систематизации, конструированию ЦКМ; средства формирования у детей целостной картины мира – театрализованную деятельность, народные игры с использованием малых форм фольклора, произведений детской художественной литературы, сказок; технические средства обучения; театры разных видов; декорации и др.; методы формирования социокультурного опыта дошкольников – информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский; формы организации театрализованной деятельности старших дошкольников – самостоятельную творческую художественно-театрализованную детскую деятельность; коллективные режиссерские игры и игры-драматизации;  театрализованные занятия в дополнительном образовании; совместную театрализованную деятельность и др.  

Содержание структурных компонентов театрализованной образовательной среды может быть изменено педагогами с учетом развития познавательных потребностей и интересов дошкольников, принятия детьми этических норм, успешности формирования у них произвольного поведения и культурных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития самостоятельности, умения проявлять инициативу. Изменения возможны и при внешнем воздействии (например, при уточнении педагогами задач, способствующих формированию у детей ЦКМ; организации сетевого взаимодействия ДОО с информационными социокультурными объектами окружающей городской среды и др.).

В рамках выделенной нами театрализованной образовательной среды на этапе формирующего эксперимента были решены следующие задачи:

  • повышение компетентности педагогов в направлениях выявления успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ, организации театрализованной деятельности дошкольников в основном и дополнительном образовании ДОО, формирования у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности. Работа с педагогами была организована в форме консультаций «Включение средств театрализованной деятельности в педагогическую работу с неуверенными детьми», «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в театрализованной деятельности» и др.; круглых столов «Формирование у детей ЦКМ в проектной деятельности», «Организация в ДОО пространственно-предметного компонента театрализованной образовательной среды» и др.; семинара-практикума «Театрализованная деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников», методического объединения для воспитателей «Значение театрализованной деятельности для гармоничного развития личности ребенка»;
  • планирование сотрудничества педагогов и родителей в форме консультаций «Приобщение ребенка к духовным ценностям через театрализованную деятельность», «Театрализованная игра как средство интеллектуального развития дошкольников» и др.; мастер-классов по изготовлению персонажей перчаточного и пальчикового театра, атрибутов для сюжетной театрализованной деятельности «Гуси-лебеди», «Шляпа», а также участия родителей в совместной с детьми театрализованной деятельности по адаптированным сценариям сказок «Аленький цветочек», «Снежная королева»;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам художественно-эстетического, творческого, эмоционального, коммуникативного, речевого, умственного, нравственного развития старших дошкольников; формирования у детей обобщающих понятий и моделирования ЦКМ;
  • взаимодействие детей со сверстниками в игровой, проектной, опытной, художественно-эстетической, театрализованной и другой творческой деятельности, способствующей развитию навыков коммуникации, получения информации и ее обсуждения, анализа, обобщения; формированию понятий;
  • мониторинг всех этапов опытно-экспериментальной работы с целью формирования у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности, открытость педагогического процесса ДОО для родителей и педагогов других организаций;
  • включение детей в привлекательную для них совместную со сверстниками и взрослыми деятельность, обеспечивающую эмоциональное благополучие при восприятии образовательной среды, личностное развитие, положительную самооценку.

Заключение. Представленная театрализованная образовательная среда способствует реализации дошкольниками своих творческих способностей в художественно-эстетической деятельности и обогащению их социального опыта. Она обеспечивает включение детей в совместную со сверстниками игровую, мыслительную, речевую, театрализованную, поисковую и иную привлекательную деятельность, а также актуализацию опыта моделирования ЦКМ.


Библиографическая ссылка

Максимова С.М.К. К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30353 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074