Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОТЕНЦИАЛ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО РАСШИРЕННОГО КОНТЕНТА ОНЛАЙН-КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Тарабановская Е.А. 1 Романовская И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Форсированный перевод обучения в дистанционный формат в условиях пандемии вскрыл множество глубинных проблем и системы образования, и смыслов процесса социализации. Научное сообщество в этот период артикулировало множество аспектов онлайн-обучения. Однако можно констатировать, что проблеме онлайн-воспитания, деятельности и повышению квалификации классных руководителей была отведена второстепенная роль. Представлены особенности организации повышения квалификации классных руководителей по программе «Классное руководство: организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса» в Астраханском государственном университете, сочетающего синхронное и асинхронное обучение. Впервые актуализируется значение необязательного расширенного контента онлайн-курса. Описан разработанный авторами алгоритм использования необязательного расширенного контента модулей онлайн-курса, включающий следующие этапы: 1. Предкурсовой мониторинг профессиональных интересов. 2. Предкурсовое наполнение контента. 3. Мониторинг востребованности единицы контента. 4. Коррекция контента в процессе обучения. 5. Определение рейтинга востребованных тем на посткурсовом этапе. 6. Проектирование нового курса (модуля). Выявлено, что необязательный расширенный контент выполняет функции персонификации процесса обучения и прогнозирования востребованных тематик и направлений онлайн-обучения классных руководителей. Анализ опыта и результатов работы позволяет сделать вывод о целесообразности и эффективности использования потенциала необязательного расширенного контента в рамках курсов повышения квалификации в современном дополнительном профессиональном образовании.
алгоритм
классный руководитель
необязательный расширенный контент
онлайн-курс повышения квалификации
персонификация
1. Жуков О.Ф., Черкесова Е.В., Алексеева М.Н. Влияние условий дистанционного обучения на эмоциональное и физическое состояние учителя // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30610 (дата обращения: 15.05.2021).
2. Шевченко П.В. Классный руководитель в современной московской школе // Социологические исследования. 2019. № 6. C. 133-139. DOI: 10.31857/S013216250005489-0.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 14.05.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2020 г. N 1800 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850». [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 13.05.2021).
5. Приказ Минпросвещения России от 01.02.2021 N 37 «Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта «Образование». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377202/76c6f6c4281df18d9f0c23594fe490c1a0493f22/ (дата обращения: 16.05.2021).
6. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020. 744 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/files/publications/COVID-19_2020.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
7. Созонтова Е.А. Об оценке эффективности применения дистанционных технологий в вузе при изучении математики // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. [Электронный ресурс].
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29721 (дата обращения: 11.05.2021).
8. Гайворонский В.Г. Эффективность дистанционной формы образования в оценках педагогов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 3. C. 11-17. DOI: 10.36906/2311-4444/20-3/02.
9. Мамедова Л.В., Никифорова В.В. Влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников // Современное педагогическое образование. 2020. № 10. С. 100-104.
10. Carrillo C., Flores M.A. COVID-19 and teacher education: a literature review of online teaching and learning practices. European Journal of Teacher Education. 2020. vol. 43. no. 4. Р. 466-487. DOI: 10.1080/02619768.2020.1821184.
11. Engeness I. Developing teachers’ digital identity: towards the pedagogic design principles of digital environments to enhance students’ learning in the 21st century. European Journal of Teacher Education. 2021. vol. 44. no. 1. Р. 96-114. DOI: 10.1080/02619768.2020.1849129.
12. Jackson A. Design principles as cultural artifacts: Pedagogical improvisation and the bridging of critical theory and teaching practice. Mind, Culture and Activity. 2021. vol. 28. no. 1. Р. 61-81. DOI: 10.1080/10749039.2021.1882500.
13. Щеглов Д.К., Пиликов Н.А., Выпрынцева О.С. Технология моделецентричного управления образовательным контентом в системах массового обучения // Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2015. № 1. С. 71-81. [Электронный ресурс]. URL: https:// doi.org/10.38013/2542-0542-2015-1-71-81 (дата обращения: 07.05.2021).
14. Вилкова А.В., Фадеева С.А., Алексеева О.В., Александрова Н.В. От персонифицированного образования взрослых к персонифицированному образованию детей // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 6 (34). С. 23–30. DOI: 10.23951/2307–6127-2020-6-23-30.
15. Marín V.I., Asensio-Pérez J.I., Villagrá-Sobrino S., Hernández-Leo D., García-Sastre S. Supporting online collaborative design for teacher professional development, Technology. Pedagogy and Education. 2018. vol. 27. no. 5. Р. 571-587. DOI: 10.1080/1475939X.2018.1547787.

Форсированный перевод обучения в дистанционный формат в условиях пандемии вскрыл множество глубинных проблем и системы образования, и смыслов процесса социализации. Шоковая ситуация не могла не сказаться на условиях труда учителей [1]. К середине 2021 года стало очевидно, что учительское сообщество в кратчайшие сроки смогло купировать пробелы компьютерной грамотности и стать пользователями, свободно владеющими необходимым инструментарием сопровождения образовательного процесса. Учителя продемонстрировали готовность к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе.

В условиях цифровой трансформации образования роль классного руководителя очевидна, он становится не только коммуникатором, но также организатором и проектным менеджером [2]. Это подтверждается институциональной поддержкой на государственном уровне [3-5]. Заметный «цифровой» сдвиг произошел и в системе коммуникаций между уровнями управления образованием [6, с. 207].

Научное сообщество в этот период артикулировало множество аспектов онлайн-обучения: оценка эффективности с применением дистанционных образовательных технологий в вузе [7], эффективность дистанционной формы образования в оценках педагогов [8], влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств учащихся [9], онлайн-методы преподавания и обучения, связанные с социальным, когнитивным ипреподавательским присутствием [10], цифровой идентичностью учителей [11].

Однако можно констатировать, что проблеме онлайн-воспитания, деятельности и повышению квалификации классных руководителей была отведена второстепенная роль. Воспитательные формы, методы, приемы в условиях пандемии COVID-19 невозможно было форсированно перенести в онлайн-среду. Классные руководители вынуждены были самостоятельно организовывать воспитательный процесс посредством различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации с родителями, воспитанниками в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Кроме того, не все общеобразовательные организации были готовы к трансформации образовательных отношений из-за разницы уровня развитости цифровой инфраструктуры.

Можно отметить тенденции как мифологизации, так и демонизации процесса воспитания спомощью виртуальных инструментов. Позиция ученых кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»: воспитание и целенаправленная социализация личности, овладение soft skills возможны только в «живом» общении через деятельность и активность в реальной жизни. Виртуальное пространство – идеальный инструмент, ресурс, вспомогательное условие создания бесконечного множества индивидуальных, парных, групповых, массовых сценариев организации воспитательного процесса с участием всех субъектов воспитательного пространства. Классный руководитель должен организованно получать информационную, методическую, технолого-педагогическую поддержку со стороны научного сообщества.

Цель исследования: актуализировать значение необязательного расширенного контента онлайн-курса. Представить авторский алгоритм использования необязательного расширенного контента модулей онлайн-курса. На основе анализа эмпирического опыта определить потенциал необязательного расширенного контента в рамках курсов повышения квалификации в современном дополнительном профессиональном образовании.

Материал и методы исследования. При разработке онлайн-курса повышения квалификации мы опирались на современные положения педагогического дизайна [12]; результаты исследования управления образовательным контентом в системах массового обучения, которые приводят к выводу, что необязательные информационные ресурсы позволяют «быстрее и надежнее закрепить образовательные компетенции в ментальном пространстве обучаемого» [13]; персонифицированный подход к построению содержания дополнительного профессионального образования, который способствует реализации полисубъектной позиции педагога и обеспечивает вариативность организации самообразования, «увеличивает зоны актуализации человека, принятие человеком самого себя, повышение степени позитивности, общей аутентичности сущности человека» [14]. Впервые вводимое в научно-методический оборот педагогического образования понятие «необязательный расширенный контент онлайн-курса» понимается авторами как педагогически контекстные артефакты (текстовый, графический, анимированный, аудио- и видеоконтент, гиперссылки), выбираемые обучающимися по желанию, не влияющие на контроль освоения курса, обладающие ярко выраженной функцией персонификации.

В исследовании использовались методы моделирования, анкетирования, педагогического наблюдения. База исследования – Астраханский государственный университет. В исследовании приняли участие более 400 классных руководителей общеобразовательных школ Астраханской области, проходившие онлайн-обучение.

Результаты исследования и их обсуждение

Предварительный этап. Онлайн-курс «Классное руководство: организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса» был разработан в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», тщательно спроектирован, поддерживался методически обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, которые обеспечивают достижение результатов обучения в формате электронного обучения.

При разработке онлайн-курса нами использовался педагогический дизайн как инструмент проектирования. Ранее авторы были в составе разработчиков онлайн-курса «Педагогический дизайн урока» на образовательной платформе Stepik. С 2020/2021 учебного года одноименная дисциплина была включена в учебные планы по направлению подготовки «Педагогическое образование», уровень бакалавриат. Был разработан алгоритм использования необязательного расширенного контента модулей онлайн-курса (рис.).

Алгоритм использования необязательного расширенного контента при освоении модулей онлайн-курса

Содержание курса включало следующие модули: «Нормативно-правовая основа деятельности классного руководителя»; «Содержательные и процессуальные аспекты воспитательной деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС»; «Проектировочная деятельность классного руководителя»; «Особенности деятельности классного руководителя в условиях цифровизации образования»; «Современные технологии формирования личностных результатов воспитанников в условиях реализации ФГОС»; «Технология воспитательной работы классного руководителя с коллективом»; «Педагогическое мастерство и профессиональная этика классного руководителя»; «Конфликтологическая компетентность классного руководителя»; «Социальное партнерство в деятельности классного руководителя»; «Технология взаимодействия классного руководителя с родителями».

При разработке практико-ориентированного онлайн-курса были учтены основные параметры: смешанная модель обучения (асинхронный и синхронный форматы взаимодействия); заданный темп освоения; для размещения контента и проверки знаний использовалась LMS-платформа Moodle; в группе обучалось не более 50 человек.

Предварительное анкетирование, проведенное среди классных руководителей школ Астраханской области, показало, что уже к октябрю 2020 года опыт использования инструментов онлайн-обучения, сервисов удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видеоконференциях имели 89% респондентов, что позволило учесть достаточный уровень цифровой компетентности слушателей.

Предкурсовое анкетирование по выявлению профессиональных интересов среди учителей, подавших заявки на прохождение курса (n=402), показал оптимальное совпадение с тематическими модулями разработанного курса.

Был создан банк необязательного расширенного контента с элементами линейной и нелинейной организации, встроенный в каждый из девяти модулей курса.

Основной этап. Взаимодействие с классными руководителями происходило с помощью различных инструментов онлайн-образования.

В силу специфики деятельности классных руководителей онлайн-курс повышения квалификации задумывался нами как процесс взаимодействия с непрерывным тьюторским сопровождением.

Блоги способствовали рефлексивной практике освоения нового знания. Онлайн-форумы, видеоконференции были платформой критического обсуждения профессиональных проблем воспитательной практики. Кроме того, мессенджеры, тематические группы в социальных сетях поддерживали участников в состоянии интеракции.

Так, при освоении каждого модуля, помимо асинхронного изучения обязательного контента (видеолекция, текстовый материал по теме модуля, кейсы, документы), помимо вебинаров, назначались индивидуальные онлайн-консультации.

Параллельно проводился сквозной мониторинг необязательного расширенного контента, асинхронные функции которого позволили обучающимся самостоятельно поразмышлять над собственной педагогической деятельностью, сформулировать запрос на новое знание. Параметрами анализа были число посещений ресурса, количество скачиваний, длительность просмотров, результаты групповых обсуждений и уточнение запросов. Работа с необязательным расширенным контентом велась по разработанному алгоритму. Наиболее востребованные классными руководителями темы встраивались в полотно необязательного расширенного контента. В результате исследования определились три группы тем-лидеров на посткурсовом этапе (табл.).

Темы, востребованные классными руководителями на различных этапах обучения на онлайн-курсе повышения квалификации, встроенные в необязательный расширенный контент курса

Предкурсовой этап

Этап освоения курса

Примерные темы новых онлайн-курсов

Сетевая безопасность

Кибербуллинг (1), как справиться с родительским чатом (2)

Конфликтное взаимодействие в сети: успешные практики разрешения - педагогу

Простые в исполнении технологии создания инфографики

Инструменты создания видеороликов «на коленке»

Простые цифровые инструменты в помощь классному руководителю

Упражнения, снимающие мышечное напряжение

Увеличивающийся документооборот

Как не «сгореть» классному руководителю

Выводы

1. Необязательный расширенный контент онлайн-курса – гибкий педагогический контекстный артефакт для расширения возможностей обучения. Потенциал необязательного расширенного контента заключается в опосредованной роли слушателя – классного руководителя как фасилитатора онлайн-курса, что подтверждается исследованиями [15].

2. Существует дефицит аналитических работ по концептуальным вопросам виртуализации воспитания. Особое внимание научного сообщества должно быть обращено на проблему квазивоспитания Сети.

3. При создании необязательного расширенного контента онлайн-курса повышения квалификации классных руководителей необходимо проводить предварительное анкетирование по выявлению запросов на недостающие знания, компетенции.

4. Часто классные руководители затрудняются в формулировке проблем. Тьюторам, сопровождающим онлайн-обучение, необходимо инициировать обсуждение ядра актуальных проблем.

5. Разработанный авторами и апробированный в ходе эмпирического исследования алгоритм использования необязательного расширенного контента при освоении модулей онлайн-курса включает следующие этапы: 1. Предкурсовой мониторинг профессиональных интересов. 2. Предкурсовое наполнение контента. 3. Мониторинг востребованности единицы контента. 4. Коррекция контента в процессе обучения. 5. Определение рейтинга востребованных тем на посткурсовом этапе. 6. Проектирование нового курса (модуля).

6. Доказано, что необязательный расширенный контент потенциально функционален в направлении персонификации процесса повышения квалификации и прогнозирования тематики новых востребованных онлайн-курсов.

Результаты исследования могут способствовать улучшению процессов онлайн-проектирования курсов повышения квалификации классных руководителей.

Наше исследование можно считать пилотажным, и многие аспекты заслуживают дальнейшего внимания.

Во-первых, необходимо более обстоятельно изучить инструменты отслеживания динамики освоения обучающимися контента онлайн-курса. Хотя в этом исследовании были выделены элементы дизайна необязательного расширенного контента в онлайн-обучении, которые повлияли на эффективность обучения. Во-вторых, требуется провести экспериментальные исследования оценки влияния различных концептуальных подходов к организации смешанных и интегрированных форм обучения современных организаторов воспитательной работы.


Библиографическая ссылка

Тарабановская Е.А., Романовская И.А. ПОТЕНЦИАЛ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО РАСШИРЕННОГО КОНТЕНТА ОНЛАЙН-КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30868 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674