Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Джишкариани Т.Д. 1 Юдина Е.И. 2
1 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
2 АНО ВО «Российский новый университет»
В статье рассмотрены две модели организации интерактивных семинарских занятий с целью формирования универсальных и профессиональных компетенций у будущих педагогов; проведен теоретический анализ и представлены педагогические условия этого процесса: во-первых, разработка и реализация технологии «педагогический интерактив» на семинарских занятиях; во-вторых, создание образовательной среды группового взаимодействия студентов, разработки и апробации ими индивидуальных и коллективных творческих учебно-методических сопровождений в рамках изучаемой дисциплины выбора на кружковых занятиях в школе. Также представлен теоретический анализ разработанности изучаемой проблемы в современных условиях. Авторами особое внимание уделяется реализации дидактических целей согласно таксономии Б. Блума средствами подобранных интерактивных технологий. Представлено описание опыта реализации выдвинутых педагогических условий и интерпретация результатов экспериментального исследования. В основе анализа полученных результатов эмпирического исследования в разных российских вузах авторами сделан акцент на приоритетность использования комплекса интерактивных технологий на семинарских занятиях, как на эффективное средство формирования учебной мотивации, развития познавательных способностей и профессиональных компетенций у студентов - будущих педагогов. Важными при этом считаются соблюдение принципов взаимодействия, культуросообразности, обратной связи, рефлективности.
профессиональные компетенции
интерактивные технологии в образовании
педагогический интерактив
таксономия Блума
духовно-нравственное воспитание
1. Шабалин Р.В., Куимова М.В. О возможностях интерактивного обучения // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 1074-1075.
2. Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/taksonomiya-bluma (дата обращения: 07.07.2021).
3. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2018. 151 с.
4. Кунжигитова Г.Б, Рсмаханбетова Ш.Е., Жанибекова Э.Ж. Интерактивные методы обучения, влияющие на активность личности в процессе обучения // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 3 (7). С. 65–70.
5. Рысбаева А.К., Ершина А.К., Кожабекова А.Д. Интерактивное обучение в вузе: аспект успешности учебной деятельности студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 11. С. 55–56.
6. Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20685 (дата обращения: 07.07.2021).
7. Юдина Е.И. Духовное развитие личности будущего учителя в условиях гуманизации высшего образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 3. С. 51-54.

В современной педагогической литературе, посвященной высшей школе, проблема поиска путей активизации учебного процесса в условиях внедрения ФГОС занимает приоритетное место. Семинарские занятия, проводимые с использованием интерактивных технологий, предоставляют каждому студенту широкие возможности активного включения в учебный процесс, применяя на продуктивном и творческом уровнях полученные теоретические знания на лекционных занятиях.

В научной педагогической литературе однозначное определение понятия интерактивного обучения («интерактивность», «inter» – взаимный, «act» – действовать) отсутствует. Интерактивное обучение - это процесс, который направлен на обеспечение формирования прочных знаний, умений и навыков при освоении дисциплины. Благодаря интерактивному обучению участники процесса приобретают культуру взаимодействия, научаются критически осмысливать и анализировать учебную информацию, развивать и объяснять свою точку зрения в процессе взаимодействия, что делает процесс обучения в условиях диалога личностно ориентированным. Интерактивное обучение создает условия для мотивации обучающихся на творческую деятельность, также развивает коммуникативные способности - культуру общения, толерантное отношение к собеседнику. Формы интерактивного обучения способствуют интенсификации процесса взаимодействия внутри образовательной среды, что приводит к присвоению студентами знаний, умений, овладению различными компетенциями: универсальными, общепрофессиональными, профессиональными [1]. Успешность достижения дидактических целей на семинарских занятиях средствами интерактивных технологий можно, на наш взгляд, можно обеспечить с учетом таксономии Б. Блума, где последовательно выделено 6 уровней образовательных целей – «пирамида Блума». Знание – запоминание и воспроизведение изученного - от конкретных фактов до целостной теории. Понимание - преобразование материала из одной формы выражения в другую. Применение – умение использовать полученные знания на практике. Анализ - умение раскладывать учебную информацию на структурные элементы. Синтез - умение сгруппировать элементы для получения целого, обладающего новизной. Оценка - умение делать интерпретацию и выводы после анализа материала. Первые три уровня (знание, понимание, применение) – рассматриваются как навыки мышления низкого порядка, изученное студентом воспроизводится на репродуктивном уровне. Следующие три (соответственно - анализ, синтез, оценка) – навыки высокого порядка. На этом уровне студенты анализируют, творчески применяют полученные знания, делают выводы [2].

Цель исследования в данном направлении заключается в содействии развитию профессиональных компетенций у будущих педагогов средствами интерактивных технологий на семинарских занятиях. В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза: формирование мотивации учения у будущих педагогов и, как следствие, развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций будут эффективны при реализации определенных взаимообусловленных педагогических (дидактических) условий: во-первых, организация семинарских занятий с применением интерактивных технологий с учетом реализации образовательных целей (таксономии Блума); во-вторых, создание образовательной среды для апробации творческих разработок студентов в школе (в рамках выездных семинарских занятий в счет текущего контроля); в-третьих, организация круглых столов, дискуссионных площадок, участие в конкурсах, научно-практических конференциях, написание научных тезисов и сообщений. При этом подход должен быть комплексным.

Материал и методы исследования. С целю подтверждения эффективности выдвинутых нами педагогических условий на базе Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», на 2 курсе историко-филологического факультета в 2019-2020 гг. был организован педагогический эксперимент (количество выборки: 42 студента). Цель эксперимента: выявление учебной мотивации студентов и сформированности универсальных и профессиональных компетенций (в частности, УК-1, ОПК-4, ОПК-8). Для выявления учебной мотивации студентов была использована диагностическая методика авторов А.А. Реана и В.А. Якунина. Тест методики включает семь шкал: шкала 1. Коммуникативные; шкала 2. Избегания неудачи; шкала 3. Престижа; шкала 4. Профессиональные; шкала 5. Творческой самореализации; шкала 6. Учебно-познавательные; шкала 7. Социальные мотивы. Для определения уровней сформированности компетенций был разработан комплекс оценочных средств: тест, теоретические вопросы с анализом, кейс-задания (автор Джишкариани Т.Д.).

В результате опроса студентов экспериментальной группы до начала исследования было выявлено, что у более 70% опрошенных преобладали следующие мотивы: коммуникативные (72%), избегания неудачи (80%), престижа (65%). Социальные мотивы были слабо выражены (45%).

Сформированность профессиональных компетенций нами определялась на семинарских занятиях в процессе изучения студентами дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (автор Джишкариани Т.Д.). При интерпретации результатов эмпирического исследования сформированности компетенций нами учитывались компоненты таксономии Блума: знание, понимание, применение (использование), то есть воспроизведение полученных знаний на репродуктивном уровне. Также умения студентов анализировать, синтезировать, делать оценки, выводы – навыки мышления высшего порядка. Испытуемые распределились следующим образом в начале формирующего эксперимента: I (низкого) уровня – 48%; II уровня – 40%; III (высокого) уровня - 12%. Результаты исследования нацеливают преподавателей на повышение учебной мотивации у студентов и развитие профессиональных компетенций при общении с ними.

На формирующем этапе эксперимента на семинарских занятиях реализована специально разработанная технология организации учебного процесса «Педагогический интерактив». Модель организации семинарского занятия включает разнообразные интерактивные элементы, ориентированные на формирование следующих профессиональных способностей: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации (УК-1); осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4); осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний (ОПК-8). После освоения курса студент должен был: знать - особенности системного и критического мышления; требования стандартов к программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; содержательные связи предметной области со смежными научными областями; уметь: анализировать источники информации; получать, обрабатывать и анализировать информацию из различных источников; устанавливать содержательные связи предметной области со смежными научными областями; владеть - технологиями анализа и синтеза информации; методами организации культурного пространства образовательного учреждения с целью формирования у обучающихся духовных и нравственных ценностей; способами профессионального самосовершенствования и развития средствами информационной среды.

Представим краткое описание модели разработанной нами технологии «Педагогический интерактив». В зависимости от дидактических целей семинарского занятия были подобраны комплексы интерактивных технологий: работа в парах, работа в малых группах, работа ротационных групп, мозговой штурм, ролевые игры, дебаты, метод проектов, метод конкретных ситуаций (кейс-задачи). Одной из ведущих интерактивных форм на семинаре является групповая работа (в т.ч. в малых группах), способствующая успешному обсуждению учебного вопроса, обмену знаниями, идеями и способами деятельности. Использовалась также работа в парах (в виде обсуждения, анализа творческой работы партнера, подготовки вопросов по теме занятия для других групп, а также совместных ответов на вопросы преподавателя). Работа в малых группах организуется в тех случаях, когда необходимо решить сложные научные проблемы (ситуации), используя совместные усилия. Ротационные микрогруппы применялись со сменой состава при каждом новом задании. Ролевые игры проводились в форме деловых игр, участники имели возможность «примерить» на себе роли субъектов педагогического процесса в конкретных ситуациях. В ходе дебатов предполагалась возможность каждого высказаться по поводу решаемого вопроса. Метод проектов и решение кейс-заданий были направлены на расширение способностей работать с поставленной задачей как в группе, так и самостоятельно [3]. Следует отметить, что эффективность любой интерактивной технологии зависит от умений преподавателя создавать благоприятную учебную атмосферу на занятии, позволяющую продуктивно взаимодействовать всем участникам процесса [4; 5].

Алгоритм организации образовательного процесса с использованием интерактивных технологий включал: вступительную часть - «погружение в тему», фасилитация. Инструктаж построения предстоящего семинарского занятия проводился заранее. Основная часть занятия – студенты делятся на ротационные микрогруппы (по 3-4 человека) для решения учебных целей на основе интеракции между участниками процесса. Занятие завершается рефлексией – дается анализ каждого этапа занятия с учетом учебных целей по таксономии Б. Блума. Уточняется, как формировались знание, понимание, применение, анализ, синтез учебных вопросов. Также оценивается в целом проведенное занятие, его содержание и общий эмоциональный фон сотрудничества в учебном процессе. В конце занятия каждый студент имеет возможность получать определенное количество баллов для накопительного рейтинга. Учебные занятия проводились в течение семестра. При этом активно были реализованы выездные практические занятия. Студенты проводили кружковые занятия, просветительские мероприятия со школьниками по духовно-нравственной тематике, устраивали дискуссии, готовили тематические праздники.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный повторный «срез» после формирующего этапа эксперимента определил, что для большинства студентов важными стали другие мотивы: профессиональные (78%), творческой самореализации (88%), учебно-познавательные (66%), социальные (55%) (при обработке результатов тестирования подсчитывались средние показатели по каждой шкале). Сравнительный анализ дан на рисунке 1.

 

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов «срезов» до и после эксперимента

 

Сравнительный анализ исследования доказывает, что выдвинутые нами педагогические условия способствуют повышению у студентов стремлений к освоению профессиональных компетенций. Желания студентов («хочу стать высококвалифицированным специалистом», «хочу приобрести прочные знания», «думаю в будущем заняться научной деятельностью», «интересно заниматься творческой деятельностью») стали ценностно ориентированными. Учиться ради того, чтобы «избежать низкий рейтинг», «чтобы окончить вуз», «заслужить одобрение у преподавателей», «получить диплом» и тому подобные суждения не подтвердились как личностно значимые ценности.

Рис. 2. Сформированность профессиональных компетенций. Сравнительный анализ «срезов» (1,2)

 

Сравнительный анализ результатов исследования по выявлению уровней сформированности профессиональных компетенций после реализации семинарских занятий средствами интерактивных технологий у студентов подтвердил положительную динамику: I (низкого) уровня – 10%; II уровня – 68%; III (высокого) уровня - 22% (рис. 2).

При организации самостоятельной работы студентов особое внимание уделялось выполнению творческих заданий (разработка учебно-методических сопровождений для кружковых занятий духовно-нравственного цикла) и апробации в школе. Студенты охотно выполняли социально-педагогические проекты духовно-нравственной направленности. Активно принимали участие в конкурсах, круглых столах, научно-практических конференциях, занимая призовые места (В. Бугров, Ю. Савельева, В. Шлемина и др.) [6].

Близкие к указанным результаты были получены и в АНО ВО «Российский новый университет», где практика интерактивных семинарских занятий использовалась несколько иначе. Система руководства развитием профессиональных компетенций студентов Института педагогики и психологии (направление подготовки – Педагогическое образование) акцентировала раскрытие потенциала творческой, духовно развитой личности. Это представляло собой особым образом созданную программу «вплетенных» в учебную и самостоятельную работу обучающихся личностно ориентированных заданий, мероприятий, видов деятельности, концентрически усложняющихся от младших курсов к старшим. В качестве форм для организации мероприятий активно использовались ролевые игры, их анализ; моделирование практических профессионально или личностно значимых ситуаций; работа с художественным образом и его интерпретация, творческое задание, мини-тренинг, дебаты и дискуссии, проведение студентами мини-уроков. В качестве продуктов развивающей и саморазвивающей деятельности студентов выступали конспекты самостоятельно проведенного мини-урока, аналитический обзор урока, проведенного однокурсником, анализ содержания элемента профессионального моделирования на занятии, интерпретация и анализ художественного образа, создание художественной продукции, выполнение мини-исследований, проектов, реальные достижения в области самооценки, а также знания, умения, навыки и отношения в образовательном процессе.

Все задания и мероприятия нацеливались на самопознание, саморазвитие, повышение профессиональной компетентности. Данные мероприятия в качестве заданий использовались не только на учебных занятиях, но и как вид домашней самостоятельной работы. Уникальными с точки зрения личностно ориентированной технологии выступали интерактивные задания по созданию индивидуальной коллекции произведений живописи, литературы, музыкального искусства; обоснование особенностей композиции произведения с точки зрения раскрытия его темы и идеи; разыгрывание и анализ диалогов героев жанровых картин; подготовка и проведение инновационных мини-занятий - квеста, урока-путешествия, урока-сказки, моделирующих профессиональную деятельность, саморегуляции средствами искусства; художественно-творческие задания; подготовка подборок произведений искусства и литературы для последующей адресной работы с детьми и др. Ведущими принципами в процессе реализации нами всех интерактивных технологий на семинарских занятиях были: культуросообразности; активного взаимодействия студентов; нахождения гармоничного баланса между научным и художественным, рациональным и эмоциональным, практико-ориентированной деятельностью и обогащением духовного потенциала личности; рефлексивности [7].

Заключение. Таким образом, в нашем исследовании особое внимание уделено активизации учебного процесса на семинарских занятиях с использованием интерактивных технологий. При этом преподаватель должен создавать дидактические условия на каждом этапе занятия для достижения образовательных целей, и как дидактический инструмент таксономия Блума вполне может быть использована для отслеживания продуктивности используемых нами интерактивных технологий. Анализ результатов экспериментального исследования подтверждает результативность выдвинутых педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов.

 


Библиографическая ссылка

Джишкариани Т.Д., Юдина Е.И. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30985 (дата обращения: 03.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674