Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

Заббарова М.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова"
В связи с многонациональностью российского общества одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта является сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народов Российской Федерации, поэтому поликультурное образование в настоящее время является важной частью общего образования. В результате умелого подбора учителем средств обучения (не исключая информационных) осуществляется развитие учащихся, их учебных возможностей, способностей к познанию, к творческой инициативе, формирование умений самостоятельно представлять и извлекать знания средствами ИКТ, что является немаловажным при изучении культурного наследия региона. Результаты систематизации материала по поликультурному образованию учащихся на идеях педагогики народов Поволжья нашли отражение в учебно-методическом пособии «Изучение бытования народов Поволжья как условие формирования полиэтнической культуры школьников» и электронном – «Формирование полиэтнической культуры школьников посредством изучения быта народов Поволжья».
поликультурное образование
средства обучения
информационные средства
1. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. - Пятигорск : Пятигорский гос. линг. ун-т, 2003. - 42 с.
2. Заббарова М.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности учащихся // Непрерывное образование учителя технологии: информатизация учебного процесса : материалы IV Международной заочной научно-практической конференции / под общей ред. О.В. Атауловой. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2009. - С. 235-237.
3. Курзакова О.П. Формирование нравственно-эстетической культуры студентов средствами информационных технологий в процессе изучения народного костюма // Непрерывное образование учителя технологии: информатизация учебного процесса : материалы IV Международной заочной научно-практической конференции / под общей ред. О.В. Атауловой. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2009. - С. 269-273.
4. Педагогика : учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 576 с.
5. Хилюк Е.А. Психолого-педагогические аспекты применения средств мультимедийных технологий при обучении математике в средней школе // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 125-130.
В современной России образование ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманизацию образовательного процесса, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям.

Стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры породило повсеместный интерес к национальным корням у отдельных личностей и целых народов. Этническое возрождение является характерным феноменом второй половины XX - начала XXI веков [1, с. 7]. Не случайно в последнее время политика нашего государства стала целенаправленно развивать и внедрять инициативы по возрождению культурного своеобразия каждого народа, населяющего нашу страну. Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта является сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В складывающейся ситуации важной частью современного общего образования выступает поликультурное - способствующее, как отмечается в международной энциклопедии образования, усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения к инокультурным системам.

Поликультурное образование призвано обеспечить понимание принципов равноправия и самоопределения народов, осмыслить разнообразие культур, развить национальное самосознание; способствовать информированию учащихся о том, что народы и страны проходят путь от конфронтации к сотрудничеству; вызвать чувство причастности к мировому сообществу, воспитать уважение ко всем народам мира и прививать навыки межкультурного общения.

В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Методологической основой процесса обучения является теория познания, а движущей силой - противоречие, если оно является содержательным, т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия становится явно осознаваемой ими необходимостью. Центральным противоречием процесса обучения является противоречие между ходом обучения, познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений (М.А. Данилов). На основе решения этого противоречия путём умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся, их учебных возможностей [4, с. 139].

Средства обучения используются учителем и учащимися как орудие познавательной (учебной) деятельности и представляют собой материальные или духовные ценности, избранные для достижения учебно-воспитательных целей. К традиционным средствам обучения относятся учебники, рисунки, таблицы, речь, оборудование кабинетов, мастерских, лабораторий, информационные средства (компьютеры и т.д.), а также средства организации и управления учебным процессом.

Информационные средства - это электронные средства хранения, обработки и передачи учебной информации с помощью компьютеров, которые в обучении выполняют многие функции преподавания. Они служат источником учебной информации, управляют познавательной деятельностью учащихся по программе, разработанной учителем, контролируют результаты обучения, оказывают индивидуальную помощь, содержат указания (гиперссылки) на дополнительную литературу для любознательных, а также развивают творческие способности, познавательный интерес и положительные мотивы учения [4, с. 265].

На преимущества использования средств информационных технологий в обучении указывают следующие учёные - М.М. Буняев, И.В. Дробышева, С.А. Жданов, И.Г. Захарова, А.Ю. Кравцова, Е.А. Мамонтова, В.Л. Матросов, И.В. Роберт и др.

В своём исследовании И.В. Роберт отмечает следующие результаты педагогического воздействия в условиях информатизации образования:

  • активизация интеллектуальной деятельности обучаемого, развитие его способностей к познанию, к творческой инициативе, постоянное их совершенствование;
  • формирование умений самостоятельно представлять и извлекать знания средствами ИКТ;
  • овладение общими методами познания и стратегией усвоения учебного материала в условиях реализации дидактических возможностей ИКТ;
  • развитие культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого.

Современные учёные выделяют две функции средств информационных технологий: иллюстративную и когнитивную. Иллюстративная функция обеспечивает поддержку логического мышления. В этом случае объект мультимедиа подкрепляет, иллюстрирует какую-то чётко выраженную мысль, свойство изучаемого объекта или процесса - то есть то, что уже сформировано. Когнитивная - состоит в том, чтобы с помощью некоего объекта мультимедиа получить новое знание [5, с. 127].

Для успешного развития общества необходимо овладение школьниками накопленным опытом предшествующих поколений, знание традиций, культуры и национальных особенностей народов, проживающих в регионе. В результате приобщения к культурным народным традициям (в том числе такими средствами, как информационные технологии) учащиеся приобретают знания о культурных ценностях, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, складываются относительно устойчивые образцы поведения [3, с. 270].

Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса школы центра сохранения и развития национальной культуры (МБОУ «СОШ № 64» г. Ульяновска) является воспитание исторического и национального самосознания школьников, что послужило основанием для начала работы в области формирования полиэтнической культуры школьников младшего подросткового возраста. Опыт работы показывает, что внедрение в образовательный процесс информационных средств обучения является одним из эффективных мотивирующих детей условий к изучению национального наследия своего региона, а также способствует развитию личностных качеств учащихся (способных быть социально-активными, выстраивать собственную деятельность в социокультурном пространстве).

Эффективному овладению знаниями национальной культуры своего региона способствует информационный поиск в сети Интернет, осуществляемый школьниками в процессе подготовки домашних заданий по технологии, а также использование средств информационных технологий при выполнении творческих работ разного уровня сложности, таких как:

  • подготовка сообщений с обязательной подборкой иллюстраций (в зависимости от содержания основной программы), подбор загадок, пословиц, поговорок, сказок; например: в 5 классе - по теме «Заготовка продуктов. Соление капусты» - подобрать загадки о капусте; «Бутерброды. Горячие напитки» - подготовить сообщения о национальных напитках; «Художественная вышивка» - сообщения о национальной вышивке, подбор рисунков, разработка схем и т.п.;
  • разработка презентаций «Национальный костюм», «Узоры Поволжья», «Кулинария народов Поволжья», «Виртуальная экскурсия по музею» и др., которые ребята представляют на уроках, а одноклассники имеют возможность задать вопросы, дополнить и оценить работу;
  • выполнение творческих и исследовательских проектов этнокультурной направленности, которые предполагают:

- на первом - поисково-исследовательском этапе - изучение истории и теории вопроса, постановку проблемы, формулировку цели, определение методов исследования. На данном этапе работы учащиеся для обработки материала и оформления пояснительной записки пользуются сканером, ксероксом, компьютером, цифровым фотоаппаратом.

- на втором - технологическом этапе - перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия (для разработки инструкционно-технологической карты, схем плетения, вышивки также необходим персональный компьютер, цифровой фотоаппарат);

- на третьем - заключительном этапе - учащиеся рассчитывают себестоимость изделия (используя таблицы Excel), разрабатывают рекламу, проводят маркетинговые исследования, анализируют полученные результаты, готовятся к защите проекта. В зависимости от темы проекта, уровня подготовки учащиеся могут использовать различные способы защиты: доклад, реклама, но для конкурсных работ, конференций наиболее приемлемый способ защиты - презентация, что делает защиту нагляднее и интереснее [2, с. 236].

Покажем возможности использования средств информационных технологий в процессе поликультурного образования школьников на примере информационных объектов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Роль и виды информационных объектов в поликультурном образовании учащихся

Информационный объект

Роль информационного объекта

Элементы бытования и народного творчества

Фотографии

Сопровождают рассказ учителя: знакомят учащихся с музейными экспонатами; предметами старины, хранящимися у населения; домами и дворовыми постройками; интерьером избы и пр.

Национальные костюмы, украшения, предметы быта, вышивка, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, знаменитые люди и др.

Рисунки и иллюстрации

Сопровождают тексты, дополняют словесную информацию учителя, помогают лучше усвоить материал

Изображение интерьера, селений, схемы вышивок, иллюстрации сказок, легенд, мифов и др.

Текстовые фрагменты

Представляют собой энциклопедические сведения, сведения из этнографических источников, Интернета, книг, находящихся в библиотеках

Описание элементов национального костюма, национальных праздников, обычаев, традиций, рецепты национальных блюд

Звуковые фрагменты

Звук играет роль: шумового эффекта для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид деятельности; звуковой иллюстрации; звукового сопровождения презентации, рассказа, практической работы

Национальные песни, звучание национальных инструментов, мелодии

Видеофрагменты

Конкретизируют рассказ учителя в динамике

Видеозаписи национальных праздников, обычаев, концертов, танцев, ансамблей и т.д.

Обобщающие таблицы

Иллюстрируют рассказ учителя: в обобщённом виде представлены сведения по разным национальностям

Праздники, костюмы, орнамент, вышивка, кухня, музыкальные инструменты и др.

Проблема приобщения школьников к национальной культуре в процессе учебно-воспитательной работы побудила нас (Гринёва Е.А., Заббарова М.Г.) к разработке учебно-методического пособия «Изучение бытования народов Поволжья как условие формирования полиэтнической культуры школьников». В пособии рассматриваются базовые понятия: «поликультурное образование», «поликультурная образовательная среда», которые в своей совокупности отражают специфику полиэтнической культуры; раскрываются принципы, подходы к пониманию сущности поликультурного образования, цели и задачи поликультурной образовательной деятельности.

Практическую значимость представляет систематизированный информационный материал по описанию особенностей бытования народов Поволжья (поселения, одежда, кухня, обычаи, религия, народное творчество, развлечения, праздники), который представлен в виде таблиц и может использоваться учителями в виде информационных карт при проведении уроков, внеклассных и факультативных занятий. При этом чётко выделяются особенности бытования народов Поволжья: русских, татар, чуваш, мордвы, немцев. Приведённый план-конспект интегрированного внеклассного мероприятия «Калейдоскоп традиций народов Поволжья» усиливает его практическую значимость.

С целью методической поддержки факультативного курса «Культура и быт народов Поволжья» и более эффективного использования данного пособия разработано электронное учебно-методическое пособие «Формирование полиэтнической культуры школьников посредством изучения быта народов Поволжья», достоинством которого является богатейший иллюстративный материал (иллюстрации, фото, презентация к внеклассному мероприятию).

В структуру электронного пособия включены следующие разделы:

  • сущностные характеристики процесса формирования полиэтнической культуры школьников;
  • жизненный уклад народов Поволжья: поселения, сельское хозяйство, традиционная одежда, кухня, обычаи, народное творчество, праздники;
  • методический материал по изучению быта народов Поволжья, в котором представлены разработки внеклассных мероприятий, дидактический материал, презентации к мероприятиям.

Электронное пособие может быть использовано в качестве средства обучения на уроках технологии по различным разделам программы, как источник информации при выполнении творческих и исследовательских проектов краеведческой направленности, для организации внеклассной работы с учащимися.

Использование средств информационно-коммуникационных технологий, новых источников информации на уроках и во внеурочной деятельности является необходимым условием реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, оптимизировать учебный процесс, значительно расширяя иллюстративный материал, усиливая эмоциональный фон обучения. Даёт возможность выйти за рамки учебного кабинета и организовать самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность учащихся по сбору, анализу, систематизации материала по декоративно-прикладному, музыкальному творчеству и бытованию народов Поволжья, тем самым сохраняя и поддерживая культурные традиции своего региона. В этой связи значимыми являются слова К.Д. Ушинского о том, что на воспитание большое влияние оказывает культура народа, его быт и история.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Региональная программа формирования полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья», проект № 10-06-21607а/В.

Рецензенты:

  • Петриева Л.И., д.п.н., профессор, и.о. зав. кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
  • Калинина Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Заббарова М.Г. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5183 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074