Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ В КОЛЛЕДЖЕ

Гайдулина Н.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»; преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Политехнический колледж», Магнитогорск
В данной статье представлена авторская структурно-функциональная модель управления профессиональной адаптацией будущих рабочих в процессе их подготовки в колледже. Разработанная модель отражает взаимосвязь её функций: информационно-аналитической, целеполагания и планирования, организации и стимулирования, контроля и принятия решений. Спецификой предлагаемой модели является акцент на взаимодействие участников данного процесса, основанного на субъект-субъектных отношениях, где и педагогический коллектив, и обучающиеся в равной мере признаются в качестве субъектов управления рассматриваемого процесса. Теоретико-методологической основой выступают три взаимосвязанных подхода: системный, акмеологический и аксиологический. Как компонент модели выделен следующий комплекс организационно-педагогических условий: а) проведение педагогической диагностики профессионально важных качеств будущих рабочих с целью поэтапного отслеживания их личностного роста; б) культивирование традиций учебного заведения НПО в подготовке будущих рабочих; в) обеспечение учащимся педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию.
профессиональная адаптация будущего рабочего
управление профессиональной адаптацией
модель
функции управления
1. Жернов В.И. Профессиональная направленность личности и педагогика её формирования : монография. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. – 158 с.
2. Земцова В.И. О принципах и закономерностях адаптации студентов к профессиональной деятельности // Вестник ОГУ. – 2000. – № 1. – С. 11-15.
3. Педагогика : учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
4. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов : учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – M. : Логос, 2001. – 296 с.
5. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация. – Челябинск : ЧГПУ «Факел», 1998. – 664 с.
6. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
Введение

В современных социально-экономических условиях российского общества вопросы подготовки конкурентоспособных молодых рабочих и их быстрой профессиональной адаптации на производстве приобрели особую значимость. Это актуализирует проблему управления профессиональной адаптацией будущих рабочих в условиях профессиональных училищ, лицеев и колледжей. С целью решения данной проблемы мы обратились к моделированию интересующего нас процесса.

С точки зрения педагогики модель является идеальным или рабочим образцом для идеального сравнения, сопоставления, определения правильности избранных форм, средств и методов управления. Помимо этого, педагогическая модель выполняет функции наглядности содержания, организации и развития образовательного процесса. Она носит нормативный характер, играет роль определенного стандарта, на который будет ориентирован изучаемый процесс. Важным положением для нашего исследования является то, что в модели воспроизводятся наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемого процесса, что позволяет адекватно оценивать его, прогнозировать тенденции развития, а также эффективно управлять этим развитием.

В моделировании мы придерживались следующих требований: модель управления должна: соответствовать цели и предмету управления; отражать как динамику педагогического процесса, так и управление этим процессом; воссоздавать взаимодействие участников процесса управления; быть адаптивной, учитывать предложенные педагогические условия управления педагогическим процессом и внешние факторы [1]. С опорой на данные положения нами была разработана авторская структурно-функциональная модель управления профессиональной адаптации будущих рабочих в процессе их подготовки в колледже, которая позволит нам проследить взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость структурных компонентов и функций данного процесса (рис. 1).

Из теории управления социальными системами (в том числе педагогическими) следует, что для обеспечения эффективности любого управления необходимо понимать его назначение, структуру и состав. С этой целью нами, прежде всего, были выделены общие характеристики профессиональной адаптации, которые позволили определить её место в образовательной системе. Профессиональную адаптацию будущих рабочих колледжа мы рассматриваем как подсистему, встроенную в систему образовательного процесса учреждения начальной профессиональной подготовки (НПО) и обеспечивающую её эффективность.

Управление же профессиональной адаптацией будущих рабочих определено нами как целенаправленное и сознательное взаимодействие участников данного процесса, направленное на формирование личности обучающегося как будущего профессионала, отвечающего современным требованиям промышленного производства и профессиональной среды. С нашей точки зрения, данное взаимодействие должно быть основано на системе субъект-субъектных связей, при которых обе стороны (и педагогический коллектив, и обучающиеся) выступают активными участниками, влияющими на ход и развитие профессиональной адаптации. При этом взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий и функций.

При определении функций управления мы учитывали социальный заказ общества, формирующийся из современных потребностей общества и отражающийся в Государственном образовательном стандарте, который за последнее время неоднократно изменялся. Это связано с тем, что в нем отражаются изменяющиеся требования к выпускнику НПО, максимально приближенные к современным социально-экономическим условиям в стране. Социальный заказ сформулирован нами в модели как подготовка конкурентоспособного рабочего, способного быстро адаптироваться в условиях современного, постоянно изменяющегося производства.

Охарактеризуем следующую структурную составляющую рассматриваемой нами модели - это функции управления. Они представлены нами как совокупность четырех взаимосвязанных функций: информационно-аналитической, целеполагания и планирования, организации и стимулирования, контроля и принятия решений.

Все четыре функции образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения, отражают ход, последовательность и завершенность определенных управленческих содействий. Реализация их раскрывает содержание самой системы.

Информационно-аналитическая функция включает диагностический и аналитический компоненты. Диагностический компонент предполагает получение информации об исходном состоянии профессиональной адаптации будущих рабочих, которая содержит: входную диагностику, мотивацию обучающихся к учебной деятельности по выбранной профессии; сбор начальных данных для диагностики личностного развития; выявление интересов, склонностей, сформированности профессионально важных качеств личности обучающихся, необходимых для выбранной профессии. Аналитический компонент предполагает анализ полученных в ходе сбора информации данных об индивидуальных особенностях обучающихся и позволяет определить их возможности и пути повышения качества данного процесса. Таким образом, данная функция разрешает на основе изучения

Рис. 1. Модель управления профессиональной адаптацией будущих рабочих в процессе их подготовки в колледже.

личности каждого учащегося составить обобщенный портрет каждого учащегося и группы в целом, оценить риски профессиональной адаптации, уровень притязаний и потребностей будущего рабочего, особенности группы и обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов, методов, средств и форм обучения и воспитания в образовательном процессе.

Функция целеполагания и планирования - предполагает постановку основных целей и задач, обоснование методологических подходов и принципов управления профессиональной адаптации будущих рабочих в процессе их профессиональной подготовки в колледже. Данная функция направлена также на разработку и реализацию учебных программ, государственных образовательных стандартов, выбор оптимальной конструкции управления профессиональной адаптацией, обеспечивающих понимание обучаемыми смысла своей профессиональной подготовки, понимание значимости конкретного материала для освоения будущей профессии.

Определение цели осуществлялось нами на основе результатов анализа полученных данных. Это не вызывало затруднений, если на информационно-аналитическом этапе анализ данных диагностики и индивидуальных особенностей обучающихся проведен качественно и всесторонне. Цель модели выступает как вектор управленческой деятельности, определяющий ее гуманистическую направленность, как регулятор взаимодействия, направленного на подготовку обучающихся как конкурентоспособных профессионалов.

Разработанная модель четко ориентирована на конкретную цель - управление профессиональной адаптации будущих рабочих в колледже. Она определяющим образом влияет на процесс и результат профессиональной адаптации выпускников колледжа и конкретизируется в задачах.

Анализируя научную литературу, сопоставляя выводы других авторов с целью нашего исследования, мы пришли к заключению, что методологической основой управления профессиональной адаптации должны быть три подхода: общенаучный системный (он позволяет рассматривать изучаемый процесс как подсистему профессиональной подготовки будущего рабочего), акмеологический (обеспечивает становление профессиональных качеств, способностей, умений учащихся в процессе начальной профессиональной подготовки) и аксиологический (обеспечивает формирование ценностных ориентаций в подготовке будущего рабочего по конкретной специальности). Они выступают как стратегия и тактика выстраивания управления на всех этапах. Анализ указанных подходов показывает, что между ними существует глубокая взаимосвязь и все они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Реализация вышеобозначенных подходов возможна на основе применения в профессиональной подготовке будущих рабочих в условиях НПО педагогических принципов как руководящих положений, идей, правил, требований к действиям субъектов, от которых зависит эффективность управления [3].

Обобщая требования системного, аксиологического и акмеологического подходов в качестве основных принципов управления профессиональной адаптацией будущих рабочих в процессе подготовки в колледже, мы выбрали следующие принципы: открытости, гибкости, объективности, динамичности, непрерывности, системности, обратной связи, целостности, интеграции, гуманизации, центрации на личность, развития и саморазвития [2].

Чтобы коллектив образовательного учреждения мог работать эффективно, необходимо определить, кто и какие действия должен будет выполнять, с кем при этом взаимодействовать. Действие, в результате которого решаются такие задачи, называется организацией. Совокупность действий, совершаемых субъектами управления для побуждения заинтересованности исполнителей в продуктивной работе, их удовлетворенности, поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, называется стимулированием.

Функция организации и стимулирования в рассматриваемой модели связана с реализацией комплекса организационно-педагогических условий управления, обеспечивающего эффективность процесса профессиональной адаптации будущих рабочих. Педагогические же условия обеспечивают достижение эффективного функционирования построенной модели, результатом чего выступает переход учащихся с одного уровня профессиональной адаптации на более высокий и качественно отличный от предыдущего.

В комплекс организационно-педагогических условий мы включили: 1) проведение педагогической диагностики профессионально важных качеств будущих рабочих с целью поэтапного отслеживания их личностного роста; 2) культивирование традиций учебного заведения НПО в подготовке будущих рабочих; 3) обеспечение учащимся педагогической поддержки в преодолении препятствий и трудностей в процессе «вхождения» в профессию. Разработанные педагогические условия, с одно стороны, выступают относительно самостоятельными, а с другой - они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Отсутствие одного из них, несомненно, скажется на получаемом результате модели. На всех этапах профессиональной адаптации комплекс организационно-педагогических условий реализуется через разработанную практико-ориентированную методику изучаемого процесса, которая включает в себя: «Программу педагогической и социально-профессиональной диагностики личности учащегося», программу «Педагогическая поддержка обучающихся в профессиональной адаптации», комплекс традиционных воспитательных дел в колледже и т.д..

Правильная организация и стимулирование позволяет усовершенствовать процесс профессиональной адаптации будущих рабочих и оптимизировать его.

Функция контроля и принятия решения предполагает проведение контроля и диагностирования состояния процесса профессиональной адаптации по промежуточным и конечным результатам. Контроль позволяет осуществлять постоянное слежение за интересующим нас процессом. При этом, во-первых, мы предлагаем использовать диагностический инструментарий, применяемый на начальном этапе диагностики. Во-вторых, на основании полученных данных субъекты управления должны своевременно реагировать на происходящие изменения и применять правильные решения о продолжении работы в выбранном направлении или необходимости корректировки хода, внесении оперативных изменений в функционирование. Благодаря данной функции, управление приобретает принципиально важное свойство, без которого оно не существует - обратную связь, при этом делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и стимулирование. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым [5].

В работе указано, что полученный результат модели должен оцениваться путем сравнения с намеченной целью. Если результат не совпадает с целью модели, то необходима коррекция самого процесса или модели путем изменения её содержания, применяемых методов или педагогических условий в целом. Мы считаем, что указанный результат в модели выбран не случайно, он вытекает из обоснования критериально-оценочного инструментария эффективности рассматриваемого процесса. На основании данных научной литературы и нашего исследования с учетом основных факторов профессиональной адаптации обучающихся для каждого этапа мы выделили критерии оценки профессиональной адаптации и составляющие его показатели (рис. 2). 

Рис. 2. Критерии и показатели профессиональной адаптации будущих рабочих.

Одной из задач заключительного этапа моделирования является определение функционального назначения компонентов модели и их взаимосвязей с другими элементами изучаемого объекта. На этой стадии моделирования центральное место занимает определение связей. Это очень существенное звено в исследовании модели, т.к. при понимании выявленных связей ученые находят ответ на принципиальный вопрос, как при посредстве этих связей элементы интегрируются в системе с присущими ей свойствами целого.

В науке связи определяются через понимание структуры и организации системы, под которыми понимают: 1) фиксацию связей между элементами системы (Ю.М. Плотинский) [4]; 2) устойчивые отношения и связи между элементами (П.В. Алексеев и А.В. Панин) [6]. Представленный таким образом объект получает объяснение своих свойств (поведения) через его внутреннюю структуру или функциональную (функционально-структурную) организацию, что приводит исследователя к пониманию объекта как системного целого.

Рассматриваемая нами модель, как мы считаем, в общем построении рассматриваемого управления профессиональной адаптации будущих рабочих в процессе подготовки в колледже и расположения элементов имеет определенную закономерность. Все элементы модели должны быть расположены в порядке последовательности доминирования: сверху вниз. Связь прослеживается не только между функциями, но и внутри каждой из них, обеспечивая продвижение от одного элемента к другому по указанному направлению. Компоненты не является абсолютно независимыми, они должны образовывать и образуют ценностную систему, которая дает возможность достигнуть цели. Несмотря на определение приоритетов в функциях, общая структура преобразования объектов предполагает лишь однозначное толкование в последовательности выполнения всех этапов в решении задач модели, направленных на достижение обозначенной цели.

Модель является открытой и подвержена влиянию как внешних, так и внутренних преобразований. Так, например, на содержание отдельных её компонентов оказывает влияние меняющийся уровень развития науки, техники, экономического положения в стране. Взаимодействие с внешней средой осуществляется через интеграцию содержания, форм, методов учебно-воспитательной работы с учащимися как в учебном заведении, так и за его пределами. Главным достоинством построенной модели, как мы считаем, является её относительная независимость от конкретной реализации в образовательном процессе любого профессионального учреждения, готовящего будущих рабочих. Эта независимость обеспечивается использованием в модели функций, реализация которых конкретизирует рассматриваемую модель и привязывает её к обозначенным организационно-педагогическим условиям.

Рецензенты

  • Беликов В.А., д.пед.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
  • Сайгушев Н.Я., д.пед.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.

Библиографическая ссылка

Гайдулина Н.М. МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ В КОЛЛЕДЖЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6129 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074