Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ ФОРМ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Орлова Л.Н. 1 Ижойкина Л.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия (644099, г. Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14),
2 БОУ СПО «Омский педагогический колледж №1», Омск, Россия (644048, г. Омск, ул. Всеволода Иванова, 13
В данной статье рассматриваются особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию, дается определение понятия «самоконтроль в учебной деятельности младших школьников». Раскрыты возможности естественнонаучного образования в формировании самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников. Представлен анализ проблемы самоконтроля, и самооценки учебных действий в процессе обучения начальному естествознанию в исследованиях педагогов и методистов. Авторами охарактеризованы формы самоконтроля и самооценки учебных действий: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная и комбинированная, методика их организации. Приведены примеры упражнений для учащихся начальной школы, на основе которых можно формировать самоконтроль и самооценку учебных действий младших школьников при обучении естествознанию.
самоконтроль
самооценка
универсальное учебное действие
учебная деятельность
форма обучения
форма самоконтроля
упражнение.
1. Берцифаи Л. В. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 55-61.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др / под. Ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
3. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 494 с.
4. Педагогика: Учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. - М.: 2008. - 168 с.
5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452 (Дата обращения 03.02.2012).
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
7. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (Дата обращения 03.02.2012).
8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи. На законодательном уровне, исходя из концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личности младших школьников, основу которого составляет умение самостоятельно учиться, т.е. познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими [7]. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2]. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфические функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки.

В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, анализ выполнения хода действий и результатов своей учебной деятельности. Самоконтроль предполагает наличие образца и возможности получения сведений о контролируемых действиях. Под образцом понимается порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций [4]. Действие контроля напрямую связано с действием оценки и коррекции. Л. Леонтьев отмечает, что контроль и оценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит надо формировать учебные действия в комплексе, включая формирование действий самоконтроля и самооценки [8].

Практика показывает низкий уровень развития самоконтроля и самооценки у большинства младших школьников. При анализе контрольных работ по предмету «Окружающий мир», наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных школ г. Омска и Омской области нами было выявлено:

  • совершаемые действия и операции никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются младшими школьниками (32 % учеников);
  • младшие школьники часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий (28 % учеников);
  • школьники не могут исправить ошибку по просьбе учителя (24 % учеников);
  • младшие школьники некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе, и когда оно тут же меняется на противоположное (16 % учеников).

Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать её в силу недостаточности мотивации. Анализ методической литературы показал, что формированием самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников преимущественно занимаются на предметах математики и филологического цикла. Формирование самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников не может происходить эпизодически, обучение в начальной школе предполагает единые требования для всех уроков. Согласно ФГОС начального общего образования самоконтроль и самооценка должны формироваться как универсальные учебные действия.

Предметом нашего исследования являлось формирование самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников при обучении естествознанию. Современное естественнонаучное образование в начальной школе входит в состав интегрированного курса «Окружающий мир», блок «Человек и природа». Одной из задач естественнонаучного образования начальной школы является развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие регулятивных универсальных учебных действий. Естествознание в начальной школе выполняет пропедевтическую функцию, готовит учащихся к изучению учебных курсов данной образовательной области в основной и старшей школе. Поэтому учителю необходимо обеспечить устойчивое качество результатов обучения естествознанию на начальном этапе, а это зависит от уровня сформированности у младших школьников самоконтроля и самооценки учебных действий.

Различные аспекты формирования учебной деятельности и проблемы самоконтроля и самооценки учебных действий в процессе обучения начальному естествознанию рассматриваются в исследованиях педагогов и методистов: Н. Ф. Виноградовой, А. А. Вахрушевым, О. Т. Поглазовой, А. Б. Воронцовым. В исследованиях ученых отражены отдельные аспекты самоконтроля и самооценки учебной деятельности: технология оценивания образовательных достижений (Д. Д. Данилов, А. А. Вахрушев); формирование самоконтроля и самооценки при изучении курса «Окружающий мир», через аппарат организации усвоения учебника (З. А. Клепинина, А. А. Плешаков, О. Т. Поглазова, Н. Ф. Виноградова, А. А. Вахрушев); педагогическая диагностика, выявляющая уровень самоконтроля и самооценки учеников (Н. Ф. Виноградова и др.). Вместе с тем целостная система методики формирования самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников при обучении естествознанию не освещена, не выявлены методы, формы, условия самоконтроля и самооценки учебных действий, не разработан инструментарий по их формированию на уроках окружающего мира.

Анализ теоретических исследований и учебно-методических комплектов показал, что начальное естественнонаучное образование имеет богатый потенциал содержания, методов, форм организации учебного процесса для формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников. Существенное место в содержании естественнонаучного образования отводится формированию знаний о способах познания природы, приемам учебного наблюдения и эксперименту, что предполагает широкое поле для самоконтроля и самооценки учебных действий школьников. Следование технологическому подходу в обучении младших школьников естествознанию предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкретных условий и заданного идеального результата, четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся, т.е. в рамках «субъектно-субъектного» подхода в понимании учебного процесса меняется статус учителя - организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. Выше перечисленное, несомненно, является одним их условий в формировании действий самоконтроля и самооценки учащихся при обучении естествознанию. В настоящее время в свете естественнонаучного образования применяются технологии обучения в малых группах сотрудничества, коллективного способа учебной работы (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов), исследовательские (метод проектов), игровые технологии. Данные технологии в полной мере дают возможность учителю формировать самоконтроль и самооценку учебных действий младших школьников.

Наиболее важным условием организации процесса формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию является эффективный выбор форм самоконтроля и самооценки.

Под формой мы, следуя Н. М. Верзилину [3], понимаем внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующее различным условиям ее проведения и осуществляемое в определенном порядке и режиме.

В психолого-педагогической и методической литературе выделяют следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная; групповая; индивидуальная; парная; комбинированная [1, 4, 8].

При фронтальном самоконтроле и самооценке учащиеся выполняют упражнение, затем контролируют его выполнение сообща, всем классом. Данная форма может быть организована тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится анализ ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением. Предлагаем пример упражнения для учащихся 3 класса:

- Узнай птицу по описанию. Она мельче грача, шейка у нее не черная, а серая, глаза светлые. Гнезда строит в дуплах старых деревьев, на чердаках, в поселках. Кормится тем, что найдет.

- Проверь себя: галка.

- Опиши птицу, которую ты встречал в природе. Опиши так, чтобы ее могли узнать твои одноклассники. Воспользуйся образцом и планом:

  1. Как ее можно узнать?
  2. Ее среда обитания.
  3. Чем питается?

Контроль и оценка выполнения упражнения школьником может проводиться классом по алгоритму, под руководством учителя:

  1. Последовательность описания.
  2. Полнота описания.
  3. Достоинства.
  4. Недостатки.

При групповом способе организации самоконтроля и самооценки дается упражнение группе учащихся. Выполненное упражнение им необходимо соотнести с требуемым результатом. Учащиеся исправляют ошибки сначала каждый у себя, а затем при совместном обсуждении. При групповой организации класс можно разделить на подвижные гетерогенные группы учащихся, с относительно равными учебными возможностями.

Например, упражнение для группы учащихся 3 класса.

- Сколько ярусов образуют растения леса? Какие деревья образуют верхний ярус? Какие растения образуют второй и третий ярусы леса? Заполни таблицу:

I ярус

деревья

II ярус

кустарники

III ярус

травы

 

 

 

- Проверьте правильность выполнения задания в группе. При затруднении воспользуйтесь материалом учебника».

Индивидуальная организация самоконтроля предполагает выполнение учащимися упражнений по одной программе, контроль и оценка каждым своего задания по единому плану и образцу. Приведем пример упражнения для учащихся 2 класса.

- Из предложенного перечня выбери признаки земноводных:

  • кожа голая, слизкая;
  • перьевой покров;
  • 6 ног; две пары ног;
  • дышат легкими; дышат легкими и влажной кожей.

- Как ты думаешь, правильно ли выполнил упражнение? Подчеркни вариант ответа: уверен, правильно; сомневаюсь; думаю, что есть ошибки.

- Проверь себя: кожа голая, слизкая; две пары ног; дышат легкими и влажной кожей.

- Оцени себя:

  • выполнил упражнение без ошибок - 5 баллов,
  • допустил 1 ошибку - 4 балла,
  • допустил 2 ошибки - 3 балла,
  • допустил 3-4 ошибки - 2 балла.

При обучении естествознанию, эффективно различное сочетание форм организации самоконтроля и самооценки. Например, индивидуальный самоконтроль в сочетании с фронтальным можно организовать следующим образом: один учащийся выполняет задание на самоконтроль и самооценку у доски, действуя перед всем классом, остальные делают ту же работу на местах. Учитель организовывает помощь учащемуся у доски, последующее детальное обсуждение самоконтроля. Учитель оценивает деятельность самоконтроля. Такая работа очень важна для объективности контроля, его оценки и правильной организации. Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем и оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой учащихся.

Как показывает практика, коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его признаки и более углубленно их усвоить; выявить допущенные ошибки и установить их причины. Систематическое использование форм самоконтроля и самооценки учебных действий, при обучении младших школьников естествознанию, помогает им самим регулировать свой учебный труд, обеспечивает сознательность и продуктивность действий школьников, и их саморазвитие.

Рецензенты:

  • Далингер В. А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теории и методики обучения математике» Омского государственного педагогического университета, г. Омск.
  • Курдуманова О. И., д.п.н., профессор зав. кафедрой «Химии и методики обучения химии», ОмГПУ, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Орлова Л.Н., Ижойкина Л.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6157 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074