Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мухров И.С. 1
1 Профессиональный лицей №4 г. Шуя
В данной статье мы ставим перед собой цель определить комплекс организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования. В основании достижения поставленной цели мы рассматриваем результаты прогнозирования и проектирования процесса начального профессионального образования. Выделяя условия формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования, мы имеем в виду среду, в которой это формирование происходит наиболее благоприятно. При определении комплекса организационно-педагогических условий мы учитывали основные компоненты процесса, состав окружающей его среды, особенности отношений предмет с окружающей средой, реализуемые виды деятельности и т.д.
условия
педагогические условия формирования профессиональной компетентности
объективные и субъективные условия.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.
2. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования // Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - С. 69-73.
3. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока // Пути повышения эффективности обучения в школе. - Челябинск, 1980. - С. 40.
4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград : Перемена, 2001.
5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. - М., 2000. - С. 79.
6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 55.
7. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М. : Народное образование, 2000. - С. 22.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М. : Просвещение, 1983. - С. 11.
9. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : дис. ... д-ра. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 427 с.
10. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.
11. Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - С. 497.
В философском плане категория «условие» является одной из ведущих наряду с таким, как личность, деятельность, материя и т.д. «Условие» рассматривается как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать, развиваться не может [11].

Для успешного формирования профессиональной компетентности обучающихся системы начального профессионального образования необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки.

Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования» [6].

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы встречаемся с различными точками зрения.

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [9].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [4].

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей» [1].

Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.

При этом мы разделяем позицию В.А. Беликова, В.И. Кондруха, А.Я. Наина о невозможности сведения условий «только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как образование личности представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления» [2].

Выделяя условия формирования профессиональной компетентности рабочих, мы имеем в виду среду, в которой это формирование происходит наиболее благоприятно.

При этом к элементам среды могут быть отнесены:

  • объекты окружающей действительности;
  • субъекты процесса выполнения различных видов деятельности;
  • специфика процесса формирования и развития активной личности;
  • средства, методы и формы организации и реализации данного процесса;
  • особенности профессионального образования обучающихся.

Все перечисленные элементы подчиняются государственному образовательному стандарту.

Процесс выявления комплекса условий в обобщенном виде заключается в выполнении следующей последовательности действий:

а) выявление основных компонентов, причастных к достижению цели, их анализ и определение степени причастности;

б) выбор мероприятий, усиливающих эффективность каждого компонента;

в) упорядочение полученных условий (исключение лишних, объединение нескольких в одно и т.д.);

г) проверка каждого условия и всего комплекса.

В.И. Смирнов предлагает разделить все многообразие условий эффективности педагогической деятельности на объективные и субъективные [10].

Субъективные условия:

  • наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности;
  • опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и практических действий и операций;
  • соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;
  • эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.

Объективные условия:

а) организационные и средовые:

  • убедительная мотивировка и четкая постановка цели деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка;
  • благоприятный нравственно-психологический климат в группе;
  • соответствующие принятым нормам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности;

б) ресурсные условия:

  • материально-техническое обеспечение деятельности;
  • информационное обеспечение деятельности;
  • кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители [10].

С учетом приведенных выше факторов нами выделяется и реализуется в образовательной практике системы начального профессионального образования следующий комплекс организационно-педагогических условий:

  • обучение направлено на осознание перспективы будущей профессиональной деятельности;
  • начальное профессиональное образование основывается на активном развитии личности студента в учебном процессе;
  • обучение в профессиональном училище носит междисциплинарный характер и базируется на решении профессионально ориентированных задач;
  • совершенствование организации учебного процесса - основа формирования основных элементов профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего.

Первое условие - обучение направлено на осознание перспективы будущей профессиональной деятельности - предполагает, что подготовка будущего молодого квалифицированного рабочего во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях.

Необходим иной подход к обучению, разработке и внедрению новых педагогических технологий, в которых одним из самых существенных элементов будет выявление целей и мотивов выбора профессии или ее изменения.

«В таких образовательных процессах, - пишет Н.Б. Крылова, - акцент делается не на объяснение ученикам "знания", а на развитие их интересов и на этой базе на расширение индивидуально значимого знания» [7].

Учение приобретает личностную значимость для каждого учащегося в силу того, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов. Заслуживает внимания точка зрения А.К. Марковой, которая утверждает, что смысл учения - это сложное личностное образование, и он связан с уровнем сформированности учебной деятельности обучающихся, что предполагает осознание объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье; понимание субъективной значимости учения для себя [8].

Раскрываемое условие предъявляет свои требования к проектированию целей профессионального обучения, что по сути дела означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели в совместной деятельности с обучающимися. Оптимальные результаты могут быть достигнуты в том случае, если существует единая ориентация на определенный результат, имеется в наличии взаимное принятие путей его достижения.

Цели базируются на потребностно-мотивационной сфере в процессе развития личности. Каждая новая цель влияет на изменение мотивационной сферы, что в свою очередь создает возможности изменения или постановки новой цели. Результаты многочисленных психологических исследований показали, что процесс зарождения и развития цели осуществляется по двум направлениям: 1) от цели к мотиву и 2) мотива к цели. В силу сказанного выделяются важнейшие функции цели, какими являются регулятивная и мотивационная.

Регулятивная функция цели проявляется в том случае, когда цель осознается как важная жизненная задача, обусловленная конкретной ситуацией (например, изменением социального статуса человека) и соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых, их интересам, склонностям, потребностям. Для того чтобы цель могла регулировать поведение человека, его деятельность в конкретной профессиональной области, необходимо не только глубокое осознание им содержания самой цели, но и ее личностное принятие.

Цель может стать мотивом, внутренним стимулом учения, если доступна, понятна и соответствует интересам обучаемого.

Когда цель трансформируется и приобретает весьма значимый субъективный смысл, то закономерно изменяется характер деятельности человека. Из объекта обучения он становится субъектом, активно включающимся в процесс учения и самостоятельно направляющим интеллектуальные и волевые усилия на достижение цели. Необходимость во внешней стимуляции его деятельности практически отпадает.

Осознание цели обучения содействует процессу перевода ее объективного значения в субъективный смысл, превращению ее в жизненно важную задачу, которая становится реальным смыслом активного включения в процесс учения и качественного усвоения необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков.

Чтобы цели приобрели жизненно важное значение для человека, играли определяющую роль в работе внимания, памяти, мышления и в других психологических показателях личности, они должны быть очень конкретными и четкими. И сами преподаватели, осуществляющие профессиональную подготовку, должны глубоко уяснить себе эти цели.

Следовательно, процесс профессиональной подготовки обусловлен конкретными целями, которые могут стать мотивами, внутренними стимулами.

Второе условие - начальное профессиональное образование основывается на активном развитии личности студента в учебном процессе - предполагает подчинение всего процесса обучения в училище требованиям и закономерностям развития личности учащегося. Реализация данного условия предопределила разработку методики и технологий начального профессионального образования, жестко подчиненных модели выпускника училища.

Процесс обучения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности обучающихся с учетом их личностных особенностей. Целью реализации названного условия является формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения этой цели требуется отказ от такой организации обучения, при которой учебная деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний (присвоение и потребление знаний), а не к его производству.

 Обучение должно представлять собой такую деятельность, в ходе которой ученик не только осваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания, где во главу угла ставится личность, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого. По сути дела речь идет о выработке субъектного опыта деятельности.

Следует заметить, что в научной литературе проблема личностно ориентированного подхода увязывается с проблемами личностно ориентированного обучения, в процессе которого важно предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности. Различные стороны проблемы личностно ориентированного обучения исследуют психологи В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская, педагоги Н.Г. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Г.И. Железовская, Б.Б. Косов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин.

Наиболее полно раскрывается сущность личностного подхода в работах В.В. Серикова, включающего в него цели, содержание образования, методы обучения. Ученый считает, что образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, ее сил саморазвития.

Реализация личностно ориентированного подхода заключается в предоставлении учащимся возможности проявить избирательность к предметному материалу, организационным формам и методам обучения.

Третье условие - обучение в профессиональном училище носит междисциплинарный характер и базируется на решении профессионально ориентированных задач - предполагает реализацию важнейшей тенденции развития начального профессионального образования, связанную с интеграционными процессами (интеграция НПО и СПО, интеграция профилей обучения, межпредметная интеграция), реализация данного условия необходима в силу того, что нами формируется разносторонне развитая личность.

Приведенные положения учитывались нами при разработке системы профессионально ориентированных задач.

Четвертое условие - совершенствование организации учебного процесса - основа формирования основных элементов профессиональной компетентности молодого квалифицированного рабочего. Отношение к будущей специальности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как полагают многие исследователи, должна определенным образом моделироваться будущая профессиональная деятельность.

Следует согласиться с мнением А.А. Вербицкого и Н.А. Бакшаевой о том, что организация учебного процесса должна обеспечить переход обучающегося из позиции студента в позицию специалиста, а затем «трансформация учебной деятельности в профессиональную... предполагает и смену предметов деятельности» [5].

«Для достижений целей формирования, точнее "выращивания" личности профессионала, - утверждает А.А. Вербицкий, - ...необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов» [5].

Совершенствование организации учебного процесса должно в современных условиях осуществляться в соответствии с требованиями профессиональной подготовки студентов на основе преемственности между общим и профессиональным образованием, обеспечением возможности их социализации. Этому может содействовать реализация идей контекстного обучения, теоретически обоснованного А.А. Вербицким.

«Суть активизации познавательной деятельности, - уточняет Н.Ф. Белокур, - заключается в развитии мысли, в непрерывности ее, в переходе от более простых к более сложным формам мышления; от действий по образцам к самостоятельным творческим видам деятельности. Активизировать мыслительную деятельность - значит изменить направленность, придать ей более целенаправленный, интенсивный, динамичный, гибкий характер, т.е. внести качественные изменения в дальнейший процесс развертывания мыслей» [3].

Опыт показывает, что активная познавательная деятельность по усвоению профессиональных знаний и умений влияет на процесс профессионального самоопределения, что, естественно, сказывается на качестве подготовки специалистов. Если познавательный интерес и профессиональный интерес становятся устойчиво доминирующими мотивами, побуждающими к активному овладению необходимыми для успешной профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, то результатом их взаимодействия является формирование профессиональной направленности личности.

Рецензенты

  • Шептуховский М.В., д.пед.н., зав. кафедрой географии и методики обучения ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя.
  • Романова К.Е., д.пед.н., зав. кафедрой технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя.

Библиографическая ссылка

Мухров И.С. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6195 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074