Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Ильясов Д.Ф. 1 Андреева Н.Ю. 1
1 Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
В статье представлен научный обзор работ, посвященных феномену одаренности. Освещены понятия «способности, «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность». Рассмотрены личностные свойства одаренных учащихся. Обозначены основные задачи современной психологии, связанные с развитием одаренных детей. Раскрыты особенности развития одаренности учащихся. Особое внимание уделено внутренним и внешним факторам развития одаренности, прежде всего личностным факторам, фактору взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением и роли учителя как определяющего фактора в системе обучения одаренных детей. Сделан акцент на развитии и стимулировании поисковой активности и познавательного интереса. Определены четкие условия, значимые для процессов развития творческой одаренности, при которых возникает интерес к учению.
способности
одаренность
одаренный ребенок
факторы развития одаренности
1. Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 2 (4). - С. 99-103.
2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка Эрики Ландау. - M., 2002.
3. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М. : Просвещение, 1984. - 179 с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.
6. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Человек в системе общенаучных отношений : материалы всесоюз. науч. конф. - М., 1991. - С. 149-159.
7. Одаренные дети / под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. - М. : Прогресс, 1991. - 376 с.
8. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 3. - С. 3-10.
9. Панов В.И. Одаренность как проблема современного образования. - Самара, 2007.
10. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. - М., 1984.
11. Теплов Б.М. Избранные труды : в 2 т. - М. : Педагогика, 1985.
12. Тихомирова Т.Н. Средовые факторы развития одаренности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelligence.su/lib/00061.htm. (дата обращения: 10.03.2012).
13. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.
14. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М. : Знание, 1986. - 80 с.
Современный мир становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития высоко одаренных, талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому выявление и развитие одаренности учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования. Школьный возраст чрезвычайно важен для формирования и развития умственной одарённости и креативности.

История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. Особое место занимает концепция Б.М. Теплова, который осуществил глубокий анализ проблемы одаренности и способностей. По его мнению, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [11]. Помимо успеха в деятельности, как указывает Б.М. Теплов, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью. К.К. Платонов относит к способностям любые свойства психики, в той или иной мере обеспечивающие успех в конкретной деятельности [2]. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения [3; 5].

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [9].

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности [1].

В соответствии с этим в современной психологии выделяют две основные задачи: разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей; разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования. Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, исследовать и учитывать основные факторы, которые обеспечивают развитие одаренности. Современные исследователи выделяют внутренние и внешние факторы.

В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина - все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Даровитость личности обусловлена субъективно-объективными факторами, которые либо способствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявление способностей в детях. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и наличие условий социального педагогического и психологического характера [4]. Особое значение, по мнению Б.Т. Лихачева, имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально-содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми должно обеспечиваться консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями. В успешном формировании одаренности важную роль также играет мастер, педагогическое руководство.

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.

Особое внимание в развитии одаренности учащихся уделяют личностным факторам. Одаренные дети часто выделяются среди остальных детей. Многие исследователи едины в мнении о том, что одаренный ребенок часто быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и от сверстников он отличается определенными личностными качествами и свойствами, такими как обостренное чувство справедливости, развитая система личных ценностей, хорошо сформированное чувство юмора, наличие преувеличенных страхов, упорство в достижении результата [7], высокие интеллектуальные способности, выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность), способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой [13]. Одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность [3; 6; 14].

В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Этот компонент является одним из личностных качеств, которые влияют на отношение ребенка к учебной деятельности. Поисковая активность - деятельность, направленная или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Поисковая активность в учебной деятельности является движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делает его активным соучастником этой деятельности [10]. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, потребность в поиске у новорожденных еще не сформирована. Она может сформироваться окончательно и реализоваться только в процессе индивидуального развития и обучения.

Для развития одаренности требуется организация особой, развивающей среды. Поэтому одним из главных направлений работы образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Т.Н. Тихомирова выделяет в социальной среде, детерминирующей изменения интеллекта и креативности, два аспекта: 1) межличностного взаимодействия; 2) предметно-информационный. Под аспектом межличностного взаимодействия понимается характер, способы взаимодействия и эмоциональные отношения субъектов, проявляющиеся, в частности, в семейной микросреде. Предметно-информационный аспект включает в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей [12]. При анализе факторов развития одаренности учащихся нами акцент делается на втором аспекте - предметно-информационном.

В.И. Панов, рассматривая в концепции экологической психологии детерминированность средой развития одаренности, отмечает, что для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка необходима определенная структура образовательной среды и ее специальное проектирование. С этой целью определяют следующие подходы: а) технологический (психодидактический), представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются психологическими целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся; б) социальный, или коммуникативный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры «формы детско-взрослой общности», а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей; в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику [8].

В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности связующим звеном является интерес. Наличие интереса - одно из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельство его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса - воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.

Основным условием, при котором возникает и развивается интерес к учению, является такая организация обучения, при которой каждый ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Учитель является только консультантом в этой деятельности; каждое выполняемое учебное задание должно быть представлено в таком виде, чтобы оно требовало разрешения какой-либо проблемы; учебный труд должен быть разнообразным, однообразие информации и однообразные способы действий быстро вызывают скуку; для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов; новый материал должен быть связан с ранее усвоенным; ученик должен работать постоянно на пределе своих возможностей; работа школьника постоянно должна контролироваться и оцениваться (лучше им самим и обучающими устройствами); эмоциональный настрой самого учителя должен ярко выражаться в его вере в ученика, в успех познавательного труда ребенка.

Таким образом, развитие одаренности является одним из важных направлений работы образовательного учреждения. Развитие одаренности должно рассматриваться с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. Определение параметров образовательной среды, значимых для процессов развития творческой одаренности, создание условий для развития познавательного интереса и развертывания персонального пространства личности как творческой индивидуальности являются, на наш взгляд, ключевыми в вопросах развития одаренности, что способствует решению задач современного общества.

Рецензенты:

  • Резанович И.В., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
  • Кеспиков В.Н., д.пед.н., заслуженный учитель Российской Федерации, ректор ЧИППКРО, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Ильясов Д.Ф., Андреева Н.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6277 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252