Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Балыкина Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Ульяновск
Проведен анализ научно-исследовательской деятельности по формированию готовности студентов педагогических вузов к урегулированию конфликтов в работе с детьми, опираясь на исходные теоретико-методологические основания. В статье рассмотрены три компонента формировании готовности, выявленные в результате опытно-экспериментальной работы: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный. Также предложена их характеристика и описание выявления уровней исследуемой готовности студентов педагогических вузов к урегулированию конфликтов в работе с детьми. При исследовании искомой готовности были выявлены типичные затруднения, с которыми чаще всего сталкиваются учителя: выбор оптимальных путей решения проблемы, предвидение хода и результатов педагогического взаимодействия. Формирование готовности к урегулированию межличностных конфликтов возможно при соблюдении конкретных педагогических условий и использовании личностно ориентированных, адаптивных, системно-моделирующих и практико-ориентирующих технологий.
системно-моделирующие и практико-ориентирующие технологии
адаптивные
личностно-ориентированные
готовность
конфликты
1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
2. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы : пер. с англ. – СПб., 1992.
4. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. – Дубна, 1997.
5. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. – М., 1991.
6. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. – Кострома, 1994.
7. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – М., 1987.
8. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
В настоящее время во многих школах существует множество проблем, связанных с дисциплиной: дети и подростки затевают драки, дразнят и изводят друг друга, иногда конфликтуя и с учителями. Участились проявления жестокости, прогулы становятся массовым явлением. Таким образом, конфликты стали обыденной картиной, а их урегулирование отнимает у педагогов массу времени и сил.

Познанию природы конфликтов, их специфики и закономерностей возникновения способствовали исследования Н.П. Аникеевой, А.А. Бодалева, А.Б. Добровичева, Я.Л. Коломинского. А.В. Мудрика, А.В. Петровского и др.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов в процессе взаимодействия. Такого мнения придерживаются Зарайский Д.А., Лавриненко В.Н., Рыбакова М.М. [4, с. 110].

Работа по формированию готовности студентов к урегулированию межличностных конфликтов была основана нами на активности деятельности студентов, организованной на принципах систематичности и целостности формирования готовности, единства социализации и профессионализации личности, принципе исследовательско-творческой деятельности (включение в профессиональную деятельность) и ее органичной связи с жизнью.

При формировании готовности нами были выделены три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.

Когнитивный компонент предполагает формирование знаний и представлений о человеке; психолого-педагогических знаний о педагогическом общении; понимание обязанностей педагога при формировании общения в детском коллективе; задач педагогического общения, его функций; оценки значимости межличностного общения в профессионально-педагогической деятельности; формирование знаний о межличностных конфликтах и путях предупреждения и разрешения; знаний о средствах, обеспечивающих достижение целей профессионального педагогического взаимодействия.

Мотивационно-личностный компонент включает в свое понимание потребности и ценности личности в принятии профессиональных качеств; потребность в успешном выполнении поставленных задач; направленность на самопознание и саморазвитие; проявление интереса к педагогическим проблемам общения; стремление добиваться успехов в деятельности при предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций.

Деятельностный компонент предусматривает овладение способами действий по анализу конфликтных ситуаций; применение умений и навыков профессионального общения на практике, т.е. усвоение технологии педагогического общения в целях предупреждения и разрешения конфликтов и владение его техникой.

Данные компоненты мы представляли не как некий набор, а как целостную систему, которая способна отображать готовность к урегулированию конфликтов и личность профессионала в целом.

Искомая готовность, по нашему мнению, формируется на разных этапах:

  • на этапе знакомства с педагогическими дисциплинами («Психолого-педагогический практикум»);
  • на этапе подготовки предстоящей педагогической практики («Организация летнего отдыха детей»);
  • непосредственно в ходе педагогической практики (летней практики, а затем и практики в школе);
  • по ее окончании, способствует рефлексии реально достигнутых результатов.

Готовность педагога к урегулированию конфликтов в детском коллективе определяется критериями, указывающими на степень сформированности ее основных составляющих. Сформированность же может выражаться в следующих уровнях: продуктивный, позитивный, допустимый или средний, репродуктивный и интуитивный минимальный.

В определении сущностных характеристик практической готовности педагогов к урегулированию конфликтов в детском коллективе мы обратились к картограмме, разработанной нами по типу параллельных профилей в модификации Л.Ф. Спирина и В.А. Сластенина. Данная картограмма содержит набор характеристик, раскрывающих структуру исследуемых способностей и подвергающихся самооценке и экспертной оценке по пятибалльной шкале. Соответствие баллов уровням нами предлагается следующим образом:

  • продуктивный уровень - «5» баллов;
  • позитивный уровень - «4» балла;
  • допустимый или средний уровень - «3» балла;
  • репродуктивный уровень - «2» балла;
  • интуитивный уровень - «1» балл.

В результате заполнения и математической обработки картограммы подсчитывалась арифметическая оценка. С этой целью нами была выбрана следующая процедура вычисления: число «пятерок» умножалось на 5, число «четверок» - на 4, число «троек» - на 3 и т.д. Затем результаты складывались и делились на общее количество полученных оценок. Далее число округлялось до ближайшего целого и принималось за комплексную оценку, она и давала достаточно объективную характеристику изучаемых качеств. А совокупная оценка определялась путем суммы числовых значений и числа параметров.

Используя данную методику, мы в констатирующем варианте эксперимента определили исходный уровень готовности педагогов к урегулированию конфликтов в детском коллективе.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что рассмотрение заданий и предложенных технологий побуждает проявление со стороны студентов самостоятельности, активности, способствует творчеству, эмоциональному настрою, использованию теоретических знаний в формировании профессионального поведения, выступающего одним из оснований профессиональной культуры выпускника педагогического вуза.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании интуитивного и репродуктивного уровней готовности к урегулированию конфликтов. Лишь в редких случаях - допустимый или средний уровень.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены типичные затруднения: выбор оптимальных путей решения проблемы, предвидение хода и результатов педагогического взаимодействия.

Было установлено, что эти затруднения обусловлены:

  • недостаточной степенью готовности урегулировать конфликт;
  • нечеткостью представлений будущих учителей о роли данной готовности в результативности учительского труда;
  • неумением будущих педагогов проектировать свои профессионально-поведенческие действия и предвидеть их результаты;
  • отсутствием целенаправленной работы по формированию готовности к урегулированию межличностных конфликтов у будущих учителей.

Анализ выполнения студентами комплекса предложенных заданий и педагогической практики позволяет говорить о преобладании в работе подражания, копирования, шаблонных стандартных поступков и действий. Это и есть свидетельство того, что преобладает низкий уровень самостоятельности, творчества, отсутствия умений практический действий (способов разрешения) будущего педагога в моделировании своего поведения в педагогических ситуациях, что подтвердило наличие зависимости между степенью готовности к урегулированию конфликтов и успешностью выполнения его профессиональных функций.

Полученные данные обусловили необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению педагогических условий формирования готовности к урегулированию межличностных конфликтов в процессе его педагогической подготовки.

Цель формирующего эксперимента состояла в углублении и расширении знаний студентов о конфликтах и способах их предупреждения и разрешения; в отработке и закреплении умений практического моделирования и педагогического предвидения действий и поступков; в совершенствовании коммуникативности личности студентов с позиций их будущей профессиональной деятельности; в диагностике показателей искомой готовности к урегулированию межличностных конфликтов и выявлении ее уровня у студентов.

Критериями готовности будущего учителя к урегулированию межличностных конфликтов может служить целостность и степень сформированности ее основных составляющих, которая может находиться на разных уровнях.

В соответствии с поставленными задачами программа экспериментальной работы предполагала теоретическую и практическую подготовку студентов.

Теоретический материал содержал информацию о сущности, структуре, типах и видах межличностного конфликта, стратегиях поведения участников конфликта и ролевых позициях педагога. Нами проводились опросы, беседы, срезы, позволяющие судить о показателях готовности к урегулированию конфликтов.

Практическая часть программы эксперимента позволила отработать и закрепить умения по урегулированию межличностных конфликтов.

Нами были использованы личностно ориентированные, адаптивные, системно-моделирующие и практико-ориентирующие технологии подготовки к урегулированию межличностных конфликтов.

Личностно ориентированые технологии содержали тесты на конфликтность, анкеты, стимулирующие личностный рост и саморазвитие студентов.

Адаптивные технологии отражали мотивационно-ценностный характер, диагностику и были направлены на формирование у студентов профессиональных установок, принятие ими требований профессиограммы.

Системно-моделирующие технологии предполагали совместную деятельность в микрогруппах в процессе имитационных, ролевых и деловых игр. Цель данной работы мы видели в обучении и развитии навыков предвидения, предупреждения и разрешения конфликтов. При этом моделирование и конструирование конфликтных ситуаций сопровождалось заданиями: проанализировать, определить стиль поведения, предложить свой вариант развития событий.

Практико-ориентированная технология позволяет создать условия для активного включения в изучение межличностного конфликта, предоставляя возможность проигрывать различные роли, обучает целенаправленно анализировать конфликты, формирует у студентов умения практического применения механизмов воздействия в целях предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.

Следует также отметить, что уровневая характеристика практической готовности к урегулированию межличностных конфликтов по самооценке студентов экспериментальной группы стала другой. По истечении эксперимента произошли заметные сдвиги по показателям практической готовности. Так, сократилось число студентов с репродуктивным уровнем и вместе с тем снизилось число студентов, находящихся на интуитивном уровне. Заметно и число студентов, переместившихся с допустимого на более высокие уровни.

Положительная динамика практической готовности студентов экспериментальной группы к урегулированию межличностных конфликтов подтверждается данными, полученными в ходе фиксированных наблюдений и обобщением независимых характеристик, ранжированием, выборочным тестированием.

Благодаря перечисленным технологиям студенты экспериментальной группы отмечают изменения по степени обретения практических умений и навыков в общении с детьми после педагогической практики. Что позволяет нам делать выводы об эффективности их использования.

Следует отметить, что, на наш взгляд, подготовка будущих учителей к урегулированию конфликтов возможна при создании соответствующих педагогических условий. В качестве таких условий мы выделяем:

  • реализацию системы установок личностно ориентированнного обучения в процессе формирования конфликтологического знания посредством обогащения содержания обучения знаниями о конфликтах, их видах и особенностях в межличностном общении, стратегиях и тактиках ролевого поведения в условиях межличностных конфликтов;
  • формирование системы организации процесса конфликтологического образования при установлении субъект-субъектных отношений с использованием в процессе подготовки студентов к разрешению межличностных конфликтов форм, методов, средств и технологий, обеспечивающих сотрудничество при усвоении данного содержания в ситуациях-аналогах из практики профессионально-педагогической деятельности (тренинги, ролевые игры, дискуссии и т.д.), формирование норм и привычек поведения, а также ценностных ориентаций и мотивации, методы самопознания и самооценки;
  • поэтапность подготовки, включающей ориентационный, познавательный и деятельностный этапы.

Рецензенты

Арябкина И.В., д.пед.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.

Шубович М.М., д.пед.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Балыкина Т.В. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6538 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074