Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬ-НОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Фалеева Л.В. 1
1 НОУ ВПО "Московский гуманитарно-экономический институт" Кировский филиал
В статье рассмотрены структурные компоненты современной системы воспитания вуза, такие как со-держание воспитания, цели и задачи воспитания, субъект и объект воспитания, современная воспита-тельная система, социализация личности студента, направления воспитательной деятельности. Автор предлагает характеристику воспитательной системы с позиций таких ученых, как А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Н. Е. Щурковой. В решении сложных задач системы воспитания, которая требует ново-го теоретико-методологического осмысления, автор предлагает применить социально-культурные тех-нологии. Опираясь на исследования Т. С. Комаровой и ее учеников, автор включает в организацию вос-питательной системы вуза такие технологии, как культуротворческие, развивающие, технологии худо-жественно-творческой деятельности, культуроохранные, рекреативные, анимационные социокультур-ные технологии, педагогические игровые технологии, этнонаправленные технологии с позиций их воз-действия на становление организационной культуры студенческой молодежи. Реализация в воспита-тельной практике вуза названных технологий может быть успешной при условии, что они направлены на формирование качеств личности студента, обуславливающие его жизнеспособность в обществе, и ре-шают конкретные практические задачи в соответствии с требованиями социально-профессиональной деятельности к специалисту высшей квалификации.
воспитательная система
социально-культурные технологии
студенческая молодежь
организационная культура
1. Комарова Т. С. Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009.
2. Мардахаев Л. В. Методология социальной педагогики // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 1. - С. 4-14.
3. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. сред. проф. учеб заведений. - М.: Академия, 2006.
4. Примерная программа воспитания социально активной личности студента / Науч. рук. проекта В. С. Кагерманьян. - М., 2002. - 190 с.
5. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. - М., 1999.
6. Щуркова Н. Е. Новое воспитание в высшей школе. - М.: Аркти, 2012. - 261 с.
Важнейшими структурными компонентами системы воспитания, требующими нового теоретико-методологического осмысления, являются содержание воспитания, цели и задачи воспитания, субъект и объект воспитания, современная воспитательная система, социализация личности студента, направления воспитательной деятельности. Рассмотрим основные компоненты воспитательной системы в контексте реализации ее в вузе.

Содержание воспитания. Воспитание как органическая часть образовательной системы, согласно исследованиям А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и др. [3, 4, 5], создает условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Такая трактовка позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности.

В воспитании должна быть использована как сфера учебно-воспитательного процесса, так и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности вуза. В этом случае воспитание студентов осуществляется на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов в ходе реализации образовательных программ и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время [6].

С переходом человечества в ХХI век, в котором главными ценностями в обществе должно стать духовное богатство личности, степень овладения достижениями культуры, в качестве основного направления процесса становления специалиста в системе высшей школы должно стать социально-культурное, т.к. личность, не владеющая духовной культурой, может дестабилизировать общественную жизнь, неспособна полноценно самореализоваться в обществе.

Цели и задачи воспитания. Направленность процессов обучения и воспитания в современном обществе должна соответствовать интегральной цели воспитания - формированию культурной личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной и природной среды. Достижение данной цели может осуществляться через конкретные цели воспитательной деятельности, реализуемые на соответствующих этапах развития общества. Целью современной системы воспитания должна стать подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.

Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания. Главным содержанием социально-общественной функции должна быть социально-психологическая адаптация, направленная на гармоничное взаимодействие личности с социальной средой, с меняющимися условиями развития, на осознание и проявление личностной стратегии поведения. В этом случае важнейшим структурным компонентом социально-психологической адаптации личности может быть социально-профессиональный компонент.

Субъект и объект воспитания. В соответствии с современной парадигмой образования, выводами учёных в области социальной философии, психологии личности, педагогики ниже представлено обобщенное понимание категорий - субъект и объект воспитания.

Основными субъектами воспитания являются: общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность; личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и  самовоспитания;  преподаватель и специалисты в области воспитания.

В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором может стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов. От этих условий зависит действенность и результативность воспитания в вузах. Психологическая комфортность в процессе обучения в вузе значительно влияет на настроение студента и его удовлетворенность гуманистической средой вуза.

Современная воспитательная система. Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, управленческих, кадровых, материально-технических) является воспитательная система конкретного учебного заведения по воспитанию студенчества.

В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современные воспитательные системы должны создавать благоприятные условия для обучения и воспитания наиболее талантливой и активной части студенческой молодежи. Существенными особенностями воспитательных систем вузов различного профиля должна стать ориентированная поддержка вхождения молодежи в глобализированный и многополярный мир, в открытое информационное сообщество. Поэтому важнейшее место в воспитании студентов должны занять такие личностные качества, как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, психологии развития наций.

Социализация личности студента. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Она является как главным компонентом в структуре целей воспитания, так и главным результатом функционирования воспитательной системы [2].

Среди основных принципов воспитания и социализации студентов необходимо выделить и реализовать в практике следующие: демократизм, гуманистическое отношение к субъектам воспитания, духовность, патриотизм, конкурентоспособность и толерантность.

Следовательно, система воспитания в вузе должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывая задатки и возможности каждого студента в процессе его воспитания и социализации; вариативность, включающая различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуации неопределенности.

С началом экономических и политико-идеологичеcких реформ в России воспитательная функция высшей школы не являлась для профессорско-преподавательского состава ведущей. Многие преподаватели психологически и профессионально не готовы проводить воспитательную работу со студентами качественно и эффективно. Во изменение подобного отношения необходимо воссоздать необходимый статус воспитательной функции преподавателей как неотъемлемой части деятельности университета. К тому же, социально-психологический портрет студенчества за последние десятилетия значительно изменился (иные моральные критерии, жизненные ориентиры и др.).

Итак, воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и в обстановке ослабления идеологического прессинга. Мы рассматриваем воспитание как управление процессом социализации индивида и целенаправленное влияние на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности студента.

Воспитательная система в вузе будет функционировать эффективно, если применять социально-культурные технологии, соответствующие современной социокультурной ситуации. Охарактеризуем некоторые из них (по исследованиям Т. С. Комаровой [1]), которые способствуют, как показало наше исследование, воспитанию личности студенческой молодежи, способной организовать себя на учебу, досуг и самосовершенствование.

Как известно, культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в любой период социализации, когда появляется необходимость приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда личность осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной. Разные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социального, художественного, научно-технического, прикладного творчества и социально-общественных инициатив становятся достоянием каждого студента как за счет субкультурных механизмов, так и за счет социальных и государственных программ.

Технологии художественно-творческой деятельности. Повышая престиж коллекционно-собирательской, аналитической и научно-исследовательской работы в области культуры и искусства, мы способствуем развитию у студентов творчества, музыкальной самодеятельности, интереса к авторской песне, рок-творчеству, воссозданию музыкального фольклора и др.

В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона, сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Это в свою очередь расширяет масштабы самодеятельности, развивающейся не только в образовательном пространстве учебного заведения, но и образовательного пространства всего населенного пункта.

Культуроохранные технологии. Главной установкой культуроохранных технологий является сохранить, привлекая студентов, культурно-историческую среду через осуществление охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого - возрастного, социального, профессионального, этнического культурного - сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов.

Рекреативные технологии. Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности студентов. Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. Процесс реализации большинства рекреационных проектов ориентирован на повышение качества уровня учебы, досуга и оздоровления быта.

Анимационные социокультурные технологии. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение студенчества в культуре общества, в структуре общественных отношений.

В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо» - «плохо»), оказание помощи в определении и сознание того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения.

Педагогические игровые технологии. В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта студентов с различными социальными группами, организациями и движениями. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Диапазон этнонаправленных технологий, используемых как на федеральном, так и региональном уровнях, достаточно широк. Он включает в себя организацию мероприятий, способствующих развитию сотрудничества и межкультурного общения между студентами разных национальностей.

Воспитание жизнеспособного молодого поколения с высокой организационной культурой предполагает создание такой системы воспитания, которая базируется на двух уровнях.

На первом уровне, определяемом как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности студента, обусловливающие его жизнеспособность в обществе. Второй уровень, который может быть обеспечен с использованием разнообразных средств  воспитания, решает конкретные практические задачи в соответствии с требованиями к личности различных аспектов и сторон социально-профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, его социально-политической ориентации и т.п.

Таким образом, воспитание студенческой молодежи в системе высшей школы может при специально организованных условиях обеспечивать формирование личности, умеющей отстаивать свои интересы, а также интересы определенной социально-профессиональной группы и российского общества в целом  как на современном этапе, так и в долговременной перспективе.

Рецензенты:

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Фалеева Л.В. ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬ-НОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7834 (дата обращения: 18.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074