Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ КЕЙС-МЕТОДА

Сентябова Т.А. 1 Тимофеева Н.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Статья составлена на основе исследования, посвященного актуальной теме модернизации современного педагогического образования. Основной целью исследования является определение условий для организации образовательной среды, позволяющей эффективно реализовать технологию, основанную на кейс-методе. Кейс-метод рассматривается как некоторая оболочка (пакет), в рамках которой можно интегрировать различные методические приемы, на основе которых возможно эффективно реализовать самостоятельную деятельность студентов при организации аудиторных и внеаудиторных занятий. Самостоятельная работа планируется в форме лабораторных работ на основе коллективного и группового способов общения всех субъектов процесса. В процессе выполнения лабораторных работ студент выступает последовательно в роли ученика и учителя. Таким образом, мы стремимся к завершенности процесса обучения, к завершенности формирования профессиональных коммуникативных компетенций.
самостоятельная учебная работа студентов.
интерактивная технология обучения
кейс-метод
Лабораторные работы
1. Давиденко В., Федянин Н. Чем "кейс" отличается от чемоданчика? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: show/article.php?id=6492 (дата обращения 27.10.12).
2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vshu.ru (дата обращения 27.10.12).
3. Дьяченко В. К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – С. 424-425.
4. Морозова А. Ю. Кейс-метод в методическом обеспечении процесса обучения иностранным языкам // Инновационные технологии в языковом образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 15 мая 2008 г.). – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008. – С. 126-132.
5. Петровская Т. Ю. Современные технологии обучения: кейс-стадии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sites/fp.nspu…files/docs/petrovskaya_t…(дата обращения 25.10.12).
6. Смолянинова О. Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: uplfile/ethics/RC/ed/school2/materials… (дата обращения 7.10.12).
7. Тимофеева Н. Б. Лабораторные работы по математике как средство организации самостоятельной деятельности студентов факультета начальных классов // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 99-101.
8. Тимофеева Н. Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов / Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 10 (88). – С. 91-95.
9. Тимофеева Н. Б., Сентябова Т. А. Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов: Verlag: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. KG Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrücken, Deutschland, 2012. – 140 с.
Любое усвоение знаний строится на усвоении студентом учебных действий, овладев которыми он смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и перерабатывать информацию - основа деятельностного подхода к обучению, реализация которого в практике может протекать в разных формах. Например, проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов может выступать как одна из новых форм эффективной технологии обучения. Поэтому внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Основной целью исследования является определение условий для организации такой образовательной среды, в рамках которой можно эффективно реализовать технологию, основанную на кейс-методе.

Для отечественного образования кейс-метод не является абсолютно новым методом обучения. Его элементы, так или иначе, используются при реализации принципа профессиональной направленности и контекстного обучения в подготовке будущих специалистов. Психолого-педагогические основы реализации этого принципа разработаны в исследованиях С. И. Архангельского, В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, З. А. Решетовой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.

Кейс-метод и технология обучения, основанная на кейс-методе, - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными компетенциями и развитие мыслительных способностей студентов.

В настоящее время в педагогической литературе идет обсуждение возможностей использования кейс-метода (case-study) в процессе обучения и для организации самостоятельной учебной работы студентов [2], зародился в институтах бизнеса и при определенной мере адаптации может использоваться в подготовке специалистов-педагогов, в том числе и учителей начальных классов.

Кейс-метод в процессе обучения основывается, с одной стороны, на традиционном Гарвардском методе - открытая дискуссия. С другой стороны, на методе, связанном с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного теоретического материала, свои решения, рекомендации. Использование технологии на основе кейс-метода в образовательном процессе как технологии обучения, построенной на специально созданном учебно-методическом комплексе, предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей мотивацию к развитию навыков самостоятельного овладения теоретическим материалом и накоплению опыта решения проблемно-ситуативных задач (заданий).

Таким образом, интеграция обозначенных основ может способствовать для создания образовательной среды, в рамках которой возможно эффективное развитие у студентов коммуникативных навыков. В результате можно достичь позитивной динамики овладения необходимыми профессиональными педагогическими компетенциями [9].

Методологически кейс-метод принципиально отличается от традиционных методов обучения. Это различие проявляется, прежде всего, на уровне применяемых дидактических принципов и форм организации учебных занятий.

Основными принципами, лежащими в основе «кейс-метода», являются:

1. Индивидуальный подход к каждому студенту: учёт его потребностей и стиля обучения, позволяющий работать студенту в рамках его индивидуальной скорости мышления, а преподавателю отслеживать индивидуальную траекторию его развития.

2. Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения).

3. Обеспечение студентов полным учебно-методическим комплексом, содержащим достаточное количество наглядных материалов и позволяющим формировать у студентов умения самостоятельно работать с информацией.

4. Обеспечение «режима доступа». Данный принцип предполагает, что консультации преподавателя возможны как групповые, так и индивидуальные в любое рабочее время [4].

В рамках кейс-метода можно использовать следующие формы организации учебной и самостоятельной работы: лабораторные работы ЛКСО (лабораторные работы коллективного способа общения) или ЛГСО (лабораторные работы группового способа общения), включающие освоение теоретических основ дисциплины, практическое использование знаний и проектную деятельность по предмету [7].

Лабораторные работы на основе коллективного или группового способа общения имеют своей особенностью то, что в процессе их выполнения каждый студент выступает в роли ученика и учителя. Это позволяет студенту не только получать знания и опыт от обучающих, но и обучать других. Согласно мнению В. К. Дьяченко, такое коллективное выполнение лабораторных работ позволяет говорить о завершенности процесса обучения. «Завершенность обучения не является полной и достаточной, если обучаемый не в состоянии обучать других тому, чему его обучили» [3].

Следуя мыслям В. К. Дьяченко, в нашем исследовании, в процессе реализации лабораторных работ, студент, выполняя задание, имеет возможность научиться выстраивать последовательность умственных действий для поиска решения задач (создать некий алгоритм решения предложенной задачи, ситуации). Составленная последовательность умственных действий (алгоритм решения) позволит студенту четко передать свою мысль «соседу» в паре, а также, выслушивая ответ «соседа», правильно отследить ход его мыслей.

Следовательно, основными дидактическими задачами, решаемыми в процессе реализации цикла лабораторных работ, являются:

  • освоение теоретическими основами учебного курса;
  • увеличение объема времени на самостоятельное выполнение различных учебных заданий, в том числе на поиск нестандартных решений ситуативных задач;
  • актуализация внимания студента на формирование и развитие коммуникативных компетенций.

К сожалению, нет определенного стандарта представления кейс-метода. Термин Сase - многозначное слово, которое употребляется в различных контекстах, например, case study - конкретное социологические исследование, case frame - модель управления, case history - наглядная иллюстрация, case method - метод анализа (конкретных) ситуаций. Чаще всего в дистанционном образовании его употребляют как некоторый набор материалов, передаваемых обучающимся в виде учебно-методических пособий и тестов. Обычно кейс включает мультимедийные материалы на различных носителях: текстовые, графические, аудио, видео. При этом появляется возможность широкого использования телекоммуникационных технологий (часть информационных и контролирующих материалов и тестов размещается на веб- (FTP) серверах, доступных в онлайновом режиме, а также технологий электронного общения с тьютором, преподавателем и другими обучаемыми. Причем такой кейс подбирается в зависимости от технических возможностей обучаемого.

В силу такого хаоса в терминологии, мы под термином CASE понимаем некоторую оболочку (пакет), включающую методы, формы, средства и содержание учебной дисциплины, а также наборы контрольно-измерительных материалов. Такое представление о Сase позволило нам увидеть условия создания необходимой образовательной среды, в которой можно более эффективно развивать профессиональные педагогические компетентности студентов [8]. Таким образом, кейс-метод - это комплексный метод обучения на основе использования некоторого Case, в рамках образовательной информационной среды.

Следовательно, в структуре кейс-метода можно выделить методы работы преподавателя (способы предъявления ситуации студентам, организации самостоятельной учебной работы студентов и ее мотивации, совместного обсуждения ситуации и др.) и методы учебной деятельности студентов (методы познавательной деятельности, индивидуальной и групповой самостоятельной работы, дискуссии и др.). Другими словами, структура кейс-метода содержит методы обучения в совокупности с методами учения (учебно-познавательной деятельности студентов). Тогда кейс-метод действительно можно понимать и как некоторый «кейс-чемоданчик», содержащий целый комплекс учебно-методических методов, способов, приемов и других ресурсов обучения и учения студентов на основе использования конкретной учебной ситуации.

Важной особенностью кейс-метода является его эффективное сочетание с различными традиционными методами обучения.

Так, например, широко используемые элементы проблемного метода в кейс-методе представлены такими видами деятельности, как выделение проблемы, лежащей в основе учебной задачи, и решение ее в группах или парах сменного состава. Элементы объяснительно-иллюстративного метода ­можно наблюдать при самостоятельном ознакомлении студента с учебной литературой, а также при обсуждении тем в виде дискуссии или коллоквиума. Элементы репродуктивного метода наблюдаются при решении стандартных ситуаций, посторенние модели стандартной ситуации в рамках индивидуальной или групповой деятельности в виде деловых игр. Элементы частично-поискового метода просматриваются при выполнении анализа ситуации; системное представление изучаемых тем курса в рамках групповой деятельности. Элементы исследовательского метода проявляются в процессе организации самостоятельного экспериментального поиска решения задачи через посторонние модели и аналитико-синтетического исследования в рамках парной или групповой деятельности.

Таким образом, можно сказать, что кейс-метод имеет очень широкие образовательные возможности. Используя кейс-метод, можно добиться положительной динамики в освоении знаний и получении практических навыков, а также достичь высоких результатов во взаимодействии между самими участниками образовательного процесса и достижения ими личных целей обучения.

Характеризуя содержание лабораторных работ, можно сказать, что оно представляется различными кейсами по содержанию и организации представленного в них материала: «кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений; кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом» [6] .

«В целом можно выделить несколько типов таких заданий. Один из них - структурированный (highly structured) "кейс", в котором дается минимальное количество дополнительной информации. При работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу. Считается, что у задач этого типа существует оптимальное решение и "полет фантазии" при их разборе может оказаться не вполне уместным. Бывают также задания, где студенты и преподаватели выступают в роли исследователей. Разбирая такие "первооткрывательские кейсы" (ground breaking cases), требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания или практические навыки, но и предложить нечто новое» [1].

Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который должен обладать необходимым набором компетенций, позволяющих организовать поиск оптимальных решений в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в новых условиях [5].

На наш взгляд, кейс-метод имеет большие потенциальные возможности, позволяющие преподавателю решать следующие задачи:

- содействовать освоению необходимых технологических средств, используемых для организации группового взаимодействия;

- обеспечивать быструю обратную связь каждому студенту;

- отслеживать своевременное включение всех студентов в различные формы групповой деятельности, начиная с момента знакомства их друг с другом в первом модуле дисциплины;

- использовать различные формы для вовлечения их в групповую деятельность;

- наблюдать за ходом и оценивать результаты совместной деятельности студентов в различных видах учебного взаимодействия;

- контролировать успешность усвоения студентами нового материала или приобретение ими необходимых навыков и умений в ходе актуализации учебного материала в совместной деятельности;

- добиваться формирования у студентов навыков социального взаимодействия и чувства толерантности друг к другу;

- делить студентов на малые группы в процессе работы над разнообразными проектами с учетом индивидуальных особенностей и способностей, уровня сформированности у них учебных навыков, психологической совместимости, типа темперамента и т.д.;

- на всем протяжении обучения поддерживать психологически благоприятный климат для взаимодействия между участниками процесса.

В заключение можно сказать, что кейс-метод не является обособленным универсальным методом обучения. В рамки кейс-метода удачно включается такая форма организации самостоятельной учебной работы, как лабораторные работы (ЛКСО и ЛГСО), позволяющие организовать процесс обучения на основе общения всех субъектов. Кейс-метод можно использовать не вместо, а в совокупности с классическими учебными методическими приемами, то есть кейс-метод позволяет интегрировать методические приемы. Кроме того, что очень важно, кейс-метод в подготовке будущего учителя начальных классов позволяет организовать самостоятельную учебную работу студентов, направленную на:

  • самостоятельное изучение и обсуждение ситуации ими;
  • проектирование ситуации студентом (группой студентов) на себя с позиции учащегося и с позиции учителя, рефлексию;
  • совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;
  • прогнозирование развития ситуации;
  • следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

Рецензенты:

Тесленко В. И., профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой теории и методики обучения физике, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, г. Красноярск.

Майер В. Р., профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой алгебры, геометрии и методики их преподавания, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Сентябова Т.А., Тимофеева Н.Б. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ КЕЙС-МЕТОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8098 (дата обращения: 12.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074