Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE CONTENT OF PROFESSIONAL STANDARD“TEACHER-DEFECTOLOG”

Orlova O.S. 1 Levchenko I.Yu. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
Одним из наиболее важных вопросов современного специального образования является потребность в разработке и апробации профессионального стандарта«Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопеда-гог, олигофренопедагог, тифлопедагог)», дающего возможность на федеральном уровне представить формулировки функциональных обязанностей и профессиональных характеристик педагогов, оказывающих образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья в различных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Авторам представляется необходимым для эффективного предоставления образовательных услуг в системах общего, специального и инклюзивного образования,обеспечения психолого-педагогическое сопровождения детей с инвалидностью, находящихся в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, получающих услуги в недавно созданных типах организаций – службах ранней помощи, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проходящих обследование в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, в консультативных центрах; регламентация деятельности специального педагога (педагога-дефектолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), расширяющая круг профессиональных задач, которые необходимы для осуществления трудовых функций педагогом, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога позволит существенно упорядочить профессиональные обязанности с учетом вариативности в работе с детьми разного возраста с поведенческими, интеллектуальными, сенсорными и полисенсорными, двигательными, речевыми, эмоциональными и другими недостатками в развитии. В статье представлен проект профессионального стандарта педагога-дефектолога.
One of the most important issues of modern special education is the need for the development and testing of pro-fessional standard «Teacher-defectolog (logoped (speech therapists), surdopedagog, oligophrenopedagog, tiflo-pedagog)», enabling federal present wording of functional duties and professional characteristics of teachers, providing educational services to persons with disabilities in various organizations in education, health and social protection. The authors seem necessary for the efficient delivery of educational services in the systems of general, special and inclusive education, psychological and educational support for children with disabilities who are in institutions of health and social protection, receiving services in the newly created types of organizations – early intervention services, psychological centers educational, health and social care, undergoing examination in a medico-psycho-pedagogical commissions, advisory centers; regulation of the activity of a special educator (teacher-defectolog, teachers-logoped), expands the range of professional tasks that are necessary for the imple-mentation of labor functions of the teachers working with persons with disabilities. Professional standard teacher-defectolog will significantly streamline the professional responsibilities taking into account variation in working with children of all ages with behavioral, intellectual, sensory and poly-sensory, motor, speech, emotional and other developmental disabilities. The article presented a draft professional standard teacher-defectolog.
teacher-defectolog.
children with disabilities
professional standard

В международной практике различаются две позиции, относительно специалиста, занимающегося обучением, воспитанием и преодолением имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ):

1. В России, Белоруссии, Казахстане, Украине, Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и других странах Восточной Европы (за исключением стран Балтии) специальный педагог (учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), включая учителя-логопеда - должность педагогическая, а логопедия является разделом специальной педагогики, и логопедические организации являются частью системы образования. Во взрослом возрасте логопедическая помощь оказывается в организациях здравоохранения.

2. В большинстве стран Западной Европы и Америки: специальный педагог - должность педагогическая, а логопед -  параклиник, парамедицинский работник (логопед, аудиологопедист, ортофонист, speech-languagepathologist, фониатр, speechandlanguagetherapist, фоноаудиолог). Логопед выполняет диагностику и терапию всех видов нарушений.

Подобные тенденции отражены в Международной стандартной классификации занятий 2008 (МСКЗ-08).International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) [5]:

2246. Audiologists and speech therapists.Аудиологи и специалисты по развитию и восстановлению речи (аудиолог, дефектолог, логопед, специалист по коррекции речи) в функции которых входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений слуха и речи;

2352. Specialneedsteachers. Преподаватели в области специального образования (педагог в области специального образования для обучающихся, испытывающих трудности с обучением; педагог для лиц с нарушениями зрения; педагог для лиц с нарушениями слуха; педагог-дефектолог) в функции которых также входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений у лиц с ОВЗ, а также организация образовательного процесса, обучение и воспитания.

В соответствии с Государственным контрактом № 0195100000315000059-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р в Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова, была сформирована группа разработчиков, в которую вошли Б.В. Белявский; А.А. Дмитриев; И.В. Евтушенко [2, 3, 4]; М.В. Жигорева; И.Ю. Левченко [4]; Е.А. Малхасьян; О.С. Орлова [1]; О.Г. Приходько; В.В. Ткачева; Т.Б. Филичева. Данными специалистами был проведен анализ состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога с учетом отечественных и международных тенденций; а также была систематизирована и обобщена нормативная, методическая, учебная, технологическая документация по отдельным трудовым функциям специалистов в этой области. После формирования репрезентативной выборки организаций, принимавших участие в разработке, был проведен опроса работников организаций и работодателей в форме анкетирования. В анкетировании приняли участие более 150 специалистов, что позволило подготовить практикоориентированный проект профессионального стандарта, включающий описание основных обобщенных трудовых функций и трудовых функций.

Основным видом профессиональной деятельности педагога-дефектолога можно считать коррекцию недостатков в развитии, а также воспитание и обучение, социальная адаптация и интеграция в общество детей с ОВЗ. Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание коррекционно-развивающих и образовательных услуг по адаптированным основным общеобразовательным и индивидуальным программам отдельными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (организациями, осуществляющими образовательную деятельность; организациями сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).

В качестве обобщенных трудовых функций и соответствующих им трудовых функций, рассматриваемого вида профессиональной деятельности, можно выделить следующие:

1. Обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. В нее вошли такие трудовые функции, как: обучение и воспитательная деятельность;

2. Обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. В нее вошли следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

3. Обобщенная трудовая функция: коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ОВЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания. Включает такие трудовые функции: коррекционная деятельность и развивающая деятельность.

Возможные наименования должностей педагога-дефектолога с учетом существующих штатных расписаний организаций, осуществляющих образовательную деятельность: учитель-дефектолог; учитель-дефектолог,олигофренопедагог; учитель-дефектолог, сурдопедагог; учитель-дефектолог, тифлопедагог; учитель-логопед (логопед).

Требования к образованию и обучению педагога-дефектолога: высшее образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Ограничения к выполнению педагогической деятельности распространяются на лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющим или имевшим судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанным недееспособными; имеющим заболевания, предусмотренные соответствующим перечнем.

По мнению разработчиков профессионального стандарта, к необходимым знаниям, которыми должен владеть педагог-дефектолог, относятся:

- законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), содержание адаптированных основных общеобразовательных программ;история, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества;основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий, в которых реализуется используемая адаптированная основная общеобразовательная программа;

- клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с ОВЗ разного возраста;основы психолого-педагогической диагностики, особенности развития обучающихся с ОВЗ, основные дифференциально диагностические признаки отклонений в развитии детей, методы психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ОВЗ, методы обследования детей раннего и дошкольного возраста, особенности детей с различными недостатками развития разного возраста;

- методология специального образования обучающихся с ОВЗ, методологические принципы специального обучения;методики специального обучения, виды и приемы современных специальных педагогических технологий;преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированная основная общеобразовательная программа, его история и место в мировой культуре и науке, образовательные программы и учебники по преподаваемому предмету;пути достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения обучающихся с ОВЗ разного возраста;

- методологические принципы воспитания обучающихся с ОВЗ;методики воспитания обучающихся с ОВЗ в реализации комплексного подхода, виды и приемы специальных педагогических технологий;содержание воспитательной деятельности в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и проведение внешкольной деятельности (транспорт, места массового скопления людей, водоемы) с соблюдением правил техники безопасности и правил дорожного движения;

- современные тенденции развития дошкольного образования;современные концепции нарушения развития в детском возрасте;вариативные модели дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего возраста в условиях службы ранней помощи и дошкольной образовательной организации;основные и актуальные для современной системы образования, теории обучения, воспитания и развития детей, в том числе обучающихся с ОВЗ;

- теории и методы управления образовательными системами, специальные образовательные условия, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средств обучения и их дидактические возможности;основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, специальная педагогика, специальная психология, медицина, нейрофизиология, возрастная физиология, школьная гигиена; специальные методики преподавания);современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;специальные дидактические основы, используемые в образовательном процессе специальных образовательных технологий;

- правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды обучающихся с ОВЗ;

- методы коррекции недостатков развития ребенка с ОВЗ на разных возрастных этапах;особенности и проблемы семей, воспитывающие детей с ОВЗ и специальные технологии работы с семьями;

- технологии консультативной работы со специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов и др., осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи;

- педагогические закономерности организации развивающего обучения обучающихся с ОВЗ;законы развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития.

Среди наиболее важных умений, которыми необходимо владеть педагогу-дефектологу:

- владеть формами и методами специального обучения, в том числе внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.п.; организовывать различные виды урочной и внеурочной деятельности с учетом возможностей обучающихся с ОВЗ, с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона, опираясь на достижения специальной педагогики и специальной психологии, медицины, нейрофизиологии и возрастной физиологии, школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

- объективно оценивать знания обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ОВЗ; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения обучающихся с ОВЗ;

- владеть ИКТ-компетенциями:общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности,необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста; применять современные образовательные технологии, включая информационные, дистанционные, а также цифровые образовательные ресурсы; владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- строить воспитательную деятельность с учетом возраста, особенностей развития детей с ОВЗ, этнокультурных различий, половых и индивидуальных особенностей; использовать в общении с детьми с ОВЗ специальные вербальные и невербальные средства, признавать их достоинство, понимая и принимая их как равноправных участников образовательного процесса; владеть специальными вербальными и невербальными средствами общения с обучающимися с ОВЗ и их родителями; владеть методами воспитания обучающихся с ОВЗ (беседа, убеждение, внушение);

- создавать в учебных группах класса, студии дополнительного образования, кружка, секции, воспитательной группы, разновозрастные коллективы из обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей) и педагогов; формировать ученический коллектив и осуществлять педагогическое руководство, с целью вовлечения обучающихся с ОВЗ в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную активность; осуществлять мониторинг и анализ реального состояния дел в детском коллективе обучающихся с ОВЗ, сохранять деловую атмосферу взаимной поддержки; защищать достоинство и интересы обучающихся с ОВЗ, осуществлять помощь детям с ОВЗ, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; находить воспитательную ценность учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и включение в практическую деятельность обучающимися с ОВЗ; владеть формами организации внешкольной деятельности обучающихся с ОВЗ (экскурсия, поход, посещение объектов спорта, культуры и отдыха, предприятий торговли, организаций здравоохранения, правоохранительных органов); сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

- организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды деятельности, с учетом особенностей развития детей с ОВЗ; использовать методы психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми с ОВЗ образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; владеть всеми видами развивающей деятельностей ребенка с ОВЗ; выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

- планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по учебному предмету, на основе адаптированных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; формулировать вариативные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) с учетом дифференцированного подхода и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с особенностями познавательного и личностного развития обучающихся с ОВЗ; организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся с ОВЗ;

- во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими специалистами проектировать и своевременно корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с ОВЗ в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных); разрабатывать и реализовывать практико-ориентированное обучение с элементами проблемных ситуаций, оперативно обсуждать с обучающимися с ОВЗ актуальные явления и события жизни современного общества; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронного документооборота); использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, специальным индивидуальным программам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций среди обучающихся с ОВЗ, средствами их профилактики и разрешения; анализировать документацию специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, работников правоохранительных органов и т.д.); владеть методами психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ОВЗ; организовывать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ с различными недостатками развития разного возраста; составить заключение по результатам диагностики ребенка с ОВЗ;

- разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ; разработать программу коррекционной работы с ребенком с ОВЗ; осуществлять мониторинг динамики преодоления недостатков развития ребенка с ОВЗ;

- взаимодействовать с педагогами, психологами образовательной организации; взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов; взаимодействовать с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ разного возраста, оказывать им консультативную помощь, обучать доступным приемам коррекционно-развивающей работы; взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к детям с ОВЗ, их семьям; взаимодействовать в социальных сетях по оказанию помощи детям с ОВЗ, их семьям;

- психолого-педагогическая поддержка ребенка с ОВЗ, вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения и эмоционального состояния; использовать в практике работы с обучающимися с ОВЗ психологические подходы: онтогенетический, культурно-исторический, деятельностный и развивающий; осуществлять совместно со специальным психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение адаптированных основных общеобразовательных программ и адаптированных общеобразовательных программ; составить психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ОВЗ; оценивать образовательные результаты: предметные и метапредметные компетенции, динамику личностного развития.

Рецензенты:

Жигорева М.В., д.п.н.,профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.