Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL CONCEPT OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF ADOLESCENTS IN CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS

Safin N.V. 1
1 Orenburg Service College
The article describes the meaningful content of the concept of the formation of the civil identity of adolescents in children's social associations and highlights its significant structural element - principles (strategic and tactical) that streamline the theoretical, methodological and applied aspects of the study. The totality of the principles of the pedagogical concept of the formation of the civil identity of adolescents in children's social associations is justified. The principle of axiology determines the development in adolescents of an emotional and semantic attitude to the fact of belonging to the civil community, the promotion of active interoriorization by them of traditional Russian spiritual and moral values and civic values. The principle of communicative partnership and cooperation of the author's concept defines the guidelines for organizing inter-subject value-meaning interaction of the child-adult community in children's social associations, expanding the experience of collective communication and unity with a small civic community. The principle of tolerance reflects the need for conscious acceptance by young people of the dissimilarity and identity of participants in children's public associations, regardless of ethnicity or religion. The principle of social hardening involves the inclusion of adolescents in real and imitated social trials, moral and civil dilemmas for the development of social immunity and life resistance, and countering destructive ideological influences. The principle of subjectivity sets guidelines for expanding the repertoire of forms of civic participation and the initial political behavior of young people in the implementation of variable socially recognized and socially approved activities. The principle of reflection focuses on organizing a reflective analysis of young people's understanding of the level of formation of civil identity, the degree of identification of their personal fate with the fate of their state and determining ways to increase them.
civic identity
adolescents
children's social associations
child-adult community
pedagogical concept
principles
civic position
civil and traditional russian spiritual and moral values

Президент Российской Федерации В.В. Путин 19 мая 2023 года на заседании Совета по межнациональным отношениям отметил ключевую тему укрепления общероссийской гражданской идентичности, сопричастности всех и каждого гражданина к судьбе Отечества. Президент подчеркнул, что уровень общегражданской идентичности растет из года в год и необходимо продолжить работу в аспекте усиления параметра общей консолидации, преумножения духовного наследия единого государства, формирования его уникальной многонациональной многоконфессиональной культуры, особенно в работе с молодежью. Значимость целенаправленного формирования гражданской идентичности молодых людей отражена в: Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегии государственной культурной политики до 2030 г.; Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и т.д.

Обозначенные государственные целевые ориентиры влекут за собой необходимость обновления теоретико-методологических, концептуальных и прикладных основ формирования гражданской идентичности подростков (как ресурса прогрессивного развития страны в будущем) в детских общественных объединениях, которые в современных условиях выступают необходимой средой «взращивания» активной гражданской позиции, гражданской ответственности, культуры социальной полезности поведения и коммуникации взрослеющих субъектов посредством добровольного вовлечения в социально признаваемую и социально одобряемую деятельность, отражающую инициативное участие молодых людей в жизни города, родного края, страны. Необходима целостная разработка педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях и отдельно – обоснование ее значимого структурного элемента: принципов в аспекте содержательной проекции теоретических положений на область практической деятельности.

Многоаспектное обоснование совокупности принципов педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях как содержательное обобщение исходных положений теории в зависимости от выделенных методологических подходов (культурологического, социально-педагогического и деятельностного) указывают направление движения к поставленной цели и оптимизируют функционал использования методов, форм, технологий, средств и способов, применяемых в работе. Принципы авторской концепции отражают смысловые ориентиры исследования: осмысленное приобщение подростков к традиционным российским духовно-нравственным ценностям и целям российского социума, истории и традициям малой и большой Родины; укрепление нравственных идеалов и развитие гражданско-правового сознания молодых людей; поддержка стремления к индивидуально-личностным и коллективным достижениям на благо себя, коллектива, страны с позиции трансляции функционала молодых граждан и патриотов своей Отчизны; развитие умений противодействовать деструктивным идеологическим влияниям Запада и средств массовой информации.

Цель исследования: теоретическое обоснование принципов педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях.

Материал и методы исследования. В исследовании применялись: междисциплинарный анализ литературы, нормативно-правовой документации по проблеме исследования; синтез; обобщение; интерпретация результатов. Исследование базировалось на анализе научных работ: Б.А. Гарифуллина [1], В.В. Новиковой [2], С.Р. Сулеймановой [3] и иных (в сфере изучения деятельности детских общественных объединений); Н.А. Баранова, Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцевой, С.И. Кузиной, Л.И. Никовской, О.В. Поповой [4], М.С.Жилинской, Е.А. Ивановой [5], Н.Г. Хайруллиной [6] и иных (в области рассмотрения особенностей формирования гражданской идентичности молодых людей).

Результаты исследования и их обсуждение. Всесторонняя и комплементарная разработка научной проблемы теоретического обоснования принципов авторской концепции осуществлялась исходя из ключевых составляющих категориального аппарата педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях, таких как:

– уточнение дефиниции «педагогическая концепция формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях» как «формы нового научного знания, отражающей систематизацию теоретических представлений и взглядов (понятийно-категориальное поле исследования), ведущих идей, научных подходов, закономерностей и принципов, процессной модели, организационно-педагогических условий, критериального аппарата оценивания результативности верификации концепции» [7, с. 37];

– представление авторского содержания формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях как целенаправленного процесса, обеспечивающего: а) расширение диапазона знаний молодых людей о себе как субъектах общественных отношений, отнесении себя к образу «гражданина России» осознания совокупности задач, стоящих перед ними как патриотами, созидателями окружающей действительности; б) развитие чувства гордости за прошлое, настоящее и будущее страны, уважения к малой и большой Родине, российскому народу, его ментальности, культуре, духовным традициям, ценностям социального порядка; в) удовлетворение личностных запросов и гражданских инициатив, потребностей и устремлений подростков к признанию, достижениям, самореализации, самоутверждению, к новизне, оригинальности поведения, осмыслению преобразований реалий миробытия посредством достижения педагогических, социальных и гражданских эффектов в инициировании деятельности на благо себя, коллектива, общества и государства;

– конкретизация содержательно-смыслового наполнения понятия «детские общественные объединения» как особого самоорганизующегося, самоуправляемого, гибкого и открытого детско-взрослого сообщества: а) создающегося на основе объединения интересов освоения и развития продуктивных гражданско-правовых отношений с обществом, добровольности, комфортности и привлекательности положительно-эмоциональной эстетико-творческой среды; б) предлагающего молодым людям освоение расширенного диапазона знаний о своих гражданских правах и обязанностях, усвоение «готовых» истин и нравственных принципов человеческого общежития входящим в мир взрослых подросткам, задающего основания для максимального развития лидерского и творческого потенциала, инициативы и общественной активности в реальной гражданской практике с учетом перспективного конструирования своих жизненных целей и выработки программы становления достойных граждан многонациональной России, способных к самостоятельному ответственному действию в политической, правовой и социальной жизни (в противовес патернализму и инфантилизму, гражданской пассивности и аполитичности).

Кратко охарактеризуем значимый структурный элемент авторской концепции – ее принципы, упорядочивающие теоретико-методологические и прикладные аспекты формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях. В основу обоснования принципов мы положили их деление на стратегические принципы в рамках общенаучного уровня описания концепции (научно-дисциплинарной и концептуально-теоретической локализации познания исследуемой реальности) и тактические принципы с позиции конкретно-научного уровня (методико-технологической наполненности изучаемого феномена) [8].

Согласно выделенным основополагающим положениям, в исследовании определены следующие принципы педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях как общие регулятивы, позволяющие максимально рационализировать порядок продуктивной реализации теоретических положений в практику и достижения целей поставленной работы.

I. Принцип аксиологизации определяет развитие у подростков эмоционально-смыслового отношения к факту принадлежности к гражданской общности, становление уважительного отношения к законам государства, формирование устремленности молодых людей к осознанию гражданского долга и гражданской ответственности перед Родиной, признание собственной самоценности как взрослеющих граждан, разделяющих и поддерживающих интересы развития нашего государства.

Значимым при реализации принципа аксиологизации выступает целенаправленная работа детских общественных объединений по содействию интериоризации подростками (в ходе активного участия в многообразии ценностно-ориентационной деятельности гражданского содержания) совокупности ценностей как нравственных, социально и личностно значимых ориентиров, лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единства социокультурного кода многонационального народа России:

– традиционных российских духовно-нравственных ценностей («жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [9]);

– исторически и социально обусловленных гражданских ценностей (общественного блага, мира, безопасности, прав человека, свободы выбора на основе осознанной законопослушности, социальной справедливости, равенства перед законом, плюрализма позиций и взглядов, нравственности и правдивости в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизма) [10].

II. Принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества авторской концепции, реализуемый в целях формирования гражданской идентичности подростков, определяет ориентиры организации межсубъектного ценностно-смыслового взаимодействия участников детских общественных объединений, задает основания расширения опыта коллективного взаимодействия и единения с малой гражданской общностью, научая конструктивно «жить сообща» во имя общих целей, интересов, ценностей.

Данный принцип определяет направленность взаимообогащающего влияния детско-взрослой общности участников детских общественных объединений (представителей разных рас, этнических общностей) друг на друга на основе выстраивания диалога культур, обеспечивающего продуктивность формирования гражданской идентичности подростков с позиции порождения следующих социальных эффектов: соотнесения себя с другими людьми с различными взглядами и убеждениями; компромиссное подчинение собственных частных интересов и способов их достижения общему благу и личностной успешности; со-поддержки, со-товарищества, со-действия, со-участия, со-творчества, взаимопринятия, взаимовыручки, взаимоуважения, бескорыстной помощи, сплоченности, группового консенсуса.

III. Принцип толерантности предполагает организацию процесса формирования гражданской идентичности подростков на основе раскрытия им смысла толерантности и золотого правила нравственности (регулирующих всю систему отношений взрослеющих субъектов к миру), сквозь призму которых регулируются ориентиры принятия непохожести и самобытности участников детских общественных объединений разных национальностей, выстраивания линии единения с субъектами других культур (независимо от этнической, религиозной принадлежности).

Принцип толерантности задает ориентир осознания подростками того, что судьба России созидалась и созидается единением разных народов, традиций и культур, идеологией гармоничного сосуществования и мира, согласия и терпимости к иному мировоззрению и образу жизни, великодушия и доброжелательного отношения к культуре народов многонационального российского общества, их достижениям (в аспекте взаимообогащающего обмена национальными ценностями и традициями), привития ценностей осознания себя гражданами единой страны в рамках единой нации и единой державы, что помогает избежать эгоцентризма, национализма, шовинизма.

IV. Принцип социального закаливания в контексте формирования гражданской идентичности подростков предполагает их включение в ситуации неопределенности (реальные и имитируемые социальные пробы, морально-гражданские дилеммы), целенаправленно организуемые в детских общественных объединениях, востребующие волевых усилий молодых людей для выработки навыка принятия трудных решений, умений нахождения путей адекватного поведения и готовности делать сложный нравственный и социальный выбор на основе следования в своем поведении нормам морали и гражданским ценностям, нетерпимости к их нарушению.

Значимыми при реализации принципа социального закаливания выступают формирование социального иммунитета и жизнеустойчивости, социальной мобильности и адаптированности подростков и оценивание их результатов по критерию освоенных традиционных российских духовно-нравственных и гражданских ценностей [11], а также становление собственной позиции по противодействию деструктивным идеологическим влияниям, попыткам исказить нашу историю, «негативным личностным проявлениям – выраженной агрессии, противоправному поведению, участию в асоциальных формированиях» [12, с. 11]. В ходе реализации данного принципа обеспечивается оптимальная подготовка к осуществлению взрослого социально-ролевого функционала граждан в ходе продуктивного участия в общественно-политической жизни российского государства.

V. Принцип субъектности в аспекте формирования гражданской идентичности подростков в деятельности общественных объединений: задает ориентиры воплощения подростками в жизнь инновационных идей и гражданских ценностей с позиции достижения всеобщего благосостояния, удовлетворения собственных интересов, запросов коллектива, города, государства, своего народа, отождествления себя с Россией; отражает аспекты развития умений самостоятельного принятия решения в условиях выбора, свободы и ответственности с позиции детско-взрослого паритетного самоуправления (первые практики участия в демократических процедурах управления).

Данный принцип задает ориентиры расширения репертуара форм гражданского участия и первоначального политического поведения молодых людей (в качестве непосредственных организаторов и исполнителей) посредством реализации вариативной социально признаваемой и социально одобряемой деятельности (коллективно-творческих дел гражданской направленности, социальных акций, шефской и трудовой заботы, волонтерства, социальных проектов (содержательно-познавательных, творческих, социокультурных, туристско-краеведческих, физкультурно-оздоровительных, благотворительных и т.д.)) в детских общественных объединениях. При этом происходят активизация гражданской позиции молодых людей, поощрение их к проявлению гражданской инициативы (применительно к разнообразным ситуациям, окружающим людям и самим себе), развитие умений определять смысл гражданских явлений, видеть их объемно и многопланово, критично анализировать и всесторонне оценивать позитивное настоящее, прошлое и будущее России. Подростки учатся самостоятельно выстраивать траекторию своего жизненного пути и достигать намеченных целей в реализации функционала достойных граждан и патриотов своего Отечества.

VI. Принцип рефлексии, осуществляемый в целях формирования гражданской идентичности подростков, ориентирует на организацию в деятельности детских общественных объединений рефлексивного анализа осмысления молодыми людьми развитости собственных гражданских качеств и приверженности целям демократических институтов, мотивов проявления гражданской активности и убежденности в необходимости позитивных изменений в своей стране и собственного участия в ней.

Принцип рефлексивности с позиции развития установок критического отбора способов повышения уровня собственной гражданской идентичности задает ориентиры единения с другими людьми без утраты собственной индивидуальности, развития готовности к нравственному, социально полезному и ответственному действию в сопоставлении с выработанными обществом нормативами и системой гражданских ценностей, идентификации своей личной судьбы с судьбой своего государства.

Заключение

Таким образом, в исследовании обоснованы принципы педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях: на общенаучном уровне описания концепции – принципы аксиологизации, коммуникативного партнерства и сотрудничества, рефлексии (стратегические принципы); на конкретно-научном уровне – принципы социального закаливания, субъектности, толерантности (тактические принципы). Представленные принципы являются взаимообусловленными и взаимодополняющими для реализации концептуальных идей авторской концепции и результативной проекции ее теоретических положений на практическую область исследуемого феномена.