Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Сафин Н.В. 1
1 ГАПОУ «Колледж сервиса города Оренбурга»
В статье охарактеризовано содержательное наполнение концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях и выделен ее значимый структурный элемент – принципы (стратегические и тактические), упорядочивающие теоретико-методологические и прикладные аспекты исследования. Обоснована совокупность принципов педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях. Принцип аксиологизации определяет развитие у подростков эмоционально-смыслового отношения к факту принадлежности к гражданской общности, содействие активной интериоризации ими традиционных российских духовно-нравственных ценностей и гражданских ценностей. Принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества авторской концепции определяет ориентиры организации межсубъектного ценностно-смыслового взаимодействия детско-взрослой общности в детских общественных объединениях, расширения опыта коллективной коммуникации и единения с малой гражданской общностью. Принцип толерантности отражает необходимость осознанного принятия молодыми людьми непохожести и самобытности участников детских общественных объединений независимо от этнической, религиозной принадлежности. Принцип социального закаливания предполагает включение подростков в реальные и имитируемые социальные пробы, морально-гражданские дилеммы для выработки социального иммунитета и жизнеустойчивости, противодействия деструктивным идеологическим влияниям. Принцип субъектности задает ориентиры расширения репертуара форм гражданского участия и первоначального политического поведения молодых людей в ходе реализации вариативной социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Принцип рефлексии ориентирует на организацию рефлексивного анализа осмысления молодыми людьми уровня сформированности гражданской идентичности, степени идентификации своей личной судьбы с судьбой своего государства и определение путей их повышения.
гражданская идентичность
подростки
детские общественные объединения
детско-взрослая общность
педагогическая концепция
принципы
гражданская позиция
гражданские и традиционные российские духовно-нравственные ценности
1. Гарифуллин Б.А. Детские и молодежные общественные объединения на территории Российской федерации // Вестник науки. 2023. № 6 (63). С. 200-206.
2. Новикова В.В. Детское общественное объединение как социальный и педагогический феномен // Заметки ученого. 2022. № 7. С. 137-140.
3. Сулейманова С.Р. Молодежные общественные объединения России и иных стран СНГ: монография. М., 2023. 152 с.
4. Баранов Н.А., Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Кузина С.И., Никовская Л.И., Попова О.В. Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт: коллективная монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. 179 с.
5. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Пути и способы формирования российской гражданской идентичности у школьников // Научные исследования и инновации. 2021. № 4. С. 319-327.
6. Хайруллина Н.Г. Гражданская идентичность в современной России // Развитие территорий. 2022. № 2 (28). С. 22-27.
7. Пак Л.Г., Кочемасова Л.А., Соколова Ю.А. Акмеологическая концепция социально-педагогического содействия трудоустройству выпускников вузов: от теории к практике // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (44). С. 373-389. DOI: 10.32516/2303-9922.2022.44.19.
8. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. 311 с.
9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 дата обращения: 04.09.2023).
10. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития. М., 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11950496 (дата обращения: 04.09.2023).
11. Рожков М.И. Сопровождение саморазвития детей как педагогическая проблема // Социальная педагогика в России: Научно-методический журнал. 2017. № 3. С. 21-26.
12. Мирошкина М.Р., Лобынцева С.В. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: научно-методические рекомендации. М., 2019. 15 с.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 19 мая 2023 года на заседании Совета по межнациональным отношениям отметил ключевую тему укрепления общероссийской гражданской идентичности, сопричастности всех и каждого гражданина к судьбе Отечества. Президент подчеркнул, что уровень общегражданской идентичности растет из года в год и необходимо продолжить работу в аспекте усиления параметра общей консолидации, преумножения духовного наследия единого государства, формирования его уникальной многонациональной многоконфессиональной культуры, особенно в работе с молодежью. Значимость целенаправленного формирования гражданской идентичности молодых людей отражена в: Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегии государственной культурной политики до 2030 г.; Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и т.д.

Обозначенные государственные целевые ориентиры влекут за собой необходимость обновления теоретико-методологических, концептуальных и прикладных основ формирования гражданской идентичности подростков (как ресурса прогрессивного развития страны в будущем) в детских общественных объединениях, которые в современных условиях выступают необходимой средой «взращивания» активной гражданской позиции, гражданской ответственности, культуры социальной полезности поведения и коммуникации взрослеющих субъектов посредством добровольного вовлечения в социально признаваемую и социально одобряемую деятельность, отражающую инициативное участие молодых людей в жизни города, родного края, страны. Необходима целостная разработка педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях и отдельно – обоснование ее значимого структурного элемента: принципов в аспекте содержательной проекции теоретических положений на область практической деятельности.

Многоаспектное обоснование совокупности принципов педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях как содержательное обобщение исходных положений теории в зависимости от выделенных методологических подходов (культурологического, социально-педагогического и деятельностного) указывают направление движения к поставленной цели и оптимизируют функционал использования методов, форм, технологий, средств и способов, применяемых в работе. Принципы авторской концепции отражают смысловые ориентиры исследования: осмысленное приобщение подростков к традиционным российским духовно-нравственным ценностям и целям российского социума, истории и традициям малой и большой Родины; укрепление нравственных идеалов и развитие гражданско-правового сознания молодых людей; поддержка стремления к индивидуально-личностным и коллективным достижениям на благо себя, коллектива, страны с позиции трансляции функционала молодых граждан и патриотов своей Отчизны; развитие умений противодействовать деструктивным идеологическим влияниям Запада и средств массовой информации.

Цель исследования: теоретическое обоснование принципов педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях.

Материал и методы исследования. В исследовании применялись: междисциплинарный анализ литературы, нормативно-правовой документации по проблеме исследования; синтез; обобщение; интерпретация результатов. Исследование базировалось на анализе научных работ: Б.А. Гарифуллина [1], В.В. Новиковой [2], С.Р. Сулеймановой [3] и иных (в сфере изучения деятельности детских общественных объединений); Н.А. Баранова, Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцевой, С.И. Кузиной, Л.И. Никовской, О.В. Поповой [4], М.С.Жилинской, Е.А. Ивановой [5], Н.Г. Хайруллиной [6] и иных (в области рассмотрения особенностей формирования гражданской идентичности молодых людей).

Результаты исследования и их обсуждение. Всесторонняя и комплементарная разработка научной проблемы теоретического обоснования принципов авторской концепции осуществлялась исходя из ключевых составляющих категориального аппарата педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях, таких как:

– уточнение дефиниции «педагогическая концепция формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях» как «формы нового научного знания, отражающей систематизацию теоретических представлений и взглядов (понятийно-категориальное поле исследования), ведущих идей, научных подходов, закономерностей и принципов, процессной модели, организационно-педагогических условий, критериального аппарата оценивания результативности верификации концепции» [7, с. 37];

– представление авторского содержания формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях как целенаправленного процесса, обеспечивающего: а) расширение диапазона знаний молодых людей о себе как субъектах общественных отношений, отнесении себя к образу «гражданина России» осознания совокупности задач, стоящих перед ними как патриотами, созидателями окружающей действительности; б) развитие чувства гордости за прошлое, настоящее и будущее страны, уважения к малой и большой Родине, российскому народу, его ментальности, культуре, духовным традициям, ценностям социального порядка; в) удовлетворение личностных запросов и гражданских инициатив, потребностей и устремлений подростков к признанию, достижениям, самореализации, самоутверждению, к новизне, оригинальности поведения, осмыслению преобразований реалий миробытия посредством достижения педагогических, социальных и гражданских эффектов в инициировании деятельности на благо себя, коллектива, общества и государства;

– конкретизация содержательно-смыслового наполнения понятия «детские общественные объединения» как особого самоорганизующегося, самоуправляемого, гибкого и открытого детско-взрослого сообщества: а) создающегося на основе объединения интересов освоения и развития продуктивных гражданско-правовых отношений с обществом, добровольности, комфортности и привлекательности положительно-эмоциональной эстетико-творческой среды; б) предлагающего молодым людям освоение расширенного диапазона знаний о своих гражданских правах и обязанностях, усвоение «готовых» истин и нравственных принципов человеческого общежития входящим в мир взрослых подросткам, задающего основания для максимального развития лидерского и творческого потенциала, инициативы и общественной активности в реальной гражданской практике с учетом перспективного конструирования своих жизненных целей и выработки программы становления достойных граждан многонациональной России, способных к самостоятельному ответственному действию в политической, правовой и социальной жизни (в противовес патернализму и инфантилизму, гражданской пассивности и аполитичности).

Кратко охарактеризуем значимый структурный элемент авторской концепции – ее принципы, упорядочивающие теоретико-методологические и прикладные аспекты формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях. В основу обоснования принципов мы положили их деление на стратегические принципы в рамках общенаучного уровня описания концепции (научно-дисциплинарной и концептуально-теоретической локализации познания исследуемой реальности) и тактические принципы с позиции конкретно-научного уровня (методико-технологической наполненности изучаемого феномена) [8].

Согласно выделенным основополагающим положениям, в исследовании определены следующие принципы педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях как общие регулятивы, позволяющие максимально рационализировать порядок продуктивной реализации теоретических положений в практику и достижения целей поставленной работы.

I. Принцип аксиологизации определяет развитие у подростков эмоционально-смыслового отношения к факту принадлежности к гражданской общности, становление уважительного отношения к законам государства, формирование устремленности молодых людей к осознанию гражданского долга и гражданской ответственности перед Родиной, признание собственной самоценности как взрослеющих граждан, разделяющих и поддерживающих интересы развития нашего государства.

Значимым при реализации принципа аксиологизации выступает целенаправленная работа детских общественных объединений по содействию интериоризации подростками (в ходе активного участия в многообразии ценностно-ориентационной деятельности гражданского содержания) совокупности ценностей как нравственных, социально и личностно значимых ориентиров, лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единства социокультурного кода многонационального народа России:

– традиционных российских духовно-нравственных ценностей («жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [9]);

– исторически и социально обусловленных гражданских ценностей (общественного блага, мира, безопасности, прав человека, свободы выбора на основе осознанной законопослушности, социальной справедливости, равенства перед законом, плюрализма позиций и взглядов, нравственности и правдивости в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизма) [10].

II. Принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества авторской концепции, реализуемый в целях формирования гражданской идентичности подростков, определяет ориентиры организации межсубъектного ценностно-смыслового взаимодействия участников детских общественных объединений, задает основания расширения опыта коллективного взаимодействия и единения с малой гражданской общностью, научая конструктивно «жить сообща» во имя общих целей, интересов, ценностей.

Данный принцип определяет направленность взаимообогащающего влияния детско-взрослой общности участников детских общественных объединений (представителей разных рас, этнических общностей) друг на друга на основе выстраивания диалога культур, обеспечивающего продуктивность формирования гражданской идентичности подростков с позиции порождения следующих социальных эффектов: соотнесения себя с другими людьми с различными взглядами и убеждениями; компромиссное подчинение собственных частных интересов и способов их достижения общему благу и личностной успешности; со-поддержки, со-товарищества, со-действия, со-участия, со-творчества, взаимопринятия, взаимовыручки, взаимоуважения, бескорыстной помощи, сплоченности, группового консенсуса.

III. Принцип толерантности предполагает организацию процесса формирования гражданской идентичности подростков на основе раскрытия им смысла толерантности и золотого правила нравственности (регулирующих всю систему отношений взрослеющих субъектов к миру), сквозь призму которых регулируются ориентиры принятия непохожести и самобытности участников детских общественных объединений разных национальностей, выстраивания линии единения с субъектами других культур (независимо от этнической, религиозной принадлежности).

Принцип толерантности задает ориентир осознания подростками того, что судьба России созидалась и созидается единением разных народов, традиций и культур, идеологией гармоничного сосуществования и мира, согласия и терпимости к иному мировоззрению и образу жизни, великодушия и доброжелательного отношения к культуре народов многонационального российского общества, их достижениям (в аспекте взаимообогащающего обмена национальными ценностями и традициями), привития ценностей осознания себя гражданами единой страны в рамках единой нации и единой державы, что помогает избежать эгоцентризма, национализма, шовинизма.

IV. Принцип социального закаливания в контексте формирования гражданской идентичности подростков предполагает их включение в ситуации неопределенности (реальные и имитируемые социальные пробы, морально-гражданские дилеммы), целенаправленно организуемые в детских общественных объединениях, востребующие волевых усилий молодых людей для выработки навыка принятия трудных решений, умений нахождения путей адекватного поведения и готовности делать сложный нравственный и социальный выбор на основе следования в своем поведении нормам морали и гражданским ценностям, нетерпимости к их нарушению.

Значимыми при реализации принципа социального закаливания выступают формирование социального иммунитета и жизнеустойчивости, социальной мобильности и адаптированности подростков и оценивание их результатов по критерию освоенных традиционных российских духовно-нравственных и гражданских ценностей [11], а также становление собственной позиции по противодействию деструктивным идеологическим влияниям, попыткам исказить нашу историю, «негативным личностным проявлениям – выраженной агрессии, противоправному поведению, участию в асоциальных формированиях» [12, с. 11]. В ходе реализации данного принципа обеспечивается оптимальная подготовка к осуществлению взрослого социально-ролевого функционала граждан в ходе продуктивного участия в общественно-политической жизни российского государства.

V. Принцип субъектности в аспекте формирования гражданской идентичности подростков в деятельности общественных объединений: задает ориентиры воплощения подростками в жизнь инновационных идей и гражданских ценностей с позиции достижения всеобщего благосостояния, удовлетворения собственных интересов, запросов коллектива, города, государства, своего народа, отождествления себя с Россией; отражает аспекты развития умений самостоятельного принятия решения в условиях выбора, свободы и ответственности с позиции детско-взрослого паритетного самоуправления (первые практики участия в демократических процедурах управления).

Данный принцип задает ориентиры расширения репертуара форм гражданского участия и первоначального политического поведения молодых людей (в качестве непосредственных организаторов и исполнителей) посредством реализации вариативной социально признаваемой и социально одобряемой деятельности (коллективно-творческих дел гражданской направленности, социальных акций, шефской и трудовой заботы, волонтерства, социальных проектов (содержательно-познавательных, творческих, социокультурных, туристско-краеведческих, физкультурно-оздоровительных, благотворительных и т.д.)) в детских общественных объединениях. При этом происходят активизация гражданской позиции молодых людей, поощрение их к проявлению гражданской инициативы (применительно к разнообразным ситуациям, окружающим людям и самим себе), развитие умений определять смысл гражданских явлений, видеть их объемно и многопланово, критично анализировать и всесторонне оценивать позитивное настоящее, прошлое и будущее России. Подростки учатся самостоятельно выстраивать траекторию своего жизненного пути и достигать намеченных целей в реализации функционала достойных граждан и патриотов своего Отечества.

VI. Принцип рефлексии, осуществляемый в целях формирования гражданской идентичности подростков, ориентирует на организацию в деятельности детских общественных объединений рефлексивного анализа осмысления молодыми людьми развитости собственных гражданских качеств и приверженности целям демократических институтов, мотивов проявления гражданской активности и убежденности в необходимости позитивных изменений в своей стране и собственного участия в ней.

Принцип рефлексивности с позиции развития установок критического отбора способов повышения уровня собственной гражданской идентичности задает ориентиры единения с другими людьми без утраты собственной индивидуальности, развития готовности к нравственному, социально полезному и ответственному действию в сопоставлении с выработанными обществом нормативами и системой гражданских ценностей, идентификации своей личной судьбы с судьбой своего государства.

Заключение

Таким образом, в исследовании обоснованы принципы педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях: на общенаучном уровне описания концепции – принципы аксиологизации, коммуникативного партнерства и сотрудничества, рефлексии (стратегические принципы); на конкретно-научном уровне – принципы социального закаливания, субъектности, толерантности (тактические принципы). Представленные принципы являются взаимообусловленными и взаимодополняющими для реализации концептуальных идей авторской концепции и результативной проекции ее теоретических положений на практическую область исследуемого феномена.


Библиографическая ссылка

Сафин Н.В. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32969 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674