Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DESIGNING A NETWORK MODEL OF EDUCATIONAL AND CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF THE TECHNOPARK

Kirillova O.A. 1 Evdokimova V.E. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Shadrinsk State Pedagogical University
In recent years, the network interaction of educational organizations has been actively introduced in Russian education, which allows, in the absence of their own resources, to use them by borrowing them from partner institutions. The relevance of this article is due to the need to find the optimal model for the implementation of the university's technopark activities in conducting educational and career guidance activities, as well as updating the efforts of the scientific direction to research and consider the issues of the most successful options for the implementation of such models. The purpose of the article was to analyze the essence of the network interaction of educational institutions. As a result of the analysis, a network model of educational and career guidance activities with educational organizations of the region has been developed, implemented in the technopark of pedagogical competencies at the Shadrinsky State Pedagogical University, aimed at organizing a comprehensive partnership. The authors present the structure of network interaction consisting of several components and highlight the characteristic features of network interaction in educational and career guidance activities of students of educational organizations of various types. The results of the research can be used to create interaction between technoparks opened on the bases of universities, to update the process of implementing the results of scientific research within the framework of network interaction with educational organizations of various types. The study was carried out with the financial support of research work in priority areas of activity of the partner universities of SUGGPU and ShSPU in 2023 on the topic “Organization of educational and career guidance work of the technopark and pedagogical quantorium as part of the implementation of network interaction between the university and educational organizations of the region” (No. 16-348 dated May 26, 2023).
network interaction
network model of interaction
technopark of key competencies
educational activities
career guidance activities

В настоящее время в современном обществе происходят изменения в системе образования. Первостепенной задачей в области политики образования является создание всестороннего взаимодействия, а именно сетевого партнерства учреждений в разных звеньях образования. С опорой на опыт крупных ведущих вузов, образовательных учреждений всех типов для Курганской области была создана сетевая организационно-методическая модель, состоящая из нескольких блоков: целевого, содержательного, процессуального и диагностического. В рамках модели были определены этапы обучения, выделены структурные элементы модели, ее признаки и функции, разработана нормативно-правовая и методическая документация. На основе данной модели в качестве ее составной части была разработана дополнительная модель организации просветительской и профориентационной работы в рамках реализации сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями региона (на примере технопарка и педагогического кванториума ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»), направленная на организацию всестороннего партнерства и конструирование моделей сетевого взаимодействия.

Цель исследования – описание сетевого взаимодействия организации просветительской и профориентационной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» с образовательными организациями региона, включающего в себя актуальность создания модели, анализ нормативной документации, определение ее структурных элементов, характерных признаков и функций.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось средствами изучения научных исследований академических работ, занимающихся описанием моделей сетевого взаимодействия; средствами анализа, систематизации, классификации, обобщения и синтеза собранных материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. Конструирование модели сетевого взаимодействия, по нашему мнению, необходимо начинать с выяснения сущности понятий «модель», «модель сетевого взаимодействия». Анализ имеющихся исследований показал, что авторы по-разному понимают данные понятия, а также ход моделирования. Терминология понятия «модель» активно применяется в различных сферах человеческой деятельности и обладает большим разнообразием смыслов.

Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений – это метод познания и модификации объектов, дающий способ схематического представления реальной практики, оценивающий ее с точки зрения стандартизированных параметров.

В зависимости от того, какими ресурсами обладает организация и может поделиться ими, такая модель сетевого взаимодействия и будет конструироваться. Главная задача при этом – достичь поставленную цель. Выбор образовательных организаций для ее создания зависит от того, какие задачи поставлены перед организацией для сетевого взаимодействия с другими учебными организациями, которые будут входить в конструируемую систему [1, с. 73].

Проведя анализ ФГОС ООО, можно легко понять, что современное образование реализуется также и посредством внеурочной деятельности. При ее организации [2] образовательное учреждение активизирует весь свой потенциал, включая кадровый, учебный, административный и технический. Современная ситуация, возникшая в системе образования, требует не только от общеобразовательных заведений, но и организаций дополнительного образования объединять усилия для достижения целей образования, т.е. создания сети [3, с. 229].

Вопрос создания сетевого взаимодействия возник в России уже достаточно давно и имеет пояснения в методических рекомендациях [4], созданных Министерством просвещения РФ. В них указывается, что символично можно выделить 3 модели:

– сотрудничество учебного учреждения с другими такими же, которые реализуют образовательные программы;

– сотрудничество учебного учреждения с другими такими же, которые реализуют образовательные программы дополнительного обучения, среднего профессионального или высшего;

– сотрудничество учебного учреждения с компанией региона, предоставляющей образовательные услуги.

Сетевое взаимодействие объединяет несколько организаций, в результате чего повышаются образовательные возможности за счет применения резервов других организаций, в условиях меняющейся образовательной среды [5, с. 167].

Представителями сетевого взаимодействия могут являться учебные заведения и организации разных сфер деятельности, которые осуществляют работу с детьми в детских садах и школах. Такие участники (юридические лица) обычно являются физическими представителями: управленческими работниками, наставниками, психологами и иными специалистами, кроме того, учащимися и законными представителями.

Рассмотрим возможные роли резидентов в сетевом взаимодействии:

– координатор, выполняющий главные управленческие функции – данный пост может занимать не один представитель, а быть организован координационный совет, в который будут входить некоторые участники организаций образованного сетевого взаимодействия;

– резидент-базовая организация – это одно из учреждений сетевого взаимодействия, которое будет осуществлять управление по выполнению различных проектов;

– резидент-ресурс – это одна из организаций сетевого взаимодействия, у которой имеются все необходимые ресурсы для реализации поставленных проектов: кадровые, материально-технические, учебно-методические, технологические, инфраструктурные и прочие, которых нет в других учреждениях;

– резидент-исполнитель – организация, которая занимается реализацией технологической части запланированных проектов.

При этом практика показывает, что координатором, базовым учреждением, ресурсообладателем и исполняющим может являться одна организация [6, с. 57].

В нашем случае, в рамках реализации сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями региона, технопарк педагогических компетенций ШГПУ является местом, обладающим материальным и кадровым резервом для возможности создания сетевого взаимодействия и выполняющим роль «ресурсного центра». Все организации, принимающие участие в сетевом взаимодействии с нашим вузом, сохраняют право на ведение базовых учебных предметов в необходимом объеме. Между резидентами сетевого взаимодействия организуются определенные отношения или связи.

Актуальность создания модели организации просветительской и профориентационной работы в рамках реализации сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями региона (на примере технопарка и педагогического кванториума ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет») обусловлена рядом имеющихся проблем:

– региональная и муниципальная экономика диктует условия повышения качества оказания образовательных услуг не разрозненными организациями, а единой системой;

– отсутствие единого подхода в профессиональном самоопределении будущего поколения;

– недостаток применения имеющихся средств и отсутствие знаний управленческих методик реализации сетевого взаимодействия;

– объединение разных учреждений для конструирования единого образовательного пространства;

– расширение и совершенствование уровня цифровой, мультимедиакультуры наставников [7, с. 246].

Рассмотрим сетевую модель взаимодействия Технопарка ШГПУ с другими образовательными организациями г. Шадринска. Технопарк педагогических компетенций ШГПУ на данный момент осуществляет не только образовательную, но и просветительскую и профориентационную деятельность.

В зависимости от выбранной деятельности и ее цели меняются задачи, определяются структурные элементы и функции. Рассмотрим более подробно блоки сетевого взаимодействия организации просветительской и профориентационной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» с образовательными организациями региона.

Рамки образовательной деятельности закладывают определение понятия сетевой формы реализации [8] общеобразовательных программ с использованием материального потенциала [9] других учреждений. В этом случае обязательно предполагается диалог между администрациями учреждений о готовности и возможностях создания сети для реализации программ. Кроме того, организации составляют законодательные акты, единую образовательную программу, оговаривают виды и формы контроля и кто будет их осуществлять, исходя из учебного плана. Показатели успешности контроля, которые проводит организация-партнер, исходя из нормативных документов, засчитываются за промежуточные по сетевой программе и не нуждаются в пересдаче в основной организации [10].

В рамках профориентационной деятельности проводятся мероприятия, направленные на подготовку учащихся образовательных школ к выбору профессии, на оказание им помощи в профессиональном самоопределении и дальнейшем трудоустройстве. Педагоги и студенты, обучающиеся на направлениях педагогического образования, оказывают школьникам помощь в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом их психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

В рамках просветительской работы педагоги вуза проводят мероприятия, направленные на популяризацию профессии учителя, выходящие за рамки образовательных программ, выполняющих функцию распространения знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Особенность сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся составляет тенденция создания единой образовательной области, интегрирование общего и дополнительного образования. Такая направленность позволяет добиться необходимых качественных изменений в области просветительской и профориентационной деятельности, направленной на подготовку учащихся образовательных школ к выбору профессии и оказание помощи в профессиональном самоопределении:

– изменение содержания, форм и средств организации внеурочной деятельности образовательных учреждений [3, с. 230] в соответствии с организацией единой образовательной области учреждений дополнительного образования, опирающееся на основные положения участников сетевого взаимодействия;

– обеспечение развития подрастающего поколения в области технического творчества и естественно-научной направленности в соответствии с обеспечением удовлетворенности их потребностей;

– формирование условий, обеспечивающих подготовку учащихся образовательных школ к выбору профессии, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении [11, с. 68].

Структура сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа состоит из нескольких компонентов:

– управляющий компонент, представителем которого является координатор. В совет координаторов входят руководители образовательных организаций сети или их представители. Основной задачей компонента выступает управление взаимодействием участников сети: разработка нормативных документов, отслеживание рентабельности такого взаимодействия разных учреждений образования по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся;

– целевой компонент включает методическое объединение координаторов проекта, а главной задачей выступает обеспечение преемственности в просветительской и профориентационной деятельности между разными учреждениями образования, повышение уровня профессионального мастерства наставников, организация возможности обмена имеющимся опытом, наработками на разных уровнях;

– организационная составляющая осуществляет связь среди участников сети средствами коммуникативной совместной деятельности различных сетевых мероприятий.

В качестве характерных признаков сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа можно выделить:

– заказ общества на развитие личности учащегося, который самостоятельно способен сделать выбор для дальнейшего профессионального обучения, руководствуясь своими интересами, имеющимися навыками, возможностями личности, с учетом потребности регионального и муниципального рынка труда;

– субъекты просветительской и профориентационной деятельности: учащиеся, родители, педагоги, работодатели, социальные партнеры, органы региональной и муниципальной власти;

- новейшие формы профориентационной работы: мастер-классы, профпробы, конкурсы профессионального мастерства, экскурсии, выставки, мастер-классы и др.

Основными функциями сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа являются:

– планирование совместной деятельности организаций сетевого взаимодействия в рамках просветительской и профориентационной деятельности обучающихся по созданию порядка выявления, поддержки и совершенствования умений и способностей у подрастающей молодежи;

– реализация мероприятий внеурочной деятельности, согласованных между образовательными учреждениями, направленных на популяризацию профессий;

– организация мероприятий, контролирующих продуктивность и целостность сети между организациями [12, с. 60].

Положения организации сети по просветительской и профориентационной деятельности учащихся организаций образования разных типов:

– наличие нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия организаций-участников;

– определение целей и задач сетевого взаимодействия по направлению просветительской и профориентационной деятельности;

– определение основных направлений видов деятельности сетевого взаимодействия организаций-участников;

– создание единой информационно-коммуникативной сети, направленной на предоставление и получение необходимой информации, способной обеспечить просветительскую и профориентационную деятельность.

В качестве форм сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа можно выделить следующие:

– сетевые мероприятия (экскурсии, выставки, семинары, конкурсы, викторины, квесты, мастер-классы и др.);

– сетевые проекты (фестивали, марафоны, профессиональные пробы, конкурсы профессионального мастерства).

Заключение. Таким образом, следует отметить, что при сетевом взаимодействии образовательных организаций разного типа в процессе диалога происходит обмен опытом с их представителем, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, направленной на просветительскую и профориентационную деятельность, что, без сомнений, является важной составляющей в равных условиях с основным образованием. Постоянно ведущаяся работа над совершенствованием целостной системы обучения, учитывающая индивидуальные и возрастные способности обучающихся, позволяет им иметь возможность самостоятельно определяться с выбором будущей профессии, проводить исследования с целью более углубленного ее изучения при поддержке наставников и родителей. Объединение ресурсов нескольких учреждений позволяет школьникам осознанно профессионально самоопределяться, основываясь на адекватной оценке своих возможностей и способностей.