Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНСТРУИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОПАРКА

Кириллова О.А. 1 Евдокимова В.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
В последние годы в российском образовании активно внедряется сетевое взаимодействие образовательных организаций, позволяющее при отсутствии собственных ресурсов воспользоваться ими, позаимствовав их у учреждений-партнеров. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальной модели реализации деятельности технопарка вуза в проведении просветительской и профориентационной деятельности, а также актуализацией усилий научного направления по исследованию и рассмотрению вопросов в наибольшей степени успешных вариантов внедрения таких моделей. Целью статьи стал анализ сущности сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В результате проведенного анализа разработана реализуемая в технопарке педагогических компетенций при Шадринском государственном педагогическом вузе сетевая модель просветительской и профориентационной деятельности, направленная на организацию всестороннего партнерства с образовательными организациями региона. Авторами представлена структура сетевого взаимодействия, состоящая из нескольких компонентов, и выделены характерные признаки сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа. Результаты исследования могут быть применены для создания взаимодействия технопарков, открытых на базах вузов, для актуализации процесса внедрения результатов научных разработок в рамках реализации сетевого взаимодействия с образовательными организациями разного типа. Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Организация просветительской и профориентационной работы технопарка и педагогического кванториума в рамках реализации сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями региона» (№ 16-348 от 26 мая 2023 г.).
сетевой взаимодействие
сетевая модель взаимодействия
технопарк ключевых компетенций
просветительская деятельность
профориентационная деятельность
1. Матренина Н.В. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в рамках ресурсного центра // Непрерывное педагогическое образование.ru. 2014. № 12. С. 73.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/55171318 (дата обращения: 10.09.2023).
3. Лекомцева Е.Н., Золотарева А.В. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 4. С. 229-232.
4. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме: утв. М-вом просвещения России 28.06.2019 № МР81/02вн. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/563687751 (дата обращения: 10.09.2023).
5. Устинова Н.Н. Организация взаимодействия технопарка универсальных педагогических компетенций и школ на примере реализации сетевой образовательной программы «Технология» // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 166-170.
6. Божко Н.Н., Шубина А.С. Опыт включения преподавателей педагогического университета в реализацию сетевых научно-образовательных проектов с использованием ресурсов технопарка // Известия ВГПУ. 2022. № 10 (173). С. 56-64.
7. Шамшович В.Ф., Фаткуллин Н.Ю. Сетевое взаимодействие вузов как ресурс развития и повышения эффективности системы образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 245-248.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77691992 (дата обращения: 28.08.2023).
9. Постановление от 22 февраля 2014 года № 110 «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/22597139 (дата обращения: 28.08.2023).
10. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/76808105 (дата обращения: 28.08.2023).
11. Филипьева С.В., Пастор Н.Г. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и Кузбасского регионального института развития профессионального образования // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3 (42). С. 67-68.
12. Евдокимова В.Е., Кириллова О.А. Сетевое взаимодействие как форма совместной деятельности образовательных учреждений // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 59-63.

В настоящее время в современном обществе происходят изменения в системе образования. Первостепенной задачей в области политики образования является создание всестороннего взаимодействия, а именно сетевого партнерства учреждений в разных звеньях образования. С опорой на опыт крупных ведущих вузов, образовательных учреждений всех типов для Курганской области была создана сетевая организационно-методическая модель, состоящая из нескольких блоков: целевого, содержательного, процессуального и диагностического. В рамках модели были определены этапы обучения, выделены структурные элементы модели, ее признаки и функции, разработана нормативно-правовая и методическая документация. На основе данной модели в качестве ее составной части была разработана дополнительная модель организации просветительской и профориентационной работы в рамках реализации сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями региона (на примере технопарка и педагогического кванториума ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»), направленная на организацию всестороннего партнерства и конструирование моделей сетевого взаимодействия.

Цель исследования – описание сетевого взаимодействия организации просветительской и профориентационной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» с образовательными организациями региона, включающего в себя актуальность создания модели, анализ нормативной документации, определение ее структурных элементов, характерных признаков и функций.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось средствами изучения научных исследований академических работ, занимающихся описанием моделей сетевого взаимодействия; средствами анализа, систематизации, классификации, обобщения и синтеза собранных материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. Конструирование модели сетевого взаимодействия, по нашему мнению, необходимо начинать с выяснения сущности понятий «модель», «модель сетевого взаимодействия». Анализ имеющихся исследований показал, что авторы по-разному понимают данные понятия, а также ход моделирования. Терминология понятия «модель» активно применяется в различных сферах человеческой деятельности и обладает большим разнообразием смыслов.

Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений – это метод познания и модификации объектов, дающий способ схематического представления реальной практики, оценивающий ее с точки зрения стандартизированных параметров.

В зависимости от того, какими ресурсами обладает организация и может поделиться ими, такая модель сетевого взаимодействия и будет конструироваться. Главная задача при этом – достичь поставленную цель. Выбор образовательных организаций для ее создания зависит от того, какие задачи поставлены перед организацией для сетевого взаимодействия с другими учебными организациями, которые будут входить в конструируемую систему [1, с. 73].

Проведя анализ ФГОС ООО, можно легко понять, что современное образование реализуется также и посредством внеурочной деятельности. При ее организации [2] образовательное учреждение активизирует весь свой потенциал, включая кадровый, учебный, административный и технический. Современная ситуация, возникшая в системе образования, требует не только от общеобразовательных заведений, но и организаций дополнительного образования объединять усилия для достижения целей образования, т.е. создания сети [3, с. 229].

Вопрос создания сетевого взаимодействия возник в России уже достаточно давно и имеет пояснения в методических рекомендациях [4], созданных Министерством просвещения РФ. В них указывается, что символично можно выделить 3 модели:

– сотрудничество учебного учреждения с другими такими же, которые реализуют образовательные программы;

– сотрудничество учебного учреждения с другими такими же, которые реализуют образовательные программы дополнительного обучения, среднего профессионального или высшего;

– сотрудничество учебного учреждения с компанией региона, предоставляющей образовательные услуги.

Сетевое взаимодействие объединяет несколько организаций, в результате чего повышаются образовательные возможности за счет применения резервов других организаций, в условиях меняющейся образовательной среды [5, с. 167].

Представителями сетевого взаимодействия могут являться учебные заведения и организации разных сфер деятельности, которые осуществляют работу с детьми в детских садах и школах. Такие участники (юридические лица) обычно являются физическими представителями: управленческими работниками, наставниками, психологами и иными специалистами, кроме того, учащимися и законными представителями.

Рассмотрим возможные роли резидентов в сетевом взаимодействии:

– координатор, выполняющий главные управленческие функции – данный пост может занимать не один представитель, а быть организован координационный совет, в который будут входить некоторые участники организаций образованного сетевого взаимодействия;

– резидент-базовая организация – это одно из учреждений сетевого взаимодействия, которое будет осуществлять управление по выполнению различных проектов;

– резидент-ресурс – это одна из организаций сетевого взаимодействия, у которой имеются все необходимые ресурсы для реализации поставленных проектов: кадровые, материально-технические, учебно-методические, технологические, инфраструктурные и прочие, которых нет в других учреждениях;

– резидент-исполнитель – организация, которая занимается реализацией технологической части запланированных проектов.

При этом практика показывает, что координатором, базовым учреждением, ресурсообладателем и исполняющим может являться одна организация [6, с. 57].

В нашем случае, в рамках реализации сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями региона, технопарк педагогических компетенций ШГПУ является местом, обладающим материальным и кадровым резервом для возможности создания сетевого взаимодействия и выполняющим роль «ресурсного центра». Все организации, принимающие участие в сетевом взаимодействии с нашим вузом, сохраняют право на ведение базовых учебных предметов в необходимом объеме. Между резидентами сетевого взаимодействия организуются определенные отношения или связи.

Актуальность создания модели организации просветительской и профориентационной работы в рамках реализации сетевого взаимодействия вуза с образовательными организациями региона (на примере технопарка и педагогического кванториума ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет») обусловлена рядом имеющихся проблем:

– региональная и муниципальная экономика диктует условия повышения качества оказания образовательных услуг не разрозненными организациями, а единой системой;

– отсутствие единого подхода в профессиональном самоопределении будущего поколения;

– недостаток применения имеющихся средств и отсутствие знаний управленческих методик реализации сетевого взаимодействия;

– объединение разных учреждений для конструирования единого образовательного пространства;

– расширение и совершенствование уровня цифровой, мультимедиакультуры наставников [7, с. 246].

Рассмотрим сетевую модель взаимодействия Технопарка ШГПУ с другими образовательными организациями г. Шадринска. Технопарк педагогических компетенций ШГПУ на данный момент осуществляет не только образовательную, но и просветительскую и профориентационную деятельность.

В зависимости от выбранной деятельности и ее цели меняются задачи, определяются структурные элементы и функции. Рассмотрим более подробно блоки сетевого взаимодействия организации просветительской и профориентационной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» с образовательными организациями региона.

Рамки образовательной деятельности закладывают определение понятия сетевой формы реализации [8] общеобразовательных программ с использованием материального потенциала [9] других учреждений. В этом случае обязательно предполагается диалог между администрациями учреждений о готовности и возможностях создания сети для реализации программ. Кроме того, организации составляют законодательные акты, единую образовательную программу, оговаривают виды и формы контроля и кто будет их осуществлять, исходя из учебного плана. Показатели успешности контроля, которые проводит организация-партнер, исходя из нормативных документов, засчитываются за промежуточные по сетевой программе и не нуждаются в пересдаче в основной организации [10].

В рамках профориентационной деятельности проводятся мероприятия, направленные на подготовку учащихся образовательных школ к выбору профессии, на оказание им помощи в профессиональном самоопределении и дальнейшем трудоустройстве. Педагоги и студенты, обучающиеся на направлениях педагогического образования, оказывают школьникам помощь в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом их психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

В рамках просветительской работы педагоги вуза проводят мероприятия, направленные на популяризацию профессии учителя, выходящие за рамки образовательных программ, выполняющих функцию распространения знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Особенность сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся составляет тенденция создания единой образовательной области, интегрирование общего и дополнительного образования. Такая направленность позволяет добиться необходимых качественных изменений в области просветительской и профориентационной деятельности, направленной на подготовку учащихся образовательных школ к выбору профессии и оказание помощи в профессиональном самоопределении:

– изменение содержания, форм и средств организации внеурочной деятельности образовательных учреждений [3, с. 230] в соответствии с организацией единой образовательной области учреждений дополнительного образования, опирающееся на основные положения участников сетевого взаимодействия;

– обеспечение развития подрастающего поколения в области технического творчества и естественно-научной направленности в соответствии с обеспечением удовлетворенности их потребностей;

– формирование условий, обеспечивающих подготовку учащихся образовательных школ к выбору профессии, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении [11, с. 68].

Структура сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа состоит из нескольких компонентов:

– управляющий компонент, представителем которого является координатор. В совет координаторов входят руководители образовательных организаций сети или их представители. Основной задачей компонента выступает управление взаимодействием участников сети: разработка нормативных документов, отслеживание рентабельности такого взаимодействия разных учреждений образования по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся;

– целевой компонент включает методическое объединение координаторов проекта, а главной задачей выступает обеспечение преемственности в просветительской и профориентационной деятельности между разными учреждениями образования, повышение уровня профессионального мастерства наставников, организация возможности обмена имеющимся опытом, наработками на разных уровнях;

– организационная составляющая осуществляет связь среди участников сети средствами коммуникативной совместной деятельности различных сетевых мероприятий.

В качестве характерных признаков сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа можно выделить:

– заказ общества на развитие личности учащегося, который самостоятельно способен сделать выбор для дальнейшего профессионального обучения, руководствуясь своими интересами, имеющимися навыками, возможностями личности, с учетом потребности регионального и муниципального рынка труда;

– субъекты просветительской и профориентационной деятельности: учащиеся, родители, педагоги, работодатели, социальные партнеры, органы региональной и муниципальной власти;

- новейшие формы профориентационной работы: мастер-классы, профпробы, конкурсы профессионального мастерства, экскурсии, выставки, мастер-классы и др.

Основными функциями сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа являются:

– планирование совместной деятельности организаций сетевого взаимодействия в рамках просветительской и профориентационной деятельности обучающихся по созданию порядка выявления, поддержки и совершенствования умений и способностей у подрастающей молодежи;

– реализация мероприятий внеурочной деятельности, согласованных между образовательными учреждениями, направленных на популяризацию профессий;

– организация мероприятий, контролирующих продуктивность и целостность сети между организациями [12, с. 60].

Положения организации сети по просветительской и профориентационной деятельности учащихся организаций образования разных типов:

– наличие нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия организаций-участников;

– определение целей и задач сетевого взаимодействия по направлению просветительской и профориентационной деятельности;

– определение основных направлений видов деятельности сетевого взаимодействия организаций-участников;

– создание единой информационно-коммуникативной сети, направленной на предоставление и получение необходимой информации, способной обеспечить просветительскую и профориентационную деятельность.

В качестве форм сетевого взаимодействия по просветительской и профориентационной деятельности обучающихся образовательных организаций разного типа можно выделить следующие:

– сетевые мероприятия (экскурсии, выставки, семинары, конкурсы, викторины, квесты, мастер-классы и др.);

– сетевые проекты (фестивали, марафоны, профессиональные пробы, конкурсы профессионального мастерства).

Заключение. Таким образом, следует отметить, что при сетевом взаимодействии образовательных организаций разного типа в процессе диалога происходит обмен опытом с их представителем, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, направленной на просветительскую и профориентационную деятельность, что, без сомнений, является важной составляющей в равных условиях с основным образованием. Постоянно ведущаяся работа над совершенствованием целостной системы обучения, учитывающая индивидуальные и возрастные способности обучающихся, позволяет им иметь возможность самостоятельно определяться с выбором будущей профессии, проводить исследования с целью более углубленного ее изучения при поддержке наставников и родителей. Объединение ресурсов нескольких учреждений позволяет школьникам осознанно профессионально самоопределяться, основываясь на адекватной оценке своих возможностей и способностей.


Библиографическая ссылка

Кириллова О.А., Евдокимова В.Е. КОНСТРУИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОПАРКА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32972 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674