Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE ISSUE OF THE POTENTIAL OF INCLUDING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN MUSIC LESSONS WITH A NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

Burlak O.A. 1 Lev Y.B. 1
1 Federal state educational institution of higher education Omsk State Pedagogical University
Information and computer technologies, which have extremely intensively filled the everyday life of mankind, are today becoming, along with other areas, part of the educational process. The place of information and communication technologies in education is fixed in documents at the federal level. This once again emphasizes that information and computer technologies have great potential in solving certain pedagogical problems. A music lesson with a national-regional component is also an option adopted at the federal level for implementing the national-regional component of the music educational process in a secondary school in the Russian Federation. After all, our country has historically developed as a multinational, multicultural country. Forming the personality of a citizen of such a country is an extremely complex process, based, among other things, on understanding the means of expressiveness of musical art. Realizing the role of each of the world's musical cultures, including the musical cultures of their region, in world musical culture, schoolchildren will have the opportunity to become familiar with the values common to all these cultures, realizing their supranationality. In addition, children will be able to gain experience of respectful and caring attitude towards the unique characteristics of each of the musical cultures, which they have the opportunity to get acquainted with in music lessons with a national-regional component. Understanding the musical culture of another people and a tolerant attitude towards it can be facilitated by information and computer technologies, which have quite a large potential. This article makes an attempt to reveal some aspects of the potential for including information and computer technologies in the music educational process with national and regional components in school.
information and communication technologies
national-regional component of education
music lesson
music education
regionalization of education
multicultural education
national-ethnic culture of the region

Информационно-коммуникационные технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь. Человечество встречается с цифровыми ресурсами, обращается к ним на постоянной основе. И это не только Интернет, компьютер, телефон, информационно-компьютерные технологии, которые широко используются людьми в работе, а также в процессе обеспечения комфорта и безопасности жизни человека, медицине и т.д. Сегодня информационно-компьютерные технологии являются и неотъемлемой частью образовательного процесса. Как верно отмечает А.Чканикова, «…сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок – без использования инновационных образовательных ресурсов»[1]. Безусловно, отмеченные автором различные варианты обращения в образовательном процессе к информационно-компьютерным технологиям можно отнести и к проводимым сегодня в общеобразовательной школе урокам музыки.

Современный урок музыки в общеобразовательной школе в таком крупном полинациональном, поликультурном государстве, как Российская Федерация, должен обязательно ориентироваться на национально-региональную составляющую культуры региона, «…национально-региональную систему образования в поликультурном, многонациональном государстве нужно выстраивать с ориентиром на национальные традиции, особенности, менталитет наций, проживающих на территории региона; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в формировании созидательного взгляда, любви к родному краю. Помимо этого, в учебном процессе нужно учитывать и этнокультурный фактор, создавая в нем условия для изучения особенностей культуры разных народов своего региона, развития толерантных отношений между жителями региона, принадлежащих к разным нациям, вере»[2].

Обязательность национально-регионального компонента современного урока музыки отмечена в федеральных документах[3, 4]. Как отмечает Марина Карманова, «…одним из эффективных инструментов региональной образовательной политики, позволяющим увязать цели развития региона с задачами региональной системы непрерывного профессионального образования, является установление регионально значимой вариативной составляющей (части) основных профессиональных образовательных программПОврамках федеральных государственных стандартов нового поколения и государственный контроль за ее реализацией»[5]. Музыкально-образовательный процесс, ориентированный на особенности того региона, в котором он реализуется, безусловно должен способствовать формированию личности гражданина полинационального государства.

Хотелось бы отметить, что проведение в школе уроков музыки с национально-региональным компонентом, так же как и других уроков музыки, возможно с опорой на использование большого потенциала информационно-компьютерных технологий. Можно утверждать, что информационно-компьютерные технологии позволяют расширить возможности учителя музыки в процессе обозначенной деятельности.

К сожалению, по сей день у педагогов, реализующих на своих уроках музыки национально-региональную составляющую, остается масса вопросов, касающихся как наполнения содержания таких уроков, так и возможностей использования на них информационно-компьютерных технологий.

Обозначенная выше проблема позволяет сформулировать цель данной работы, заключающуюся в анализе некоторых аспектов потенциала введения информационно-коммуникационных технологий в уроки музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе.

Материал и методы исследования

Как уже отмечалось выше, включение в образовательный процесс общеобразовательной школы информационно-компьютерных технологий – идея не новая, но по сей день актуальная. Сегодня под информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) понимается «…совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей»[6].

Информационно-компьютерные технологии позволяют сделать урок ярче, насыщеннее, динамичнее. Поэтому, используя информационно-компьютерные технологии на уроке, учитель может рассчитывать на то, что у его учеников будут более высокие результаты обучения.

Обращаясь к информационно-компьютерным технологиям на уроке музыки, педагог также может надеяться на отмеченный выше потенциал, позволяющий добиться лучших результатов. Информационно-компьютерные технологии позволяют активизировать восприятие школьниками звучащих музыкальных произведений, усилить эмоциональное восприятие детьми предлагаемой музыки, обогащая таким способом их эмоциональную и чувственную сферы личности. Как отмечает Е.А.Путилова, «в соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использовать интеграцию содержания музыкально-художественного образования и информационных технологий, что позволяет сформировать у школьников музыкально-художественную картину мира в комфортных, привычных для них условиях. Кроме того, для музыкально-художественного образования и, в частности, на уроках музыки, велика роль наглядности, как зрительной, так и звуковой. Информационные технологии также обеспечивают широкие возможности в этом направлении, способствуют активизации деятельности учащихся и значительно повышают эффективность учебного процесса»[7].

Проводимые в общеобразовательной школе уроки музыки с национально-региональным компонентом также могут опираться на потенциал информационно-компьютерных технологий. Информационно-компьютерные технологии на уроке могут усиливать эмоциональное воздействие национальной, региональной музыки на школьников, таким способом еще более стимулируя развитие их личностных качеств. Кроме того, информационно-компьютерные технологии могут выступить на уроке музыки в качестве новой, интересной базы для знакомства школьников с национально-региональной музыкальной культурой. А также «…включение в уроки музыки с национально-региональным компонентом информационно-коммуникационных технологий может стать основой для более продуктивных воспитательного и образовательного процессов, способствуя более прочному усвоению ценностей как собственной культуры, так и других культур»[8].

К сожалению, сегодня можно говорить лишь о начале работы педагогов в направлении использования потенциала информационно-компьютерных технологий на уроках музыки с национально-региональным компонентом, то есть о недостаточной методической разработанности данного вопроса, несмотря на безусловно имеющиеся достижения.

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, информационно-компьютерные технологии, несомненно, обладают большим потенциалом в процессе их применения на уроках музыки с национально-региональным компонентом. Остановимся более подробно на некоторых возможностях информационно-компьютерных технологий.

Прежде всего, информационно-коммуникационные технологии могут помочь учителю музыки при подготовке к урокам с национально-региональным компонентом. Обращаясь к ним, он может найти дополнительный материал к планируемым урокам, как теоретический, так и практический. Это могут быть аудиозаписи, видеозаписи исполнения национальной региональной, а также композиторской музыки коллективами, ансамблями, исполнителями-солистами. Также полезными для уроков музыки с национально-региональным компонентом могут стать биографии ярких представителей национальных групп региона, исторические справки о становлении и развитии тех или иных национальных региональных коллективов. Также несомненную ценность при подготовке к урокам могут представлять найденные в сети Интернет книги, газеты, журналы на национальном языке и т.д.

Преподнесение нового музыкального материала на уроке музыки с национально-региональным компонентом может быть организовано с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель может обратиться к информационно-коммуникационным технологиям, поскольку не всегда у него имеется возможность исполнить изучаемое произведение на национальном языке в силу различных причин – учитель музыки может не знать языка, не обладать необходимым для грамотного исполнения произведения диапазоном. При воспроизведении на уроке музыки с национально-региональным компонентом национальной инструментальной музыки у педагога не всегда в арсенале могут быть необходимые национальные инструменты, часто уникальные по своему звучанию. Для решения обозначенных проблем учитель музыки может прибегнуть к аудиозаписи музыкального произведения или к демонстрации видеозаписи выступления национального коллектива, записи исполнения региональной композиторской музыки, демонстрации музыкального клипа и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии также могут помочь учителю музыки при знакомстве учеников с теоретическим материалом на уроках музыки с национально-региональным компонентом. Теоретическую информацию, связанную с биографией и творческим наследием композиторов, с освещением истории возникновения и развития того или иного национального музыкального регионального коллектива, исполнителя, историей развития национальной региональной культуры, можно показывать ученикам на слайдах презентации, сопровождая специально подобранным визуальным рядом, помогающим восприятию предлагаемой информации. Кроме того, знакомство школьников с некоторым теоретическим материалом уроков музыки с национально-региональным компонентом можно будет сопроводить посещением во время урока виртуальной выставки, концерта, экспозиции и иного посредством информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии могут сопровождать самостоятельную работу школьников на уроках музыки с национально-региональным компонентом. С опорой на возможности информационно-компьютерных технологий школьники могут самостоятельно искать, систематизировать ту или иную информацию, решать прочие задачи на уроках: например, могут сами готовить сообщения о региональном композиторе, исполнителе, национальном региональном коллективе, национальной региональной группе и ином, могут самостоятельно отбирать и составлять плейлист произведений на изучаемую тему и т.д. Аналогичную работу дети могут выполнять и дома.

Также с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки с национально-региональным компонентом учителю можно организовывать контроль знаний учеников: проводить разнообразные тесты, викторины, прочие проверочные работы по содержанию уроков музыки с национально-региональным компонентом. По аналогии с предыдущим примером подобная работа может проводиться учителем музыки и во внеурочное время.

Хотелось бы отметить еще один аспект использования на уроках музыки с национально-региональным компонентом информационно-коммуникационных технологий. Учитель музыки может, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, получать так называемую обратную связь от родителей своих учеников, делая выводы об эффективности проводимой им работы. Также, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, учитель музыки может подключать родителей своих учеников к подготовке к урокам с национально-региональным компонентом, обращаясь к старшему поколению за посильной помощью при переводе содержания произведений для уроков, подборе информации о каких-либо региональных национальных традициях, обычаях, праздниках и т.д.

Заключение

Итак, информационно-коммуникационные технологии обладают большим потенциалом на уроках музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе. К ним можно обращаться при подготовке к урокам, при поиске нового теоретического и практического содержания уроков, находя с их помощью интересную и ценную информацию. Иными словами, информационно-коммуникационные технологии могут оптимизировать временные затраты педагога на подготовку к уроку музыки с национально-региональным компонентом. Также информационно-коммуникационные технологии могут стать помощником учителю музыки в процессе преподнесения ученикам нового материала: их можно использовать как для демонстрации, так и для воспроизведения изучаемого музыкального произведения; кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность решить языковые и технические проблемы, которые могут возникнуть на таких уроках.

К информационно-коммуникационным технологиям на уроках музыки с национально-региональным компонентом учителю можно обращаться и при организации самостоятельной работы учеников, как на уроке, так и во внеурочное время. На уроках школьники могут работать с информацией, музыкальным материалом, выполняя задания учителя.

Помимо этого, с опорой на информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки с национально-региональным компонентом можно выполнять самостоятельные задания, а также проверять их выполнение, как после, так и в режиме реального времени, каждым из школьников.

Кроме того, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, современный учитель получает возможность оперативно получить обратную связь от родителей своих учеников, оценивая продуктивность собственной деятельности в процессе реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Стоит отметить, что при наличии, безусловно, огромного потенциала включения информационно-компьютерных технологий в уроки музыки учителю не стоит пренебрегать здоровьем своих учеников, обязательно ограничивая время на уроке, в процессе которого происходит взаимодействие детей с компьютером.

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть значимость проведения уроков музыки с национально-региональным компонентом для личностного развития и становления детей школьного возраста и отметить большой потенциал информационно-коммуникационных технологий в усилении эффективности данного процесса. Формирование личности гражданина поликультурного, полинационального государства – важная задача образования, одним из путей решения которой является приобщение школьников к национально-региональной культуре. Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки с национально-региональным компонентом могут интенсифицировать данный процесс, усилить воздействие национально-региональной музыки на школьников, повысить качество обучения, расширить взаимодействие между учителем и родителями.