Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПОТЕНЦИАЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОКИ МУЗЫКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ

Бурлак О.А. 1 Лев Я.Б. 1
1 ФБГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Информационно-компьютерные технологии, чрезвычайно интенсивно заполнившие обыденную жизнь человечества, сегодня становятся наравне с другими технологиями и частью образовательного процесса. Место информационно-коммуникационных технологий в образовании закрепляется в документах федерального уровня. Это еще раз подчеркивает, что информационно-компьютерные технологии обладают большим потенциалом в решении тех или иных педагогических задач. Урок музыки с национально-региональным компонентом также является принятым на федеральном уровне вариантом реализации национально-региональной составляющей музыкально-образовательного процесса общеобразовательной школы в Российской Федерации. Ведь наша страна исторически сложилась многонациональной, многокультурной. Формирование личности гражданина такой страны – чрезвычайно сложный процесс, строящийся, в том числе, и на постижении средств выразительности музыкального искусства. Осознавая роль каждой из мировых музыкальных культур, в том числе и музыкальных культур своего региона, в мировой музыкальной культуре, школьники получат возможность приобщаться к общим для всех этих культур ценностям, осознавая их общечеловеческую значимость. Помимо этого, дети смогут получить опыт уважительного и бережного отношения к уникальным особенностям каждой из музыкальных культур, с которыми у них появляется возможность познакомиться на уроках музыки с национально-региональным компонентом. Пониманию музыкальной культуры другого народа, толерантному к ней отношению могут способствовать информационно-компьютерные технологии, обладающие достаточно большим потенциалом. В данной статье предпринята попытка раскрыть некоторые аспекты потенциала включения информационно-компьютерных технологий в музыкально-образовательный процесс с национально-региональным компонентам в школе.
информационно-коммуникационные технологии
национально-региональный компонент образования
урок музыки
музыкальное образование
регионализация образования
поликультурное образование
национально-этническая культура региона
1. Чканикова А. Использование ИКТ на уроках. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/ (дата обращения: 17.10.2023).
2. Бурлак О.А. К вопросу о внедрении национально-регионального компонента в содержание музыкального образования в общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28226 (дата обращения: 17.10.2023).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 18.10.2023).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения 18.10.2023).
5. Карманова М.А. ФФГОС. Федеральный, региональный, местный компоненты. [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ffgos-federalnyy-regionalnyy-mestnyy-kom.1629383/ (дата обращения 17.10.2023).
6. Овчинникова Ю.М. Информационно-коммуникационные технологии в системе образования. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/01/24/informatsionno-kommunikatsionnye (дата обращения 17.10.2023).
7. Путилова Е.А. ИКТ на уроках музыки. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/678679 (дата обращения 17.10.2023).
8. Бурлак О.А. О некоторых возможностях включения информационно-коммуникационных технологий в уроки музыки с национально-региональным компонентом // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 124-128.

Информационно-коммуникационные технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь. Человечество встречается с цифровыми ресурсами, обращается к ним на постоянной основе. И это не только Интернет, компьютер, телефон, информационно-компьютерные технологии, которые широко используются людьми в работе, а также в процессе обеспечения комфорта и безопасности жизни человека, медицине и т.д. Сегодня информационно-компьютерные технологии являются и неотъемлемой частью образовательного процесса. Как верно отмечает А.Чканикова, «…сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок – без использования инновационных образовательных ресурсов»[1]. Безусловно, отмеченные автором различные варианты обращения в образовательном процессе к информационно-компьютерным технологиям можно отнести и к проводимым сегодня в общеобразовательной школе урокам музыки.

Современный урок музыки в общеобразовательной школе в таком крупном полинациональном, поликультурном государстве, как Российская Федерация, должен обязательно ориентироваться на национально-региональную составляющую культуры региона, «…национально-региональную систему образования в поликультурном, многонациональном государстве нужно выстраивать с ориентиром на национальные традиции, особенности, менталитет наций, проживающих на территории региона; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в формировании созидательного взгляда, любви к родному краю. Помимо этого, в учебном процессе нужно учитывать и этнокультурный фактор, создавая в нем условия для изучения особенностей культуры разных народов своего региона, развития толерантных отношений между жителями региона, принадлежащих к разным нациям, вере»[2].

Обязательность национально-регионального компонента современного урока музыки отмечена в федеральных документах[3, 4]. Как отмечает Марина Карманова, «…одним из эффективных инструментов региональной образовательной политики, позволяющим увязать цели развития региона с задачами региональной системы непрерывного профессионального образования, является установление регионально значимой вариативной составляющей (части) основных профессиональных образовательных программПОврамках федеральных государственных стандартов нового поколения и государственный контроль за ее реализацией»[5]. Музыкально-образовательный процесс, ориентированный на особенности того региона, в котором он реализуется, безусловно должен способствовать формированию личности гражданина полинационального государства.

Хотелось бы отметить, что проведение в школе уроков музыки с национально-региональным компонентом, так же как и других уроков музыки, возможно с опорой на использование большого потенциала информационно-компьютерных технологий. Можно утверждать, что информационно-компьютерные технологии позволяют расширить возможности учителя музыки в процессе обозначенной деятельности.

К сожалению, по сей день у педагогов, реализующих на своих уроках музыки национально-региональную составляющую, остается масса вопросов, касающихся как наполнения содержания таких уроков, так и возможностей использования на них информационно-компьютерных технологий.

Обозначенная выше проблема позволяет сформулировать цель данной работы, заключающуюся в анализе некоторых аспектов потенциала введения информационно-коммуникационных технологий в уроки музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе.

Материал и методы исследования

Как уже отмечалось выше, включение в образовательный процесс общеобразовательной школы информационно-компьютерных технологий – идея не новая, но по сей день актуальная. Сегодня под информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) понимается «…совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей»[6].

Информационно-компьютерные технологии позволяют сделать урок ярче, насыщеннее, динамичнее. Поэтому, используя информационно-компьютерные технологии на уроке, учитель может рассчитывать на то, что у его учеников будут более высокие результаты обучения.

Обращаясь к информационно-компьютерным технологиям на уроке музыки, педагог также может надеяться на отмеченный выше потенциал, позволяющий добиться лучших результатов. Информационно-компьютерные технологии позволяют активизировать восприятие школьниками звучащих музыкальных произведений, усилить эмоциональное восприятие детьми предлагаемой музыки, обогащая таким способом их эмоциональную и чувственную сферы личности. Как отмечает Е.А.Путилова, «в соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использовать интеграцию содержания музыкально-художественного образования и информационных технологий, что позволяет сформировать у школьников музыкально-художественную картину мира в комфортных, привычных для них условиях. Кроме того, для музыкально-художественного образования и, в частности, на уроках музыки, велика роль наглядности, как зрительной, так и звуковой. Информационные технологии также обеспечивают широкие возможности в этом направлении, способствуют активизации деятельности учащихся и значительно повышают эффективность учебного процесса»[7].

Проводимые в общеобразовательной школе уроки музыки с национально-региональным компонентом также могут опираться на потенциал информационно-компьютерных технологий. Информационно-компьютерные технологии на уроке могут усиливать эмоциональное воздействие национальной, региональной музыки на школьников, таким способом еще более стимулируя развитие их личностных качеств. Кроме того, информационно-компьютерные технологии могут выступить на уроке музыки в качестве новой, интересной базы для знакомства школьников с национально-региональной музыкальной культурой. А также «…включение в уроки музыки с национально-региональным компонентом информационно-коммуникационных технологий может стать основой для более продуктивных воспитательного и образовательного процессов, способствуя более прочному усвоению ценностей как собственной культуры, так и других культур»[8].

К сожалению, сегодня можно говорить лишь о начале работы педагогов в направлении использования потенциала информационно-компьютерных технологий на уроках музыки с национально-региональным компонентом, то есть о недостаточной методической разработанности данного вопроса, несмотря на безусловно имеющиеся достижения.

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, информационно-компьютерные технологии, несомненно, обладают большим потенциалом в процессе их применения на уроках музыки с национально-региональным компонентом. Остановимся более подробно на некоторых возможностях информационно-компьютерных технологий.

Прежде всего, информационно-коммуникационные технологии могут помочь учителю музыки при подготовке к урокам с национально-региональным компонентом. Обращаясь к ним, он может найти дополнительный материал к планируемым урокам, как теоретический, так и практический. Это могут быть аудиозаписи, видеозаписи исполнения национальной региональной, а также композиторской музыки коллективами, ансамблями, исполнителями-солистами. Также полезными для уроков музыки с национально-региональным компонентом могут стать биографии ярких представителей национальных групп региона, исторические справки о становлении и развитии тех или иных национальных региональных коллективов. Также несомненную ценность при подготовке к урокам могут представлять найденные в сети Интернет книги, газеты, журналы на национальном языке и т.д.

Преподнесение нового музыкального материала на уроке музыки с национально-региональным компонентом может быть организовано с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учитель может обратиться к информационно-коммуникационным технологиям, поскольку не всегда у него имеется возможность исполнить изучаемое произведение на национальном языке в силу различных причин – учитель музыки может не знать языка, не обладать необходимым для грамотного исполнения произведения диапазоном. При воспроизведении на уроке музыки с национально-региональным компонентом национальной инструментальной музыки у педагога не всегда в арсенале могут быть необходимые национальные инструменты, часто уникальные по своему звучанию. Для решения обозначенных проблем учитель музыки может прибегнуть к аудиозаписи музыкального произведения или к демонстрации видеозаписи выступления национального коллектива, записи исполнения региональной композиторской музыки, демонстрации музыкального клипа и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии также могут помочь учителю музыки при знакомстве учеников с теоретическим материалом на уроках музыки с национально-региональным компонентом. Теоретическую информацию, связанную с биографией и творческим наследием композиторов, с освещением истории возникновения и развития того или иного национального музыкального регионального коллектива, исполнителя, историей развития национальной региональной культуры, можно показывать ученикам на слайдах презентации, сопровождая специально подобранным визуальным рядом, помогающим восприятию предлагаемой информации. Кроме того, знакомство школьников с некоторым теоретическим материалом уроков музыки с национально-региональным компонентом можно будет сопроводить посещением во время урока виртуальной выставки, концерта, экспозиции и иного посредством информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии могут сопровождать самостоятельную работу школьников на уроках музыки с национально-региональным компонентом. С опорой на возможности информационно-компьютерных технологий школьники могут самостоятельно искать, систематизировать ту или иную информацию, решать прочие задачи на уроках: например, могут сами готовить сообщения о региональном композиторе, исполнителе, национальном региональном коллективе, национальной региональной группе и ином, могут самостоятельно отбирать и составлять плейлист произведений на изучаемую тему и т.д. Аналогичную работу дети могут выполнять и дома.

Также с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки с национально-региональным компонентом учителю можно организовывать контроль знаний учеников: проводить разнообразные тесты, викторины, прочие проверочные работы по содержанию уроков музыки с национально-региональным компонентом. По аналогии с предыдущим примером подобная работа может проводиться учителем музыки и во внеурочное время.

Хотелось бы отметить еще один аспект использования на уроках музыки с национально-региональным компонентом информационно-коммуникационных технологий. Учитель музыки может, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, получать так называемую обратную связь от родителей своих учеников, делая выводы об эффективности проводимой им работы. Также, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, учитель музыки может подключать родителей своих учеников к подготовке к урокам с национально-региональным компонентом, обращаясь к старшему поколению за посильной помощью при переводе содержания произведений для уроков, подборе информации о каких-либо региональных национальных традициях, обычаях, праздниках и т.д.

Заключение

Итак, информационно-коммуникационные технологии обладают большим потенциалом на уроках музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе. К ним можно обращаться при подготовке к урокам, при поиске нового теоретического и практического содержания уроков, находя с их помощью интересную и ценную информацию. Иными словами, информационно-коммуникационные технологии могут оптимизировать временные затраты педагога на подготовку к уроку музыки с национально-региональным компонентом. Также информационно-коммуникационные технологии могут стать помощником учителю музыки в процессе преподнесения ученикам нового материала: их можно использовать как для демонстрации, так и для воспроизведения изучаемого музыкального произведения; кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность решить языковые и технические проблемы, которые могут возникнуть на таких уроках.

К информационно-коммуникационным технологиям на уроках музыки с национально-региональным компонентом учителю можно обращаться и при организации самостоятельной работы учеников, как на уроке, так и во внеурочное время. На уроках школьники могут работать с информацией, музыкальным материалом, выполняя задания учителя.

Помимо этого, с опорой на информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки с национально-региональным компонентом можно выполнять самостоятельные задания, а также проверять их выполнение, как после, так и в режиме реального времени, каждым из школьников.

Кроме того, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, современный учитель получает возможность оперативно получить обратную связь от родителей своих учеников, оценивая продуктивность собственной деятельности в процессе реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Стоит отметить, что при наличии, безусловно, огромного потенциала включения информационно-компьютерных технологий в уроки музыки учителю не стоит пренебрегать здоровьем своих учеников, обязательно ограничивая время на уроке, в процессе которого происходит взаимодействие детей с компьютером.

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть значимость проведения уроков музыки с национально-региональным компонентом для личностного развития и становления детей школьного возраста и отметить большой потенциал информационно-коммуникационных технологий в усилении эффективности данного процесса. Формирование личности гражданина поликультурного, полинационального государства – важная задача образования, одним из путей решения которой является приобщение школьников к национально-региональной культуре. Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки с национально-региональным компонентом могут интенсифицировать данный процесс, усилить воздействие национально-региональной музыки на школьников, повысить качество обучения, расширить взаимодействие между учителем и родителями.


Библиографическая ссылка

Бурлак О.А., Лев Я.Б. К ВОПРОСУ О ПОТЕНЦИАЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОКИ МУЗЫКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33025 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674