Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION ACTIVITIES ON THE PREVENTION OF CHILDREN'S ROAD TRAFFIC INJURIES

Belinvoa N.V. 1 Bicheva I.B. 1 Нanova T.G. 1 Bugrova A.A. 1 Kaznacheev D.A. 1 Gudina E.I. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin
The article outlines the results of preschool educational organization activities on the prevention of children's traffic injuries. The analysis was carried out according to three blocks and provided the assessment of motivational-evaluation, content-procedural, communicative readiness of teachers, as well as the survey of parents’ attitude to the related activities and the development of ideas about the rules of behavior on the road and the prevention of traffic accidents with senior preschoolers. The research was carried out in preschool educational organization No. 48 of Nizhny Novgorod city, RF. The achievements and problems that reduce the quality of work in each direction have been identified. It was established that the position of parents and the level of teachers’ readiness to the prevention of traffic dangers directly affect the quality of work with children. In conclusion, the authors emphasize the need to strengthen the preventive work in a preschool educational organization in the field of children's road traffic injuries, providing a more profound systemic, scientific, theoretical and practical approach. The authors recommend to develop an integrative project for children, teachers and parents in order to increase their readiness to solve existing problems, to form motives of choosing the most relevant content and technologies for studying it.
children's road traffic injuries
preventive work
preparedness
analysis
assessment
Teachers
parents
senior preschoolers

В системе дошкольного образования профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ПДДТТ) рассматривается как одна из ключевых задач социокультурного и познавательного развития детей. Это связано с нестабильностью и напряженностью современной дорожно-транспортной ситуации, психофизиологическими особенностями дошкольников, которые часто приводят к различным дорожным опасным ситуациям. Содержание и технологии работы по ПДДТТ достаточно полно раскрываются в психолого-педагогических исследованиях, что позволяет педагогам дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) планомерно осуществлять данный вид деятельности [1, 2].

При организации работы по ПДДТТ важна совместная работа педагогов и родителей. Именно воспитывающие взрослые должны проявлять высокий уровень ответственности и демонстрировать детям правильное поведение, закрепляя у них опыт безопасного дорожного поведения как опыт нормированного и «социально желательного поведения» [3, с. 4]. В этой связи важно понимать, готовы ли они к целенаправленному формированию у детей необходимых знаний и представлений, навыков безопасного дорожного поведения, осознают ли свою ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка в дорожных ситуациях.

Цель исследования состоит в анализе деятельности ДОО в области ПДДТТ.

Материалы и методы исследования

Проведено анкетирование педагогов (18 чел.), анкетирование родителей (48 чел.), диагностика старших дошкольников (30 чел.), анализ, систематизация, обобщение и оценка результатов исследования. База исследования – МБДОУ «Детский сад № 48», г. Нижний Новгород.

Результаты исследования и их обсуждение

Основываясь на положениях компетентностного подхода, готовность педагогов ДОО к ПДДТТ можно рассматривать как необходимую и достаточную степень сформированности профессиональных компетенций, позволяющих целенаправленно осуществлять процесс обучения с разными категориями участников дорожного движения (детьми, родителями). В исследованиях описываются компоненты, обеспечивающие мотивационно-ценностную, когнитивную, операционную, рефлексивную составляющие профессиональной деятельности, которые выражают определенную степень осознанности и убежденности личности, ее мотивации, коммуникации, способов реализации профессиональных задач и их оценки [4].

В соответствии с компетентностными основами дошкольного образования нами выделены три основных направления готовности педагогов ДОО к ПДДТТ.

1. Готовность к нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению и оценке ПДДТТ с учетом запросов детей и родителей как участников воспитательно-образовательного процесса (мотивационно-оценочная готовность).

Показатели сформированности:

- наличие устойчивой положительной мотивации на развитие своего профессионально-творческого потенциала для достижения качественных результатов при осуществлении ПДДТТ;

- постоянное стремление к изучению нового, преобразованию имеющихся передовых педагогических практик, а также к разработке и демонстрации собственного опыта по данному направлению;

- умение объективно оценивать как собственный уровень профессионального развития, так и качество решения задач в области ПДДТТ.

2. Готовность к применению актуального содержания ПДДТТ, технологий, форм и методов его освоения (содержательно-процессуальная готовность).

Показатели сформированности:

- владение навыками поиска и отбора актуальной информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста, ее анализа, систематизации, обобщения для дальнейшего планирования и организации;

- способность учитывать специфику работы с детьми, родителями и социальными партнерами, гибко применяя соответствующие способы деятельности и технологии;

- умение проектировать соответствующую предметно-игровую развивающую среду с учетом дидактических принципов ее организации.

3. Готовность к осуществлению информационно-коммуникативного взаимодействия со всеми участниками ПДДТТ (коммуникативная готовность).

Показатели сформированности:

- владение нормами социокультурного взаимодействия;

- умение выстраивать конструктивную коммуникацию с участниками взаимодействия (детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами) и управлять коммуникативным взаимодействием.

Для изучения сформированности компонентов готовности педагогов ДОО по ПДДТТ была разработана анкета и определены три уровня их сформированности:

- оптимальный (высокая степень сформированности, характеризуется постоянным и системным проявлением);

- допустимый (средняя степень сформированности, характеризуется фрагментарным и эпизодическим проявлением);

- критический (низкая степень сформированности, характеризуется частичным либо невыраженным проявлением).

Содержание анкеты и критерии оценки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анкета для педагогов ДОО по изучению готовности к ПДДТТ

Содержание

Уровень сформированности

оптимальный

допустимый

критический

Мотивационно-оценочная готовность

Изучаю нормативные документы и программные требования по ПДДТТ

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Изучаю (применяю) передовой педагогический опыт по ПДДТТ

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Разрабатываю собственный опыт по ПДДТТ и представляю его на разных уровнях

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Оцениваю собственный уровень профессионального развития и качество решения задач в области ПДДТТ

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Содержательно-процессуальная готовность

Осуществляю поиск и отбор актуальной информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Анализирую, систематизирую, обобщаю информацию для дальнейшего планирования и организации

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Учитываю особенности разных категорий участников дорожного движения (детей, родителей, социальных партнеров) при выборе способов деятельности и технологий

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Проектирую предметно-игровую развивающую среду, учитывая дидактические принципы ее организации

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Коммуникативная готовность

Владею нормами социокультурного взаимодействия

владею в полной степени

владею в достаточной степени

владею частично

Выстраиваю конструктивную коммуникацию с участниками взаимодействия (детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами)

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Управляю коммуникативным взаимодействием с использованием соответствующим форм и методов для разных участников коммуникации

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Результаты анкетирования по компонентам готовности педагогов ДОО к ПДДТТ представлены на рис. 1. Обобщенные результаты уровня сформированности готовности педагогов ДОО к ПДДТТ представлены на рис. 2.

Рис. 1. Уровень сформированности готовности педагогов к ПДДТТ, %

Рис. 2. Обобщенные результаты уровня сформированности готовности педагогов ДОО к ПДДТТ, %

Как видно из представленных данных, на начало исследования у большинства педагогов (53 %) преобладает допустимый уровень готовности к ПДДТТ.

В то же время были определены проблемы и трудности. С одной стороны, 33 % педагогов демонстрируют оптимальный уровень коммуникативной готовности, что свидетельствует о понимании важности установления конструктивного диалога со всеми участниками взаимодействия и владения эффективными способами управления коммуникацией. Однако в целом оптимальный уровень имеет достаточно низкие значения, особенно по мотивационно-оценочному и содержательно-процессуальному компонентам (22 и 17 % соответственно). Следовательно, педагоги затрудняются в поиске и отборе информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста, испытывают сложности при ее анализе, систематизации, обобщении. Тем самым планирование и организация данного направления работы не отвечает требованиям актуальности, специфики возраста, снижая эффективность применяемых форм и методов работы.

Таким образом, анкетирование педагогов ДОО свидетельствует о необходимости специальной работы по повышению уровня всех компонентов готовности по ПДДТТ.

С целью выяснения отношения родителей к организации работы по ПДДТТ в ДОО был разработан вопросник «Профилактическая работа по детскому дорожно-транспортному травматизму». Анализ анкетирования родителей представлен в табл. 2.

Таблица 2

Отношение родителей к организации работы по ПДДТТ в ДОО

Вопросы

Варианты ответов

Ответы, %

1. Знаете ли Вы требования программы детского сада по ПДДТТ?

Знаю

58

Затрудняюсь ответить

28

Не знаю

14

2. Как Вы считаете, какова основная цель ПДДТТ

а) сформировать знания о ПДД, важности их применения

46

б) развивать активность и желание изучать данную область знаний, формулировать вопросы и отвечать на них

30

в) развивать внимательность, осторожность, память, умение воспринимать информацию

24

3. Оцените работу педагогов по ПДДТТ (от 0 до 10)

0–3 балла

0

4–7 баллов

56

8–10 баллов

44


4. Чему научился Ваш ребенок в области ПДДТТ за прошедший год?

Затрудняясь ответить

36

Выучил некоторые правила дорожного движения

24

Умеет остановиться перед дорогой

18

Знает некоторые знаки

34

Просит почитать по данной теме

12

5. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для ПДДТТ?

Условия созданы достаточно хорошо

32

Думаю, можно создать специальный центр

68

Условия не созданы

0

6. Рассматриваете ли Вы дома темы, раскрывающие вопросы ПДДТТ?

Постоянно рассматриваем эту тему

48

Иногда, по необходимости

52

Не рассматриваем

0

7. Участвуете ли Вы совместной работе с воспитателем по ПДДТТ?

Участвую постоянно

24

Участвую редко

52

Не участвую

24

8. Оцените, насколько актуальна и полезна информация по ПДДТТ, представленная в родительском уголке Вашей группы?

Информация не представлена или давно не менялась

14

Информация представлена, но очень в общем виде (или ее слишком много). Мне это неинтересно

62

Не обращаю внимания на содержание информации в родительском уголке

0

Наглядная информация интересна и полезна для меня

24

Анализируя ответы родителей, можно отметить, что в целом они положительно оценивают деятельность педагогов и ДОО по ПДДТТ, понимают значение системной и совместной работы в этом направлении. Однако многие ответы свидетельствуют о наличии проблем: чуть больше половины родителей (58 %) знакомы с программными требованиями; 68 % родителей считают целесообразным создать в детском саду «специальный центр для ПДДТТ»; 62 % родителей не удовлетворены содержанием родительских уголков и отмечают, что «Информация представлена, но очень в общем виде (или ее слишком много). Мне это неинтересно»; 52 % родителей редко участвуют в совместной работе с воспитателем по ПДДТТ, ссылаясь на «занятость»; 46 % родителей считают более важным формировать у детей конкретные знания в области ПДДТТ. Таким образом, анкетирование родителей показывает, что у них имеется достаточно высокая потребность в информировании, а также в совместных видах деятельности с детьми и педагогами.

Оценка уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников проводилась на основе индивидуальных бесед, наблюдения, дидактических игр, проблемных диагностических ситуаций (авт. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина [5]).

В процессе исследования фиксировались действия, поступки, результаты бесед и высказывания детей. Полученные данные представлены на рис. 3.

Рис. 3. Сформированность представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников, %

Как видно из данных рис. 3, показатель «Сформирован» отмечается у 15 % детей: они правильно и быстро отвечали на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ, демонстрируя понимание источников опасности, могли рассказать о последствиях неправильного поведения на дороге и транспорте, выделить причину возникновения опасной транспортной ситуации. Показатель «Стадия формирования» выявлен у 50 % детей. Для этой группы характерны неполные, краткие и не всегда точные представления о правилах дорожного движения и профилактики дорожных опасностей, детям требовалось больше времени при ответе на вопросы, отмечались ошибки в ответах, даже после наводящих вопросов, затруднения в определении причины возникновения какой-либо опасной транспортной ситуации. Показатель «Точка роста» продемонстрировали 35 % детей: дети испытывали значительные трудности, отвечая на вопросы, в том числе после наводящих вопросов, не аргументировали свой выбор. Ответы отличались неточностью, содержали большое количество ошибок. На просьбу выразить свое отношение к поступку персонажа дети часто отвечали отказом.

Вышеизложенное свидетельствует, что старшие дошкольники проявляют желание изучать правила дорожного движения, однако их интересы неустойчивы; дети затрудняются определять опасность, источники опасности, причину возникновения какой-либо опасной дорожной ситуации, не всегда аргументируют свои ответы, в основном ответы характеризуются неполнотой и неточностью.

Заключение

Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что на уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников непосредственно влияет позиция родителей о важности профилактической работы по предупреждению транспортных опасностей и уровень сформированности компетенций у педагогов в области ПДДТТ.

Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости усиления работы по ПДДТТ в ДОО и придания ей большей системности и планомерности, научно-теоретической и практической направленности. Поэтому целесообразно разработать совместный проект для детей, педагогов и родителей с целью повышения у его участников готовности к решению имеющихся проблем по ПДДТТ, формирования мотивов к выбору наиболее актуального содержания и технологий его изучения для достижения эффективности этой работы.