Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Белинова Н.В. 1 Бичева И.Б. 1 Ханова Т.Г. 1 Бугрова А.А. 1 Казначеев Д.А. 1 Гудина Е.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В статье представлены результаты работы дошкольной образовательной организации в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ осуществлялся по трем блокам и предусматривал оценку сформированности мотивационно-оценочной, содержательно-процессуальной, коммуникативной готовности педагогов; изучение отношения родителей по рассматриваемому направлению, а также сформированности представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников. Исследование проводилось в дошкольной образовательной организации № 48 г. Нижнего Новгорода. Выявлены достижения и проблемы, снижающие качество работы по каждому направлению. Установлено, что позиция родителей и уровень сформированности готовности педагогов к профилактической работе по предупреждению транспортных опасностей непосредственно влияют на качество работы с детьми. В выводах авторы подчеркивают необходимость усиления профилактической работы в области детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольной образовательной организации, придания ей большей системности и планомерности, научно-теоретической и практической направленности. Авторы считают целесообразным разработать совместный проект для детей, педагогов и родителей с целью повышения у его участников готовности к решению имеющихся проблем, формирования мотивов к выбору наиболее актуального содержания и технологий его изучения.
детский дорожно-транспортный травматизм
профилактическая работа
готовность
анализ
оценка
Педагоги
родители
старшие дошкольники
1.Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А., Беломестнова М.Е. Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 4. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-4-9.
2.Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. № 1. С. 25–28.
3.Силаева О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 4. С.12. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-12.
4. Белинова Н.В., Бичева И.Б. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 44–48.
5. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. М.: АСТ, 2015. 213 с.

В системе дошкольного образования профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ПДДТТ) рассматривается как одна из ключевых задач социокультурного и познавательного развития детей. Это связано с нестабильностью и напряженностью современной дорожно-транспортной ситуации, психофизиологическими особенностями дошкольников, которые часто приводят к различным дорожным опасным ситуациям. Содержание и технологии работы по ПДДТТ достаточно полно раскрываются в психолого-педагогических исследованиях, что позволяет педагогам дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) планомерно осуществлять данный вид деятельности [1, 2].

При организации работы по ПДДТТ важна совместная работа педагогов и родителей. Именно воспитывающие взрослые должны проявлять высокий уровень ответственности и демонстрировать детям правильное поведение, закрепляя у них опыт безопасного дорожного поведения как опыт нормированного и «социально желательного поведения» [3, с. 4]. В этой связи важно понимать, готовы ли они к целенаправленному формированию у детей необходимых знаний и представлений, навыков безопасного дорожного поведения, осознают ли свою ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка в дорожных ситуациях.

Цель исследования состоит в анализе деятельности ДОО в области ПДДТТ.

Материалы и методы исследования

Проведено анкетирование педагогов (18 чел.), анкетирование родителей (48 чел.), диагностика старших дошкольников (30 чел.), анализ, систематизация, обобщение и оценка результатов исследования. База исследования – МБДОУ «Детский сад № 48», г. Нижний Новгород.

Результаты исследования и их обсуждение

Основываясь на положениях компетентностного подхода, готовность педагогов ДОО к ПДДТТ можно рассматривать как необходимую и достаточную степень сформированности профессиональных компетенций, позволяющих целенаправленно осуществлять процесс обучения с разными категориями участников дорожного движения (детьми, родителями). В исследованиях описываются компоненты, обеспечивающие мотивационно-ценностную, когнитивную, операционную, рефлексивную составляющие профессиональной деятельности, которые выражают определенную степень осознанности и убежденности личности, ее мотивации, коммуникации, способов реализации профессиональных задач и их оценки [4].

В соответствии с компетентностными основами дошкольного образования нами выделены три основных направления готовности педагогов ДОО к ПДДТТ.

1. Готовность к нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению и оценке ПДДТТ с учетом запросов детей и родителей как участников воспитательно-образовательного процесса (мотивационно-оценочная готовность).

Показатели сформированности:

- наличие устойчивой положительной мотивации на развитие своего профессионально-творческого потенциала для достижения качественных результатов при осуществлении ПДДТТ;

- постоянное стремление к изучению нового, преобразованию имеющихся передовых педагогических практик, а также к разработке и демонстрации собственного опыта по данному направлению;

- умение объективно оценивать как собственный уровень профессионального развития, так и качество решения задач в области ПДДТТ.

2. Готовность к применению актуального содержания ПДДТТ, технологий, форм и методов его освоения (содержательно-процессуальная готовность).

Показатели сформированности:

- владение навыками поиска и отбора актуальной информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста, ее анализа, систематизации, обобщения для дальнейшего планирования и организации;

- способность учитывать специфику работы с детьми, родителями и социальными партнерами, гибко применяя соответствующие способы деятельности и технологии;

- умение проектировать соответствующую предметно-игровую развивающую среду с учетом дидактических принципов ее организации.

3. Готовность к осуществлению информационно-коммуникативного взаимодействия со всеми участниками ПДДТТ (коммуникативная готовность).

Показатели сформированности:

- владение нормами социокультурного взаимодействия;

- умение выстраивать конструктивную коммуникацию с участниками взаимодействия (детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами) и управлять коммуникативным взаимодействием.

Для изучения сформированности компонентов готовности педагогов ДОО по ПДДТТ была разработана анкета и определены три уровня их сформированности:

- оптимальный (высокая степень сформированности, характеризуется постоянным и системным проявлением);

- допустимый (средняя степень сформированности, характеризуется фрагментарным и эпизодическим проявлением);

- критический (низкая степень сформированности, характеризуется частичным либо невыраженным проявлением).

Содержание анкеты и критерии оценки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анкета для педагогов ДОО по изучению готовности к ПДДТТ

Содержание

Уровень сформированности

оптимальный

допустимый

критический

Мотивационно-оценочная готовность

Изучаю нормативные документы и программные требования по ПДДТТ

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Изучаю (применяю) передовой педагогический опыт по ПДДТТ

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Разрабатываю собственный опыт по ПДДТТ и представляю его на разных уровнях

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Оцениваю собственный уровень профессионального развития и качество решения задач в области ПДДТТ

постоянно, системно

эпизодически

иногда, редко

Содержательно-процессуальная готовность

Осуществляю поиск и отбор актуальной информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Анализирую, систематизирую, обобщаю информацию для дальнейшего планирования и организации

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Учитываю особенности разных категорий участников дорожного движения (детей, родителей, социальных партнеров) при выборе способов деятельности и технологий

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Проектирую предметно-игровую развивающую среду, учитывая дидактические принципы ее организации

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Коммуникативная готовность

Владею нормами социокультурного взаимодействия

владею в полной степени

владею в достаточной степени

владею частично

Выстраиваю конструктивную коммуникацию с участниками взаимодействия (детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами)

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Управляю коммуникативным взаимодействием с использованием соответствующим форм и методов для разных участников коммуникации

умею в полной степени

умею в достаточной степени

умею частично

Результаты анкетирования по компонентам готовности педагогов ДОО к ПДДТТ представлены на рис. 1. Обобщенные результаты уровня сформированности готовности педагогов ДОО к ПДДТТ представлены на рис. 2.

Рис. 1. Уровень сформированности готовности педагогов к ПДДТТ, %

Рис. 2. Обобщенные результаты уровня сформированности готовности педагогов ДОО к ПДДТТ, %

Как видно из представленных данных, на начало исследования у большинства педагогов (53 %) преобладает допустимый уровень готовности к ПДДТТ.

В то же время были определены проблемы и трудности. С одной стороны, 33 % педагогов демонстрируют оптимальный уровень коммуникативной готовности, что свидетельствует о понимании важности установления конструктивного диалога со всеми участниками взаимодействия и владения эффективными способами управления коммуникацией. Однако в целом оптимальный уровень имеет достаточно низкие значения, особенно по мотивационно-оценочному и содержательно-процессуальному компонентам (22 и 17 % соответственно). Следовательно, педагоги затрудняются в поиске и отборе информации, раскрывающей содержание и особенности ПДДТТ для детей разного дошкольного возраста, испытывают сложности при ее анализе, систематизации, обобщении. Тем самым планирование и организация данного направления работы не отвечает требованиям актуальности, специфики возраста, снижая эффективность применяемых форм и методов работы.

Таким образом, анкетирование педагогов ДОО свидетельствует о необходимости специальной работы по повышению уровня всех компонентов готовности по ПДДТТ.

С целью выяснения отношения родителей к организации работы по ПДДТТ в ДОО был разработан вопросник «Профилактическая работа по детскому дорожно-транспортному травматизму». Анализ анкетирования родителей представлен в табл. 2.

Таблица 2

Отношение родителей к организации работы по ПДДТТ в ДОО

Вопросы

Варианты ответов

Ответы, %

1. Знаете ли Вы требования программы детского сада по ПДДТТ?

Знаю

58

Затрудняюсь ответить

28

Не знаю

14

2. Как Вы считаете, какова основная цель ПДДТТ

а) сформировать знания о ПДД, важности их применения

46

б) развивать активность и желание изучать данную область знаний, формулировать вопросы и отвечать на них

30

в) развивать внимательность, осторожность, память, умение воспринимать информацию

24

3. Оцените работу педагогов по ПДДТТ (от 0 до 10)

0–3 балла

0

4–7 баллов

56

8–10 баллов

44


4. Чему научился Ваш ребенок в области ПДДТТ за прошедший год?

Затрудняясь ответить

36

Выучил некоторые правила дорожного движения

24

Умеет остановиться перед дорогой

18

Знает некоторые знаки

34

Просит почитать по данной теме

12

5. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для ПДДТТ?

Условия созданы достаточно хорошо

32

Думаю, можно создать специальный центр

68

Условия не созданы

0

6. Рассматриваете ли Вы дома темы, раскрывающие вопросы ПДДТТ?

Постоянно рассматриваем эту тему

48

Иногда, по необходимости

52

Не рассматриваем

0

7. Участвуете ли Вы совместной работе с воспитателем по ПДДТТ?

Участвую постоянно

24

Участвую редко

52

Не участвую

24

8. Оцените, насколько актуальна и полезна информация по ПДДТТ, представленная в родительском уголке Вашей группы?

Информация не представлена или давно не менялась

14

Информация представлена, но очень в общем виде (или ее слишком много). Мне это неинтересно

62

Не обращаю внимания на содержание информации в родительском уголке

0

Наглядная информация интересна и полезна для меня

24

Анализируя ответы родителей, можно отметить, что в целом они положительно оценивают деятельность педагогов и ДОО по ПДДТТ, понимают значение системной и совместной работы в этом направлении. Однако многие ответы свидетельствуют о наличии проблем: чуть больше половины родителей (58 %) знакомы с программными требованиями; 68 % родителей считают целесообразным создать в детском саду «специальный центр для ПДДТТ»; 62 % родителей не удовлетворены содержанием родительских уголков и отмечают, что «Информация представлена, но очень в общем виде (или ее слишком много). Мне это неинтересно»; 52 % родителей редко участвуют в совместной работе с воспитателем по ПДДТТ, ссылаясь на «занятость»; 46 % родителей считают более важным формировать у детей конкретные знания в области ПДДТТ. Таким образом, анкетирование родителей показывает, что у них имеется достаточно высокая потребность в информировании, а также в совместных видах деятельности с детьми и педагогами.

Оценка уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников проводилась на основе индивидуальных бесед, наблюдения, дидактических игр, проблемных диагностических ситуаций (авт. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина [5]).

В процессе исследования фиксировались действия, поступки, результаты бесед и высказывания детей. Полученные данные представлены на рис. 3.

Рис. 3. Сформированность представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников, %

Как видно из данных рис. 3, показатель «Сформирован» отмечается у 15 % детей: они правильно и быстро отвечали на поставленные вопросы, аргументируя свой ответ, демонстрируя понимание источников опасности, могли рассказать о последствиях неправильного поведения на дороге и транспорте, выделить причину возникновения опасной транспортной ситуации. Показатель «Стадия формирования» выявлен у 50 % детей. Для этой группы характерны неполные, краткие и не всегда точные представления о правилах дорожного движения и профилактики дорожных опасностей, детям требовалось больше времени при ответе на вопросы, отмечались ошибки в ответах, даже после наводящих вопросов, затруднения в определении причины возникновения какой-либо опасной транспортной ситуации. Показатель «Точка роста» продемонстрировали 35 % детей: дети испытывали значительные трудности, отвечая на вопросы, в том числе после наводящих вопросов, не аргументировали свой выбор. Ответы отличались неточностью, содержали большое количество ошибок. На просьбу выразить свое отношение к поступку персонажа дети часто отвечали отказом.

Вышеизложенное свидетельствует, что старшие дошкольники проявляют желание изучать правила дорожного движения, однако их интересы неустойчивы; дети затрудняются определять опасность, источники опасности, причину возникновения какой-либо опасной дорожной ситуации, не всегда аргументируют свои ответы, в основном ответы характеризуются неполнотой и неточностью.

Заключение

Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что на уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения и профилактике дорожных опасностей у старших дошкольников непосредственно влияет позиция родителей о важности профилактической работы по предупреждению транспортных опасностей и уровень сформированности компетенций у педагогов в области ПДДТТ.

Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости усиления работы по ПДДТТ в ДОО и придания ей большей системности и планомерности, научно-теоретической и практической направленности. Поэтому целесообразно разработать совместный проект для детей, педагогов и родителей с целью повышения у его участников готовности к решению имеющихся проблем по ПДДТТ, формирования мотивов к выбору наиболее актуального содержания и технологий его изучения для достижения эффективности этой работы.


Библиографическая ссылка

Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г., Бугрова А.А., Казначеев Д.А., Гудина Е.И. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33027 (дата обращения: 10.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674