Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОДЕЛИРОВАНИЕ В КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ С ПОДРОСТКАМИ В ВОЗРАСТЕ 12–15 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: ВИДЫ ПРОЦЕССОВ

Корзаков В.Н. 1
1 РОО «Спортивно-оздоровительный центр каратэ (киокусинкай)» по Челябинской области
Ответственность тренеров при принятии решений, касающихся «проектирования» и создания саморазвивающихся систем типа «спортсмен (боец)», при работе с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, занимающихся каратэ киокусинкай. Сделать оценку эффективности своих действий и решений в этом плане возможно только в результате моделирования. Моделирование в каратэ киокусинкай с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, представлено в виде функциональных возможностей и видов тренировочной деятельности. Дана классификация наиболее значимых показателей моделирования личностных качеств квалифицированного бойца каратэ киокусинкай. Особое внимание уделено при этом разработке процессов достижения поставленных целей для подростков в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата средствами каратэ киокусинкай.
борьба
каратэ
киокусинкай
тренировки
соревнования
деятельность
анализ
система
инжиниринг процессов
модельные характеристики.
1. Корзаков В.Н. Воздействие средств тренировки на подвижность позвоночника детей 12–15 лет в процессе занятий каратэ кёкусинкай / В.Н. Корзаков, В.С. Быков // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: www.science-education.ru/110-9795 (дата обращения: 02.09.2017).
2. Корзаков В.Н. Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12–15 лет со сколиозом первой степени / В.Н. Корзаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Изд-во: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – 2013. – № 9 (103). – С. 75-79.
3. Корзаков В.Н. Технология модульного обучения техническим действиям в спортивных видах борьбы / В.Н. Корзаков // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: V междунар. науч.-практ. конф. (24–26 февраля 2011 г.); УГАТУ. – Уфа, 2011. – С. 91-94.
4. Попова А.А. Менеджмент в современном спорте / А.А. Попова. – М.: РГУФКСМиТ, 2016. – 157 с.
5. Попова А.А. Педагогическое управление адаптационными процес¬сами в спортивной борьбе / А.А. Попова, А.Ф. Попова. – М.: РГУФКСМиТ, 2016. – 53 с.
6. Профилактика сколиоза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.osteopat-amur.ru/page/profilaktika-skolioza.html (дата обращения: 19.09.2017).
7. Рукавишникова С.К. Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток с использованием средств пилатеса /С.К. Рукавишникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 11(69). – С. 79-83.
8. Самоконтроль при занятиях ЛФК. Сколиоз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.med.orel.ru/skol.htm (дата обращения: 20.09.2017).
9. Семенов В.М. Моделирование в спортивной тренировке борцов /В.М. Семенов. – Челябинск: Уральская Академия, 2009. – 244 с.
10. Сериков С.Г. Генезис и самоорганизация системы физкультурно-спортивной деятельности / С.Г. Сериков, А.П. Попов, А.Ф. Попова // Методология социально-экономических и общественных систем. – Магнитогорск: МПУ, 2015. – С. 134-140.

Актуальность рассматриваемой темы исследования мы связываем с ответственностью тренеров (в более широком плане – спортивных менеджеров) за принятие решений, касающихся «проектирования» и создания саморазвивающихся систем типа «спортсмен (боец)». Оценить эффективность своих действий в этом плане можно только в результате моделирования: разработки эталонной модели спортсмена, способного выиграть крупные соревнования; разработки динамической (процессной) модели достижения поставленной цели.

Системный анализ двигательной (спортивной) деятельности, лежащей в основе моделирования, при этом играет решающую роль. Суть его мы прежде всего видим в реализации на практике принципа первичности соревнований и вторичности тренировки. На его содержательный аспект обращают внимание многие специалисты (да и сами борцы). Автор этих строк, например, считал (будущим действующим спортсменом), что раз в квартал надо обязательно принимать участие в соревнованиях любого уровня, чтобы не стать «тренировочным борцом».

Суть данного принципа, по мнению В.М. Семенова, заключается в том, что эффективность управления тренировочным процессом существенно повышается, если он реализуется с учетом особенностей соревновательной деятельности в спортивной борьбе [2, 4, 8, 9]. Отмеченное следует обязательно учитывать в процессе создания названных выше моделей.

Другим условием при их разработке является наличие так называемой «информационной достаточности». Это означает, что тренер должен иметь достаточное представление о том, что является входными и выходными переменными в исследуемой системе и какие факторы оказывают влияние па процесс ее функционирования в рамках как тренировочной, так и соревновательной деятельности. Если уровень информационной достаточности невысок, то создать модель, с помощью которой можно получать новые знания о процессе подготовки квалифицированных спортсменов, невозможно. Если же уровень информационной достаточности велик (то есть система подготовки уже хорошо изучена), то вопрос о создании модели теряет смысл, гак как новых знаний она не даст.

Следовательно, разработать модель в каратэ киокусинкай для подростков в возрасте 12–15 лет, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, имеет смысл. Она считается адекватной, если: 1) зависимость выходных переменных от входных параметров в модели и исследуемом объекте практически совпадает; 2) наличествует полнота описания моделируемого процесса (учета всех факторов, поддающихся формализации)[1-4].

Существует ряд видов моделей в спортивной борьбе: обобщенные, групповые, индивидуальные, а также математические (аналитические, алго­ритмические). В каждом из них специалисты рассматривают не только практические, но также теоретические и методологические вопросы.

Практически все эти виды моделей характерны для каратэкиокусинкай (с позиций применяемых при этом подходов к моделированию осуществляемых при этом процессов). В качестве примера приведем схему, представленную на рисунке, составленную на основе обзора специальной литературы (современной и прошлых лет).

Виды моделирования процессов, определяющих эффективность спортивной деятельности в каратэ киокусинкай, с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата: ОС – математическое моделирование

Моделирование в спортивной тренировке подростков в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, представлено в виде функциональных и спортивных возможностей. Кроме того, различают моделирование соревновательной деятельности и эффективной деятельности тренера в системе  «спортсмен-тренер».

Функциональное моделирование мы связываем с физической, технической и психологической подготовкой спортсмена (подростков в возрасте 12–15 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами каратэ киокусинкай. Конкретно речь идет о таких параметрах, как двигательные и психометрические качества, устойчивость, структура личности.

Моделирование спортивных возможностей определяется функцией подготовленности, учетом индивидуальных и морфологических особенностей, возрастом и спортивным стажем. Оно касается отдельного спортсмена, его тренировочной деятельности в рамках определенного этапа времени.

Это также моделирование соревновательной деятельности, выход спортсмена на запланированный уровень результата на конкретном этапе подготовки квалифицированного бойца. Акцент нами делается и на моделирование эффективной деятельности тренера в каратэ киокусинкай, работающего с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, который сам занимается моделированием, основываясь на закономерностях построения тренировочных и соревновательных процессов [1-4, 10].

В процессе исследования была сформирована модель «идеального типа тренера» в каратэ киокусинкай, работающего с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. В итоге были выбраны следующие личностные качества (ресурсы, знания и умения):

  1. Умение моделировать свои действия в рамках системы «тренер – спортсмен» в условиях неполноты информации;
  2. Способность инвестировать себя в общее дело подготовки квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;
  3. Целеустремленность с ориентацией на успех;
  4. Компетентность в тренерской работе с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;
  5. Склонность к ответственности;
  6. Соответствие этическим нормам в избранном виде спорта, в данном случае каратэ киокусинкай;
  7. Этикет тренера.

В таблице представлены показатели моделирования личностных качеств квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай. Они представлены по значимости в трех «номинациях» (таблица составлена на основе результатов исследований Э.Г. Мартиросова, М.Я. Набатниковой и В.М. Семенова). Наибольшую значимость имеют: тотальные размеры тела, двигательный анализатор и взрывная сила бойца.

Наиболее значимые показатели моделирования личностных качеств

квалифицированного бойца

Морфофункциональных параметров

Функциональной подготовленности

Физических качеств

1. Тотальные размеры тела;

2. Пропорция тела;

3. Состав тела;

4. Конституция;

5. Удельная масса тела;

6. Состояние сводов стопы;

7. Осанка.

1. Двигательный аппарат;

2. Вестибулярный аппарат;

3. Зрительный анализатор;

4. Периферический нервно-мышечный аппарат;

5. Эндокринная система;

6. Сердечнососудистая система;

7. Дыхательная система.

1. Взрывная сила;

2. Максимальная сила;

3. Специальная выносливость;

4. Относительная сила;

5. Скоростные качества;

6. Силовая выносливость;

7. Ловкость (координация).

 

В каратэ киокусинкай как педагогической науке различают не только виды, но и уровни моделирования. В индивидуальном его виде это: 1) соревновательная деятельность и ее основные компоненты; 2) специальная подготовленность; 3) ведущие системы организма, о которых и шлa речь в таблице; 4) По справедливому мнению Р.А. Пилояна, А.А. Новикова и других авторов, в практическом плане следует исходить из предполагаемого спортивного результата, затем следуют параметры специальных двигательных качеств и подготовленности (психологический, технический, тактический) и далее – функционирование основных систем организма, морфологических признаков. По сути, речь идет о так называемой блок-схеме «модели сильнейших спортсменов» [6, 7, 10].

Кроме индивидуального, различают и групповой вид моделирования, строящийся на изучении конкретного контингента спортсменов в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации. Здесь можно выделить следующие уровни моделирования: целевой, окружающей среды, внутренней организации [3, 4, 7, 9].

Укажем на особенности обобщающего вида моделирования. Он выполняет общетеоретическую функцию в системе физкультурно-спортивной деятельности, отражая при этом наиболее общие закономерности двигательной деятельности в данном виде спорта. В процессе исследования нами разработаны рекомендации но инжинирингу процессов в каратэ киокусинкай [5, 8, 9]. Его составные части следующие: анализ и изменение данных процессов, их оптимизация и документирование. Все изменения при этом обязательно отражаются в моделях, используемых тренерским составом физкультурно-спортивной организации. Речь также идет о культуре адаптационного мышления спортивных менеджеров, как методологии социально-экономических и общественных систем, стремящихся к высоким результатам в спортивной борьбе.

Заключение. Система педагогического управления подготовкой квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай в самом общем виде представима в виде звеньев: установление исходного уровня подготовленности и прогнозирования модельных значений основных компонентов подготовленности к соревновательной деятельности; обоснование программы-модели развития тренировочного процесса во времени с учетом исходного и планируемого состояния подростков в возрасте 12–15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата; организация процессов комплексного контроля за реализацией данной программы с учетом оценки поведения организма средствами обратной связи (сигналов о достижении запрограммированного результата). Коррекция разработанной программы-модели для тренера играет при этом ключевую роль (с позиции системного реагирования на мощные стрессовые факторы и адаптационные процессы). Речь идет о динамической информационной модели реагирования на проблемные ситуации, возникающие в процессе подготовки квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай  в работе с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (их обучения и тренировки).


Библиографическая ссылка

Корзаков В.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ В КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ С ПОДРОСТКАМИ В ВОЗРАСТЕ 12–15 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: ВИДЫ ПРОЦЕССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26957 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252