Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANTI-CORRUPTION CULTURE FORMATION AMONG STUDENTS

Alekseeva Yu.S. 1
1 PEI HE “Academy of social education”
The article deals with topical issues of anti-corruption education development in the higher school. According to the author, the main issue in the pedagogical process is the need to create an anti-corruption culture among students, and corruption is viewed as a form of the individual deviant behavior. The implementation in the pedagogical process elective course "Anti-corruption culture formation among students" will help to solve this problem. In the course content should include questions about the origin of corruption, its manifestations, and the adverse effects of corruption offenses, the society state and the creating an atmosphere of corruption rejection in society. The paper presents the criteria of anti-corruption culture formation: purposeful, operational, motivational and cognitive. Diagnostics levels - sensible, permitted, and critical are given. The definition of an anti-corruption culture is given. According to the author in the pedagogical training students it is needed to provide preventive skills to corruption antagonism and rejection.
anti-corruption culture diagnostics levels
motivational criteria
purposeful
operational
cognitive
anti-corruption culture
Pedagogical training
На фоне возрастающего числа разнообразных форм девиантного поведения  коррупция все более приобретает черты, угрожающие национальной безопасности государства [2]. На современном этапе деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно является источником формирования негативного поведения, стремления с помощью незаконной деятельности приобрести блага. В этой связи неприятие и предупреждение коррупции перестает быть уделом только специалистов-профессионалов и становится проблемой каждого человека.

Недопонимание значимости проблем предупреждения коррупции  ведет к тому, что с каждым годом возрастает социальная несправедливость, растет пренебрежение законностью, ухудшается экологическая ситуация и т.п. Многие из негативных явлений в обществе - следствие коррупции [3].

Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности студентов. В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума. Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе безусловности неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры [5].

Проведенный нами теоретический анализ показал, что на современный момент отсутствует понятие, как строгое научное определение, «антикоррупционная культура студентов». По нашему мнению, антикоррупционная культура включает совокупность опыта, знаний, навыков, способности к самоорганизации, связанные с антикоррупционной деятельностью. Интеграция понятий антикоррупционная культура (неприятие коррупции и культура) позволяет определить смыслы ценностей культуры: правовой, нравственной, социальной и экономической. Антикоррупционная культура находится на пересечении этих пространств. Формирование антикоррупционной культуры у студентов позволяет сформировать целостность мировоззрения личности студента.

Антикоррупционная культура - это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе. Также это социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности в социуме, становления и развития таких стереотипов поведения, при которых коррупция становится недопустимым явлением. С психолого-педагогической точки зрения - это интегральное качество личности, которое определяет готовность и направленность на развитие потребности в приобретении специальных научных правовых знаний, постоянного совершенствования умений, навыков реализации неприятия коррупции, формирования определенных компетенций.

Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией. Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры.

Конечно, государственные органы власти обращают пристальное внимание к формированию нетерпимости к коррупции в обществе, но в образовательных учреждениях, по нашему мнению, это носит стихийно-разрозненный характер, проявляющийся в проведении одноразовых мероприятий, в различных формах-чтений лекций, встреч с представителями правоохранительных органов, проведения собраний, флешмобов и конкурсов [4].

Для теоретического анализа продуктивно сочетание социально-ориентированного и ценностно-деятельностного подходов. Такой подход позволяет выявить компоненты содержания образования - когнитивный, который включает научные знания о коррупции и противодействия ей, мотивационный, который проявляется в профессиональной готовности, т.е. мотивации неприятия коррупции, и операциональный, определяющий сформированность компетенции и проявляющийся в поведении. Одновременно вышеперечисленные компоненты являются критериями сформированности антикоррупционной культуры, которые возможно применять при диагностике уровней антикоррупционной культуры (таблица).

Критерии диагностики антикоррупционной культуры студентов

Критерии

Уровни

Оптимальный

Допустимый

Критический

Показатели

Целеполагательный

Четкое представление о совокупности целей педагогической подготовки формирования антикоррупционной культуры; цели зафиксированы в образовательных программах и в официальных документах;

Отсутствует целостное и системное понимания целей; отдельные цели, функционируют разобщено; профессиональная мотивация к профилактической деятельности,

Цели отсутствуют, нет выделения специфики превентивной подготовки в учебном процессе; у студентов сформированы общие представления о методах и приемах предотвращения

 

педагогической подготовке студентов уделяется  системное внимание; содержание целей отражено в развитии профессиональной мотивации к неприятию коррупции; сформированы навыки предупреждения  коррупционных ситуаций; у студентов проявляется стремление к  саморазвитию.

недостаточно сформирована.

коррупционных ситуаций.

Операциональный

Высокий уровень и характер совместной деятельности преподавателей и студентов в процессе решения поставленных антикоррупционных ситуаций; степень реального владения компетенциями и их проявления в педагогическойподготовке студентов; оптимальный уровень сформированности.

Совместная деятельность преподавателей и студентов находится в ситуативном режиме, т.е. колеблется в ситуациях, требующих решения антикоррупционных профилактических задач.

Деятельностный аспект субъектов и объектов формален; отсутствует процесс формирования субъектности студентов к превентивной педагогической деятельности.

 

компетентности у студентов к превентивной деятельности в условиях будущей профессиональной деятельности.

 

 

Когнитивный

Соответствие содержания к заявленным целям; содержание подготовки включает теорию и практику подготовки; педагогическая подготовка к формированию.

Содержательный аспект подготовки студентов вузов соотносится с реалиями предстоящей профессиональной деятельности.

Знания сущности причин коррупции и превентивной

педагогики носит

пропедевтический

уровень.

 

целенаправленно исследуется в вузе; включает спецкурс "Формирование антикоррупционной культуры у студентов"; реализуются междисциплинарные связи на основе вопросов превентивной деятельности.

Антикоррупционная культура студентов характеризуется неравномерностями; сопряжение междисциплинарных связей носит неустойчивый характер.

 

 

Мотивационный

Использование специальных психолого-педагогических и правовых методик; междисциплинарные связи предметов психолого-педагогического направления и спецдисциплин основаны на решении проблем формирования антикоррупционной культуры; овладение практикой превентивной деятельности осуществляется в процессе обучения в вузе; аспект готовности студентов к

превентивной деятельности находится на высоком уровне (руководство вуза уделяет специальное внимание).

В воспитательном процессе недостаточное внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов, наблюдается отсутствие тренингов; решения антикоррупционных ситуативных задач.

Отсутствует выделение педагогической подготовки  к  формированию антикоррупционной культуры и профилактической деятельности как особого вида подготовки; отсутствие сформированности устойчивой мотивации к антикоррупционной

деятельности.

С помощью данных критериев возможно определить уровень готовности субъектов педагогического процесса к предупреждению коррупционных ситуаций. В результате педагогической подготовки к предупреждению коррупционных ситуаций лицами молодежного возраста осуществляется становление антикоррупционной культуры у студентов, опираясь на повышение уровня развитости личности и социума [1, с.49-51]. Важно, чтобы сформировалась устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности. В этих целях целесообразно введение специального элективного курса «Формирование антикоррупционной культуры у студентов», учитывая, что в широком понимании культура - это определенный уровень развития и состояния социума, формы организации общества и приемов коммуникации. В содержание курса должны входить вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, об отрицательных последствиях коррупционных правонарушений, состояния социума и создания атмосферы неприятия коррупции.

Одна из функций культуры - это осуществление оптимальной формы жизнедеятельности в обществе. Поэтому потребность в антикоррупционной реализации профессиональной и социальной деятельности актуализируется.

Рецензенты:

Епихин А.Ю., д.ю.н., профессор, ЧОУ ВО «Академия социального образования», г. Казань;

Горбунов В.А., д.п.н., доцент, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.