Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ

Алексеева Ю.С. 1
1 ЧОУ ВО «Академия социального образования»
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития системы антикоррупционного образования в вузе. По мнению автора, основным вопросом в педагогическом процессе является необходимость формирования у студентов антикоррупционной культуры, а коррупцию рассматривать как одну из форм девиантного поведения личности. Решению этой проблемы поможет внедрение в педагогический процесс элективного курса «Формирование антикоррупционной культуры у студентов». В содержание курса должны входить вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, об отрицательных последствиях коррупционных правонарушений, состояния социума и создания атмосферы неприятия коррупции в обществе. В статье приведены критерии сформированности антикоррупционной культуры: целеполагательный, операциональный, мотивационный и когнитивный. Приведены уровни диагностики – оптимальный, допустимый и критический. Приведено определение антикоррупционной культуры. По мнению автора статьи, в педагогической подготовке студентов необходимо предусмотреть формирование превентивных навыков противодействия и неприятия коррупции.
уровни диагностики антикоррупционной культуры
мотивационный критерии
целеполагательный
операциональный
когнитивный
антикоррупционная культура
Педагогическая подготовка
1. Алексеева Ю.С., Алексеев С.Л. Проблематика понятия «Лицо молодежного возраста» в контексте преодоления личностью чрезвычайных ситуаций. // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования: материалы научно-практической конференции (18 декабря 2013 г.). – Казань: ЧОУ ВПО «Академия социального образования», 2013. – 156 с.
2. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI- XX вв. (криминологическое исследование): дисс. … канд. юрид. наук. – М.,2001; Волженкин Б.В. Коррупция. – СПб.,1998; Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. – М.,2000 и др.
3. Бикеев И.И. Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан: информационный бюллетень: вып. 2 / отв. ред. И.И. Бикеев. – Казань: Изд-во «Познание», 2012. – 162 с.
4. Кабанов П.А., Газимзянов Р.Р. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие: учебное пособие. – Набережные Челны: ИД «Стрежень», 2003. – 124 с.
5. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2013 году. – Казань: Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, 2014. – 126 с.
На фоне возрастающего числа разнообразных форм девиантного поведения  коррупция все более приобретает черты, угрожающие национальной безопасности государства [2]. На современном этапе деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно является источником формирования негативного поведения, стремления с помощью незаконной деятельности приобрести блага. В этой связи неприятие и предупреждение коррупции перестает быть уделом только специалистов-профессионалов и становится проблемой каждого человека.

Недопонимание значимости проблем предупреждения коррупции  ведет к тому, что с каждым годом возрастает социальная несправедливость, растет пренебрежение законностью, ухудшается экологическая ситуация и т.п. Многие из негативных явлений в обществе - следствие коррупции [3].

Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности студентов. В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума. Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе безусловности неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры [5].

Проведенный нами теоретический анализ показал, что на современный момент отсутствует понятие, как строгое научное определение, «антикоррупционная культура студентов». По нашему мнению, антикоррупционная культура включает совокупность опыта, знаний, навыков, способности к самоорганизации, связанные с антикоррупционной деятельностью. Интеграция понятий антикоррупционная культура (неприятие коррупции и культура) позволяет определить смыслы ценностей культуры: правовой, нравственной, социальной и экономической. Антикоррупционная культура находится на пересечении этих пространств. Формирование антикоррупционной культуры у студентов позволяет сформировать целостность мировоззрения личности студента.

Антикоррупционная культура - это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе. Также это социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности в социуме, становления и развития таких стереотипов поведения, при которых коррупция становится недопустимым явлением. С психолого-педагогической точки зрения - это интегральное качество личности, которое определяет готовность и направленность на развитие потребности в приобретении специальных научных правовых знаний, постоянного совершенствования умений, навыков реализации неприятия коррупции, формирования определенных компетенций.

Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией. Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры.

Конечно, государственные органы власти обращают пристальное внимание к формированию нетерпимости к коррупции в обществе, но в образовательных учреждениях, по нашему мнению, это носит стихийно-разрозненный характер, проявляющийся в проведении одноразовых мероприятий, в различных формах-чтений лекций, встреч с представителями правоохранительных органов, проведения собраний, флешмобов и конкурсов [4].

Для теоретического анализа продуктивно сочетание социально-ориентированного и ценностно-деятельностного подходов. Такой подход позволяет выявить компоненты содержания образования - когнитивный, который включает научные знания о коррупции и противодействия ей, мотивационный, который проявляется в профессиональной готовности, т.е. мотивации неприятия коррупции, и операциональный, определяющий сформированность компетенции и проявляющийся в поведении. Одновременно вышеперечисленные компоненты являются критериями сформированности антикоррупционной культуры, которые возможно применять при диагностике уровней антикоррупционной культуры (таблица).

Критерии диагностики антикоррупционной культуры студентов

Критерии

Уровни

Оптимальный

Допустимый

Критический

Показатели

Целеполагательный

Четкое представление о совокупности целей педагогической подготовки формирования антикоррупционной культуры; цели зафиксированы в образовательных программах и в официальных документах;

Отсутствует целостное и системное понимания целей; отдельные цели, функционируют разобщено; профессиональная мотивация к профилактической деятельности,

Цели отсутствуют, нет выделения специфики превентивной подготовки в учебном процессе; у студентов сформированы общие представления о методах и приемах предотвращения

 

педагогической подготовке студентов уделяется  системное внимание; содержание целей отражено в развитии профессиональной мотивации к неприятию коррупции; сформированы навыки предупреждения  коррупционных ситуаций; у студентов проявляется стремление к  саморазвитию.

недостаточно сформирована.

коррупционных ситуаций.

Операциональный

Высокий уровень и характер совместной деятельности преподавателей и студентов в процессе решения поставленных антикоррупционных ситуаций; степень реального владения компетенциями и их проявления в педагогическойподготовке студентов; оптимальный уровень сформированности.

Совместная деятельность преподавателей и студентов находится в ситуативном режиме, т.е. колеблется в ситуациях, требующих решения антикоррупционных профилактических задач.

Деятельностный аспект субъектов и объектов формален; отсутствует процесс формирования субъектности студентов к превентивной педагогической деятельности.

 

компетентности у студентов к превентивной деятельности в условиях будущей профессиональной деятельности.

 

 

Когнитивный

Соответствие содержания к заявленным целям; содержание подготовки включает теорию и практику подготовки; педагогическая подготовка к формированию.

Содержательный аспект подготовки студентов вузов соотносится с реалиями предстоящей профессиональной деятельности.

Знания сущности причин коррупции и превентивной

педагогики носит

пропедевтический

уровень.

 

целенаправленно исследуется в вузе; включает спецкурс "Формирование антикоррупционной культуры у студентов"; реализуются междисциплинарные связи на основе вопросов превентивной деятельности.

Антикоррупционная культура студентов характеризуется неравномерностями; сопряжение междисциплинарных связей носит неустойчивый характер.

 

 

Мотивационный

Использование специальных психолого-педагогических и правовых методик; междисциплинарные связи предметов психолого-педагогического направления и спецдисциплин основаны на решении проблем формирования антикоррупционной культуры; овладение практикой превентивной деятельности осуществляется в процессе обучения в вузе; аспект готовности студентов к

превентивной деятельности находится на высоком уровне (руководство вуза уделяет специальное внимание).

В воспитательном процессе недостаточное внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов, наблюдается отсутствие тренингов; решения антикоррупционных ситуативных задач.

Отсутствует выделение педагогической подготовки  к  формированию антикоррупционной культуры и профилактической деятельности как особого вида подготовки; отсутствие сформированности устойчивой мотивации к антикоррупционной

деятельности.

С помощью данных критериев возможно определить уровень готовности субъектов педагогического процесса к предупреждению коррупционных ситуаций. В результате педагогической подготовки к предупреждению коррупционных ситуаций лицами молодежного возраста осуществляется становление антикоррупционной культуры у студентов, опираясь на повышение уровня развитости личности и социума [1, с.49-51]. Важно, чтобы сформировалась устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности. В этих целях целесообразно введение специального элективного курса «Формирование антикоррупционной культуры у студентов», учитывая, что в широком понимании культура - это определенный уровень развития и состояния социума, формы организации общества и приемов коммуникации. В содержание курса должны входить вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, об отрицательных последствиях коррупционных правонарушений, состояния социума и создания атмосферы неприятия коррупции.

Одна из функций культуры - это осуществление оптимальной формы жизнедеятельности в обществе. Поэтому потребность в антикоррупционной реализации профессиональной и социальной деятельности актуализируется.

Рецензенты:

Епихин А.Ю., д.ю.н., профессор, ЧОУ ВО «Академия социального образования», г. Казань;

Горбунов В.А., д.п.н., доцент, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Алексеева Ю.С. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17989 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674