Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SELF-ATTITUDE IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT SEVERITY OF VISUAL IMPAIRMENT

Golikova A.A. 1 Kuchinskiy V.F. 2
1 Herzen State Pedagogical University of Russia
2 ITMO University
Trends in the society development exacerbate the problem of training and education of children with visual impairment. The new challenges are facing to special schools which are based on the successful formation of personality, characterized by social and professional mobility, social activity and independence. The article describes one possible way of psychological and pedagogical support of the educational institutions in the development of resources for children´s social adaptation, which is based on the study of self-attitude in adolescents with different severity of visual impairment. The self-attitude system of individuals with visual impairments that affect the formation of their communicative competence, professional and personal goals, contribute to their socialization was analyzed. Psycho-correction targets in work with adolescents with different severity of visual impairments (credibility among peers, self-confidence, health, self-esteem, a realistic level of aspiration in relation to their own abilities) were presented.
Self-attitude
socialization
adolescents with visual impairment.
Cоциальная успешность любого человека во многом зависит от его приспособленности к окружающей среде, от осознания им своих возможностей и умения активно их использовать. Однако органические расстройства зрительного анализатора провоцирует снижение фундаментального свойства отражательной действительности человека — его активности. Более того, в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в полной мере его основных психических потребностей развивается особое психическое состояние — депривация. Коррекционная педагогика его характеризует как состояние с ярко выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, с нарушением социальных контактов.

Нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы слепых и слабовидящих детей приводит к формированию у них различных вариантов психологической дезадаптации, значительно затрудняющей их социализацию. Интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной задачей современного общества [2; 4; 7; 8]. Увеличение числа детей со зрительной патологией, по данным Министерства здравоохранения [3], создает необходимость в создании психокоррекционных программ и тренингов, направленных на повышение эффективности социализации данной группы населения. Важным аспектом исследования этой проблемы является изучение особенностей системы самоотношения лиц с нарушениями зрения, так как данные характеристики влияют на формирование коммуникативной компетентности, постановку целей, в том числе профессиональных, что играет значимую роль в процессе социализации [5]. Самоотношение определяется авторами как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития [2]. 

Критическим периодом в формировании системы самоотношения является подростковый возраст [6]. Нарушения зрительных функций у подростков являются значимым фактором, влияющим на создание системы самоотношения. Зрительный дефект, по имеющимся данным, обуславливает нарушения в процессах идентификации и самоактуализации [9], что не может не сказываться на процессе социализации в целом. В связи с этим исследование особенностей самоотношения подростков с нарушениями зрения разной степени выраженности является актуальным.

В связи с актуальностью и неразработанностью данной проблемы была определена цель исследования: изучение самоотношения подростков с разной степенью выраженности  зрительных нарушений.

Объектом исследования стали подростки 13-15 лет с нарушениями зрения.

В качестве метода была выбрана методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, позволяющая охарактеризовать такие особенности самоотношения личности, как оценка здоровья, умственных способностей, характера, авторитета среди сверстников, умения делать что-либо своими руками, внешности, уверенности в себе. Использовались статистические методы обработки данных: сравнительный анализ критерием различия Манна-Уитни. 

Исследование проводилось на базе ГБСКОУ «Школа-интернат № 1 им. К.К. Грота». Выборку составили 90 подростков 13-15 лет с нарушениями зрения различной нозологии, которые были поделены на три группы: слабовидящие подростки (острота зрения от 0,05 до 0,2); частично слепые подростки (имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04); тотально слепые подростки с полным отсутствием зрительных ощущений, не имеющие опыта зрения (слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет). Все подростки проживают с родителями и не остаются в интернате.

Результаты исследования

Сравнительный анализ средних значений, полученных по методикам исследования, позволил выявить, что самоотношение подростков 13-15 лет имеет свои специфические особенности в зависимости от степени выраженности зрительной патологии.

При сравнении групп слепых и слабовидящих подростков было выявлено, что слабовидящие оценивают свой авторитет среди сверстников значимо выше (M=85), чем слепые подростки (M=29; p<0,001). При этом желаемый авторитет среди сверстников также выше у слабовидящих подростков (M=97), в отличие от слепых (M=74; p<0,001). Также было выявлено, что желаемый уровень уверенности в себе значимо выше у слабовидящих (M=99), чем у слепых подростков (M=86; p<0,001).  Согласно результатам исследования, самооценка слабовидящих подростков в целом выше (M=69), чем слепых (M=58; p<0,001).

 Полученные данные могут свидетельствовать о том, что слабовидящие оценивают свой авторитет среди сверстников, уверенность в себе и самооценку выше, чем слепые подростки, однако их уровень притязаний является завышенным к собственным возможностям.  Такие данные согласуются с информацией, встречающейся в литературе [9], в которой отмечается, что слабовидящие подростки завышенно оценивают свои умения, способности и недооценивают влияние зрительной патологии на различные аспекты жизни.

Сравнение групп слабовидящих и частично слепых подростков показало, что частично слепые подростки значимо ниже оценивают состояние своего здоровья (M=49), в отличие от слабовидящих подростков (M=83; p<0,001). Оценка своего авторитета частично слепыми и слабовидящими подростками также имеет достоверные отличия (M=49 и M=85 соответственно; p<0,001). В целом самооценка слабовидящих подростков значимо выше (M=69), чем у частично слепых (M=56; p<0,001).

Согласно полученным данным, частично слепые подростки достоверно ниже оценивают такие характеристики самоотношения, как состояние здоровья, авторитет среди сверстников и самооценку в целом. Это может быть объяснено тем, что условия обучения подростков с нарушениями зрения, когда слабовидящие и слепые подростки находятся в постоянном контакте, влияют на формирование данных характеристик. При выполнении командных заданий, участий в мероприятиях, а также при перемещениях в пространстве слабовидящие принимают более активное участие и помогают слепым сверстникам, сопровождают их, тем самым ставя их в пассивное положение, понижая их авторитетность среди других и самооценку в целом. При сравнении частично слепых и слепых подростков было выявлено значимое различие при оценке состояния здоровья, а также при оценке желаемого умения делать что-либо своими руками и желаемой внешности. Слепые подростки выше оценивают состояние своего здоровья (M=83), в отличие от частично слепых подростков (M=45; p<0,001). Уровень притязаний слепых подростков в умении делать что-либо своими руками значимо ниже (M=90), чем у частично слепых (M=45; p<0,001). Отметим то, что этот показатель является крайне высоким в обеих группах и свидетельствует о нереалистичности в оценке собственных возможностей. Уровень притязаний во внешности также ниже у слепых подростков (M=89) по сравнению с частично слепыми (M=96; p<0,001), что может объясняться меньшей значимостью данной сферы в связи с отсутствием зрительного опыта и невозможностью сравнить свою внешность с окружающими людьми.

Полученные данные могут свидетельствовать о том, что для слепых подростков менее значимыми являются такие характеристики, как внешность и умение делать что-либо своими руками. В качестве возможных объяснений назовем, во-первых, отсутствие зрительного опыта при восприятии окружающих людей, а во-вторых, отсутствие потребности при совершении необходимых действий руками (например, бытовые действия) в связи с доминирующим типом воспитания детей со зрительной патологией, таким как гиперопека. Также слепые подростки высоко оценивают состояние своего здоровья, в отличие от частично слепых подростков, что может объясняться наличием болевых ощущений у последних, а также осознаванием  ими несовершенства их зрительных возможностей.

Выводы

При проведении исследования были выявлены следующие особенности, касающиеся различных аспектов самоотношения подростков с нарушениями зрения различной выраженности:

- слабовидящие подростки оценивают свой авторитет среди сверстников, уверенность в себе и самооценку выше, чем слепые подростки, однако их уровень притязаний является завышенным к собственным возможностям;

- частично слепые подростки ниже оценивают такие характеристики самоотношения, как состояние здоровья, авторитет среди сверстников и самооценка в целом, в отличие от слабовидящих подростков;

- слепые подростки высоко оценивают состояние своего здоровья, их уровень притязаний во внешности и умении делать что-либо своими руками ниже, чем в других группах подростков.

Таким образом, психокоррекционными мишенями при работе с подростками с нарушениями зрения различной степени выраженности является не только повышение таких характеристик, как авторитет среди сверстников, уверенность в себе, оценка здоровья и самооценка в целом, но и формирование реалистичного уровня притязаний в связи с собственными возможностями.

 

Рецензенты:

Горьковая И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Машков В.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики факультета социально-культурных технологий, Санкт-Петербургский институт культуры, г. Санкт-Петербург.