Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENERALIZED INDICATIVE BASIS OF BALL TRANSFERS IN FOOTBALL

Drandrov G.L. 1 Pleshakov A.A. 2 Konovalov I.E. 3
1 The Chuvash I.Yakovlev State Pedagogical University
2 Moscow State Technical University
3 Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism
One of the promising areas for improving the effectiveness of training young football players in passing the ball is the formation of their indicative basis. Therefore, the purpose of our work is to determine the content of the generalized indicative basis of ball transfers in football. The article highlights and characterizes the features of the indicative basis as a group game action, reveals its content as a set of knowledge and ideas about: goals, objectives and content of the ball transfer; general rules of execution, essential signs of the game situation; types of game situations allocated taking into account these features; types of transmission, allocated taking into account game situations and the tasks of their transformation. The generalized indicative basis of the ball transfer created by us is presented in the form of a triangle and includes as the main reference points of the game situation the location of defenders in triangles, the vertices of which are the positions of attacking players and free zones, which determines the choice of the task of its transformation (creating a numerical advantage, its implementation, changing the direction of attack, moving the ball closer to the opponent's goal, controlling the ball) and the type of transfer to solve it. The selection in a particular game situation of a generalized image of a triangle reflecting the significant connections between its elements allows both attacking players to recognize it, determine the task of its transformation, choose the type of transfer to solve it and perform it through the coordinated implementation of individual game actions.Ключевые слова: юные футболисты, игровая ситуация, передача мяча, групповые игровые действия, обобщенная ориентировочная основа.
young football players
game situation
ball transfer
group game actions
generalized indicative basis

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одной из стратегических задач общества и государства в области физической культуры и спорта определено успешное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях [1]. Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2030 года ориентирована на внимание к успехам сборных команд всех уровней, основу которых составляют высококлассные титульные игроки [2].

Воспитание и поддержка таких игроков начинаются с детского и юношеского возраста. Поэтому к основным приоритетам при выборе стратегических направлений развития футбола до 2030 года отнесено опережающее развитие детско-юношеского и массового футбола [3].

Для соревновательной деятельности в современном футболе характерны тенденции к возрастанию скорости ведения игры, повышению сложности групповых и командных игровых действий. Разнообразие и динамичность игровых ситуаций в сочетании с недостаточностью информации для принятия игровых решений, пространственно-временные ограничения условий выполнения игровых действий создают трудности их восприятия и распознавания при согласовании индивидуальных действий в процессе решения групповых игровых задач [4].

Эффективность регуляции игровой деятельности зависит от полноты и точности ее ориентировочной основы [5-6]. Поэтому одним из перспективных направлений повышения эффективности процесса обучения групповым действиям является смещение акцентов с отработки исполнительной части на формирование их ориентировочной основы [7-8]. Наряду с этим на сегодняшний день содержание обобщенной ориентировочной основы передач мяча в футболе остается недостаточно исследованным.

Цель исследования - определение содержания обобщенной ориентировочной основы различных видов передачи мяча.

Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования мы опирались на концептуальные положения психологической теории деятельности, знания теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, теории содержательного обобщения в обучении, теоретические и методические основы обучения технико-тактическим действиям в спортивных играх. Основными методами исследования выступали реферативный обзор литературных источников по исследуемой проблеме, изучение существующей практики обучения юных футболистов групповым игровым действиям, а также собственный многолетний опыт тренерской работы в области футбола.

Результаты исследования и их обсуждение. Основным способом взаимодействия игроков в нападении является передача мяча. Она рассматривается нами как групповое игровое действие с участием двух игроков, обеспечивающее перемещение мяча в направлении партнера любым дозволенным правилами игры способом [3].

Ориентировочная основа передачи мяча обладает рядом особенностей, таких как:

1) существование в индивидуальном сознании каждого из членов группы. Два взаимодействующих игрока могут видеть и понимать одну и ту же игровую ситуацию по-разному на уровне распознавания, задач их преобразования и способов их решения. Недостаточность взаимопонимания приводит к определенной рассогласованности индивидуальных игровых действий и к снижению эффективности передачи как группового игрового действия;

2) функционирование в единстве с выполнением индивидуального игрового действия (перемещением мяча или открыванием);

3) высокая изменчивость отражаемой ею игровой ситуации, обусловленной перемещениями игроков и мяча. Изменчивость ситуации проявляется на: количественном уровне - уровне передвижений игроков и перемещения мяча, существенно не изменяющих ситуацию; качественном уровне - переходе от ситуации одного вида к качественно другой ситуации, осуществляемом благодаря количественным изменениям в содержании игровой ситуации;

4) существенное воздействие на ее содержание внешнего, неконтролируемого фактора в виде противодействия соперников реализуемому способу решения игровой задачи.

Мы считаем, что ориентировочная основа передач мяча включает в свое содержание знания о видах игровых ситуаций, качественно различающихся видах передачи, выделяемых с учетом игровых ситуаций и задач их преобразования. Целью передачи является изменение игровой ситуации в направлении, необходимом для успешности соревновательной деятельности команды. Цель передачи конкретизируется в ее задачах, определяемых в зависимости от игровой ситуации. Нами выделяются пять задач, решаемых с применением передачи: 1) контроль мяча; 2) перемещение мяча из одной линии в другую вглубь обороны соперника; 3) создание численного преимущества; 4) реализация численного преимущества; 5) перевод мяча. Эти задачи обусловливают функциональное значение передач в достижении общей цели игры, их место в содержании игрового процесса. Передача включает в свое содержание в качестве обязательных элементов два индивидуальных игровых действия: открывание игрока без мяча с приемом мяча и перемещение мяча в направлении партнера. Цель и задачи обусловливают качественное своеобразие индивидуальных игровых действий и последовательность их выполнения в содержании передачи.

Передача как любое материальное явление характеризуется пространственными, энергетическими, временными и информационными характеристиками. К пространственным характеристикам относятся длина, направление и точность перемещения мяча и открывающегося игрока, к энергетическим – сила удара по мячу, обусловливающая скорость перемещения мяча, и величина мышечных усилий, обусловливающая скорость открывания, к временным – согласованность во времени индивидуальных игровых действий партнеров (своевременность), к информационным – скрытность (минимальная информативность) этих действий.

С учетом этого нами выделены общие правила выполнения передачи [3].

«Правило широкой точки». Чем больше удалены друг от друга игроки при передаче мяча, тем существеннее меняется игровая ситуация, тем труднее защитникам организовать контроль свободных зон и взаимостраховку. Поэтому игрок без мяча должен располагаться дальше от игрока, владеющего мячом, а игрок, владеющий мячом, должен выбирать из возможных партнеров того игрока, кто дальше расположен (по глубине и ширине поля).

«Пас открытому игроку» предполагает, что открывающийся игрок должен выбирать позицию, в которой направление передачи мяча не перекрывается защитником; с другой - игрок, владеющий мячом, передает мяч игроку, адресуя его в неконтролируемую защитником зону.

«Скорость». Скорость движения мяча должна быть удобной для его приема и исключать возможность его перехвата соперником. Скорость перемещения открывающегося игрока должна обеспечивать опережение защитника при движении к мячу.

«Своевременность». Игровая ситуация динамично изменяется, поэтому передача должна быть своевременной. Это означает согласованность во времени индивидуальных игровых действий: перемещения мяча и открывания для приема мяча.

«Ситуативное лидерство». Ситуативным лидером при выполнении передачи выступают игроки без мяча.

«Скрытность». Выбору позиции и передаче мяча предшествует ложные движения (финты), чтобы затруднить возможность предугадывания защитниками момента и направления перемещения мяча и игроков и снизить тем самым риск перехвата мяча.

Следующим шагом нашего исследования является определение существенных критериев игровых ситуаций, обусловливающих качественное своеобразие частных задач их преобразования и различных видов передачи.

В игровой ситуации 2х2 в качестве первого критерия нами принято направление передачи. Под направлениями передачи нами понимаются векторы, соединяющие позицию игрока, владеющего мячом, с центрами трех свободных зон: за спиной у каждого защитника и между защитниками, и позицию другого нападающего игрока. Таким образом, для игрока, владеющего с мячом, существует четыре возможных направления передачи (рис. 1).

 

Рис. 1. Направления передачи и открывания в игровой ситуации 2х2

В качестве второго критерия выделяются четыре возможных направления открывания второго игрока: в те же зоны, в которые направлены передачи мяча. Третьим критерием является характер прессинга: активный и зонный. Четвертым критерием выступают позиции защитников по отношению к направлениям перемещения атакующих игроков и мяча. С учетом этих критериев нами выделяются три треугольника. Общими вершинами всех треугольников выступают позиции двух атакующих игроков (рис. 1). Различаются эти треугольники третьей вершиной: в первом треугольнике этой вершиной является зона за спиной защитника, опекающего игрока, владеющего мячом, во втором случае этой вершиной является зона за спиной защитника, опекающего игрока, не владеющего мячом, в третьем случае - зона между двумя защитниками. В зависимости от расположения защитников в этих треугольниках выделяются шесть качественно различающихся видов игровых ситуаций, определены задачи их преобразования и применяемые для решения этих задач виды передач.

1. Ситуация для «передачи вразрез». Ориентирами для распознавания данной игровой ситуации являются: 1) активный прессинг защитников; 2) расположение защитника, действующего против игрока, владеющего мячом - за пределами треугольника; защитника, опекающего игрока, открывающегося в свободную зону - внутри треугольника (рис. 2). В данной ситуации решается задача создания численного преимущества через передачу в свободную зону за спину чужому защитнику (передача вразрез).

 

Рис. 2. Передача «вразрез» за спину чужому защитнику

2. Ситуация для «вертикальной передачи» возникает, когда оба защитника применяют активный прессинг; защитник, действующий против игрока, владеющего мячом, занимает позицию внутри треугольника, препятствуя выполнению передачи вразрез, а другой защитник - за пределами треугольника, напротив опекаемого игрока, чтобы закрыть направление открывания под передачу вразрез (рис. 3).

Рис. 3. Вертикальная передача за спину своему защитнику

В данной игровой ситуации для решения задачи создания численного преимущества применяется передача в свободную зону за спину своему защитнику (вертикальная передача).

3. Ситуация для диагональной передачи возникает, когда оба защитника применяют активный прессинг: защитник, действующий против игрока, владеющего мячом, закрывает направление передачи себе за спину, а другой защитник закрывает направление открывания в зону за своей спиной, чтобы не допустить приема мяча после передачи вразрез. При этом оба защитника находятся за пределами треугольника, вершинами которого являются позиции обоих нападающих и свободная зона между двумя защитниками. В этой ситуации применяется «диагональная передача» в свободную зону между защитниками (рис. 4).

Рис. 4. Диагональная передача в зону между защитниками

4. Ситуация для передачи в ноги возникает, когда защитник, действующий против игрока, владеющего мячом, использует активный прессинг и закрывает направление передачи в свободную зону за своей спиной, другой защитник, применяя зонный прессинг, располагается в зоне между двумя нападающими, закрывая направление передачи вразрез и направление открывания под вертикальную передачу. Эта позиция именуется диагональной страховкой. В данной игровой ситуации передача на ход становится невозможной. Поэтому передача выполняется своему партнеру под дальнюю ногу от опекающего его защитника ногу (рис. 5). Передача в ноги не создает ситуации численного преимущества и выполняется для контроля мяча, в процессе которого создаются ситуации, в которых становится возможным создание ситуации численного преимущества.

Рис. 5. Ситуация для передачи в ноги

5. Ситуация для изменения направления атаки с переводом мяча является вариантом предыдущей ситуации, отличаясь более широким расположением атакующих игроков. Защитник, действующий против игрока, не владеющего мячом, осуществляет диагональную страховку партнера в позиции ближе к центру, но не может, из-за широкого расположения атакующих игроков, контролировать зону перед опекаемым им игроком (рис. 6).

Рис. 6. Ситуация для изменения направления атаки с переводом мяча

В данной игровой ситуации применяется передача с переводом мяча в зону ближе к флангу, в которой игрок, приняв мяч в движении, может свободно перемещаться вглубь обороны соперника, не встречая противодействия со стороны опекающего его защитника.

В качестве ориентира, позволяющего различать приведенные выше игровые ситуации, задачи их преобразования и применяемые для их решения виды передач, выступает «правило треугольника». Вершинами треугольника выступают позиции атакующих игроков до передачи и точка, в которой игрок принимает переданный ему мяч. В первой ситуации, предполагающей применение передачи вразрез, внутри треугольника оказывается защитник, действующий против открывающегося игрока, во второй ситуации, предполагающей применение вертикальной передачи за спину - защитник, действующий против игрока, передающего мяч. В третьей ситуации, предполагающей применение диагональной передачи, зрительным ориентиром для распознавания игровых ситуаций такого вида является треугольник, вершинами которого являются позиции обоих атакующих игроков до передачи и точка приема мяча после диагональной передачи. Оба защитника находятся за пределами треугольника: один со стороны направления перемещения игрока, другой - со стороны передачи мяча. В четвертой ситуации оба защитника находятся за линией, совпадающей с траекторией движения мяча.

В приведенных выше типовых игровых ситуациях численное преимущество создается с применением передачи вразрез, вертикальной передачи, диагональной передачи и передачи с переводом. Эти виды передач относятся нами к группе передач на ход. При их выполнении создается ситуация численного преимущества, которую отличают три существенных признака: 1) игрок принимает мяч в движении; 2) в направлении ворот команды соперника; 3) имеет перед собой свободное пространство для продвижения с мячом вперед. Наряду с передачами на ход выделяются передачи в ноги. Они применяются для контроля мяча.

Приведенные выше игровые ситуации и соответствующие им виды передач встречаются при двух возможных расположениях атакующих игроков: а) нападающие находятся на одной игровой линии; б) нападающие являются игроками двух линий: средней линии и линии атаки; линии обороны и средней линии. При этом игрок, владеющий мячом, располагается: 1) на линии ближе к своим воротам; 2) на линии ближе к чужим воротам.

Возникающие при таком расположении атакующих игроков игровые ситуации и применяемые виды передач (вразрез, вертикальные, диагональные, в ноги и с переводом) можно также систематизировать с ориентацией на правило треугольника. Обязательным условием реализации правила треугольника является диагональное расположение атакующих игроков.

Заключение. Созданная нами обобщенная ориентировочная основа передачи мяча, представлена в образе треугольника и включает в качестве основных опорных точек игровой ситуации расположение защитников в треугольниках, вершинами которых выступают позиции атакующих игроков и свободные зоны, обусловливающее выбор задачи ее преобразования (создание численного преимущества, его реализация, изменение направления атаки, перемещение мяча ближе к воротам соперника, контроль мяча) и вида передачи для ее решения. Выделение в конкретной игровой ситуации обобщенного образа треугольника, отражающего существенные связи между ее элементами, позволяет обоим атакующим игрокам распознать ее, определить задачу ее преобразования, выбрать вид передачи для ее решения и выполнить ее через согласованное выполнение индивидуальных игровых действий.