При разработке тренажных и обучающих комплексов одной из актуальных задач является количественная оценка оператором устойчивости и управляемости объектом по данным функционирования целостной человеко-машинной (эргатической) системы. Напомним, устойчивость рассматривается, как способность объекта без вмешательства оператора сохранять заданный режим функционирования; а управляемость - должным образом реагировать на отклонение органов управления (для авиационной эргатической системы - рулей высоты, поворота и элеронов). Очевидна связь между равновесием, устойчивостью и управляемостью. Так, в общем случае движение самолета является весьма сложным, поэтому для простоты и удобства анализа на начальном этапе осуществляют декомпозицию (разложение) [2,4] на простейшие виды: продольное и боковое. Ограничимся количественной оценкой указанных характеристик объекта, исходя из параметров продольного движения.
Воспользуемся известными уравнениями [1] движения объекта с системой управления для короткопериодической составляющей:
 
 
 
 
![]()
 
 
где
 
 
Во всех уравнениях, кроме последнего, искомые функции рассматриваются в точке t:
 
Для симметрии введем:
 
 
 ![]()
 
 
(
 - равенство по определению). 
Система приведется к виду:
 
 
 
 
 
 
где:
 
 
Принято:
 
 
В линейной зоне (
) будем иметь: 
 
 
 
 
 
Подставив
; 
 
окончательно получим систему уравнений короткопериодического движения в виде:
 
 
                                  (1) 
 
 
 
Для некоторых используемых структурных схем САУ 
 можно заменить на 
 что существенно облегчает исследование вопросов динамики. В этом случае уравнения динамики имеют вид: 
 
 
 
 
  
В простейшем случае короткопериодическая составляющая продольного движения описывается системой:
 
      (2) 
 
Для оценки динамических характеристик объекта в [3, 6] предлагается функционал:
,(3) 
- корни характеристического полинома. Для системы второго порядка функционал представится в виде 
,(4) 
, ![]()
 - след матрицы 
 
 - detA. 
Выбор весовых коэффициентов нетривиален (связан с определением по данным нормального функционирования корреляционной зависимости между 
 и 
, 
). 
Воспользуемся предложенным функционалом для оценки динамических характеристик объекта с САУ (частный случай (1)):
                                      (5) 
 
 
 
 - координаты САУ; 
 - входные воздействия; 
 - коэффициенты усиления. 
Упростим (5), введя новые переменные
 
 
и рассматривая 
 как входной сигнал системы. Получим: 
 
 
 
                                                                                               (6) 
![]()
![]()
, 
, 
. 
Из 1 и 4-го уравнения следует
, 
 
Из малости времени регулирования t - t0 значений 
 следует слабая зависимость 
 и 
 от 
 (зависимость от 
 отсутствует!). Поэтому 
 и 
 можно рассматривать как входные воздействия системы с матрицей 
 
. 
Зависимость от параметров САУ определится по формулам перехода от 
 к 
, в частности, 
 
 
С учетом
 
влияние САУ на динамические характеристики системы можно оценить по смещению точки (
,
) относительно (
 , 
) на плоскости 
. 
Множество объектов отнесем к 
-му классу в выбранной N-балльной шкале, если удовлетворяется условие 
. 
Границы областей 
 для объектов 
-го класса определятся значениями 
, которые представляются в виде двух однозначных ветвей кривой 
 
(
;
) функции 
 а именно: 
. 
В частности, класс 
=3,5 определяется по указанным формулам при 
 
, классу 
=6,5 соответствует значение 
 (рисунок). 
 
К классификации объектов на плоскости 
. 
Таким образом, свойства системы (6) полностью определяются матрицей 
; а оценку объекта для системы (5) можно производить по оценкам для системы (2). Приведенный подход неоднократно использовался при настройке параметров реальных систем [5,7,8]. 
Рецензенты:
Родионов Ю.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта» декан автомобильно-дорожного института ПГУАС, г. Пенза;
Кошев А.Н., д.х.н., профессор, профессор кафедры «Информационно-вычислительные системы» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Гарькина И.А., Данилов А.М., Сухов Я.И. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА ПО УПРАВЛЯЕМОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17556 (дата обращения: 04.11.2025).



