Целью данного исследования является изучение межличностных особенностей иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика».
Были поставлены следующие задачи:
1. Провести сравнительный анализ данных мониторинга иностранных и российских студентов первого курса, обучающихся по специальности «лингвистика»;
2. Выявить взаимосвязь между показателями, характеризующими личностные особенности иностранных и российских студентов с помощью корреляционного анализа и сделать выводы об их особенностях.
На предварительном этапе были протестированы иностранные и российские студенты первого курса, обучающиеся по специальности «лингвистика» в Томском политехническом университете. В тестировании принимали участие 64 студента.
Для исследования экспертами были выбраны методики: «Уровень субъективного контроля», «Стиль мышления», «Склонность к виктимному поведению».
Методика «Уровень субъективного контроля» представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями. Возможны два полярных типа локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус) [6].
Оценка уровня субъективного контроля проводилась по следующим шкалам:
· Ио-шкала общей интернальности.
· Ид-шкала интернальности в области достижений.
· Ин-шкала интернальности в области неудач.
· Ис-шкала интернальности в семейных отношениях.
· Ип-шкала интернальности в области производственных отношений.
· Им-шкала интернальности в области межличностных отношений.
· Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Оценка по методике «Склонность к виктимному поведению» проводилась по шкалам:
· р.в – шкала реализованной виктимности.
· а – шкала склонности к агрессивному виктимному поведению.
· с – шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
· г – шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению.
· з – шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению.
· н – шкала склонности к некритичному поведению.
На первом этапе по результатам тестирования было выявлено, какой % иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика», проявляет интернальный и экстернальный тип по шкалам методики оценки субьективного контроля.
Результаты анализа данных тестирования иностранных студентов-лингвистов из Вьетнама говорят о том, что им свойственен экстернальный тип субъективного контроля (таблица 1).
Таблица 1
Студенты-лингвисты из Вьетнама (методика УСК)
| 
			 Уровень субъективного контроля  | 
			
			 УСК  | 
		||||||
| 
			 Ио  | 
			
			 Ид  | 
			
			 Ин  | 
			
			 Ис  | 
			
			 Ип  | 
			
			 Им  | 
			
			 Из  | 
		|
| 
			 интернальный(7-9)  | 
			
			 7,14%  | 
			
			 21,43%  | 
			
			 0,00%  | 
			
			 21,43%  | 
			
			 7,14%  | 
			
			 7,14%  | 
			
			 21,43%  | 
		
| 
			 Промежут. вар. (5-6)  | 
			
			 21,43%  | 
			
			 28,57%  | 
			
			 0,21%  | 
			
			 35,71%  | 
			
			 21,43%  | 
			
			 35,71%  | 
			
			 14,29%  | 
		
| 
			 экстернальный (1-4)  | 
			
			 71,43%  | 
			
			 50,00%  | 
			
			 78,57%  | 
			
			 42,86%  | 
			
			 71,43%  | 
			
			 57,14%  | 
			
			 64,29%  | 
		
Скорее всего, на уровень субъективного контроля влияют культурные традиции этой страны. Вьетнамцы очень уважают своих родителей, а соответсвенно подчиняются им, следовательно, чаще всего и перекладывают ответсвенность на них. Также вьетнамцам свойственно чинопочитание и глубокое уважение к людям с высоким социальным статусом. Вьетнамские студенты прилежны в учебе, слушаются и уважают преподавателей, но часто не склонны принимать самостоятельные решения.
Если рассмотреть показатели каждой из шкал, мы видим, что примерно 70 % студентов проявляют экстернальный тип по шкалам: Ио-Шкала общей интернальности, Ин-шкала интернальности в области неудач, Ип-шкала интернальности в области производственных отношений, Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Данные студенты перекладывают вину за неудачи на судьбу и других людей в вопросах, касающихся здоровья, удачи и производственных успехов.
Результаты анализа данных тестирования российских студентов-лингвистов говорят о том, что им больше свойственен интернальный тип субъективного контроля (таблица 2). Около 50 % российских студентов проявили высокие показатели экстернальности по шкалам: Ин-шкала интернальности в области неудач; Ип-шкала интернальности в области производственных отношений; Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Таблица 2
Студенты-лингвисты из России (методика УСК)
| 
			 Уровень субъективного контроля  | 
			
			 УСК  | 
		||||||
| 
			 Ио  | 
			
			 Ид  | 
			
			 Ин  | 
			
			 Ис  | 
			
			 Ип  | 
			
			 Им  | 
			
			 Из  | 
		|
| 
			 интернальный (7-9)  | 
			
			 25,71%  | 
			
			 37,14%  | 
			
			 22,86%  | 
			
			 45,71%  | 
			
			 14,29%  | 
			
			 25,71%  | 
			
			 28,57%  | 
		
| 
			 Промежут. вар. (5-6)  | 
			
			 37,14%  | 
			
			 45,71%  | 
			
			 22,86%  | 
			
			 42,86%  | 
			
			 34,29%  | 
			
			 33,43%  | 
			
			 20,29%  | 
		
| 
			 экстернальный (1-4)  | 
			
			 37,14%  | 
			
			 17,14%  | 
			
			 54,29%  | 
			
			 11,43%  | 
			
			 51,43%  | 
			
			 40,86%  | 
			
			 48,29%  | 
		
Анализ результатов тестирования по методике оценки стиля мышления показал, что иностранным студентам-лингвистам свойственен аналитический стиль мышления (36 %) и чуть в меньшей степени идеалистический стиль (29 %) (рис. 1).
Рис 1. Диаграмма распределения по типу мышления
иностранных студентов-лингвистов
Аналитический стиль мышления отличает логическая, методическая, тщательная, детальная и осторожная манера решения проблем; на основе подробного плана, всесторонней информации они находят наилучшие пути ее решения. Подход аналитика базируется на подробном, увязанном во всех деталях плане и на поиске поддающегося рациональному обоснованию наилучшего пути.
Идеалистический стиль характеризуется широким взглядом на жизнь, глобальными оценками без детального анализа проблем и опоры на формальную логику, ее законы. Они не расположены концентрироваться на точных цифрах и фактах, но они имеют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям человека.
Российским студентам, обучающимся по специальности «лингвистика», больше свойственен реалистичекий стиль мышления (45 %) (рис. 2).
Рис. 2. Диаграмма распределения по типу мышления российских студентов-лингвистов
Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на управление и коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Реалисты испытывают потребность контролировать ресурсы, людей, их результаты деятельности.
Анализ результатов методики «Склонность к виктимному поведению» показал, что у студентов из Вьетнама высокий процент проявления виктимности по исследуемым шкалам.
Таблица 3
Студенты-лингвисты из Вьетнама (методика «Склонность к виктимному поведению»)
| 
			 
  | 
			
			 Склонность к виктимному поведению  | 
		|||||
| 
			 р.в.  | 
			
			 а  | 
			
			 с  | 
			
			 г  | 
			
			 з  | 
			
			 н  | 
		|
| 
			 Выше нормы (8-10 стен)  | 
			
			 42,86%  | 
			
			 71,43%  | 
			
			 85,71%  | 
			
			 35,71%  | 
			
			 71,43%  | 
			
			 85,71%  | 
		
| 
			 Норма  | 
			
			 57,14%  | 
			
			 28,57%  | 
			
			 14,29%  | 
			
			 64,29%  | 
			
			 28,57%  | 
			
			 14,29%  | 
		
| 
			 Ниже нормы (1-3 стен)  | 
			
			 0,00%  | 
			
			 0,00%  | 
			
			 0,00%  | 
			
			 0,00%  | 
			
			 0,00%  | 
			
			 0,00%  | 
		
Таблица 4
Студенты-лингвисты из России (методика «Склонность к виктимному поведению»)
| 
			 
  | 
			
			 Склонность к виктимному поведению  | 
		|||||
| 
			 р.в.  | 
			
			 а  | 
			
			 с  | 
			
			 г  | 
			
			 з  | 
			
			 н  | 
		|
| 
			 Выше нормы (8-10 стен)  | 
			
			 17,14%  | 
			
			 68,57%  | 
			
			 65,71%  | 
			
			 8,57%  | 
			
			 17,14%  | 
			
			 57,14%  | 
		
| 
			 Норма  | 
			
			 65,71%  | 
			
			 31,43%  | 
			
			 31,43%  | 
			
			 77,14%  | 
			
			 74,29%  | 
			
			 42,86%  | 
		
| 
			 Ниже нормы (1-3 стен)  | 
			
			 17,14%  | 
			
			 0,00%  | 
			
			 2,86%  | 
			
			 14,29%  | 
			
			 8,57%  | 
			
			 0,00%  | 
		
Высокий процент проявления виктимности по показателю «а» и «с» проявляется в обеих группах. Возможно, это связано с возрастом студентов, так как они молоды и в этом возрасте самоутверждаюся, поэтому могут быть агрессивны и не всегда способны контролировать проявление своих эмоций.
Показатель «г» в норме у обеих групп, что говорит о достаточной терпимости и нормальной самооценке данных студентов. Высокий показатель «н», говорящий о неумении правильно оценивать жизненные ситуации, проявляется у 85,71 % иностранных и 57,14 % российских студентов.
Высокий показатель «з» у 71,43 % студентов из Вьетнама говорит о том, что данные студенты склонны к зависимому и беспомощному поведению, что также подтверждается результатами тестирования по методике «Уровень субьективного контроля», говорящем о экстернальном типе поведения данных студентов. Высокий процент проявления виктимности по исследуемым шкалам у Вьетнамских студентов, возможно, говорит о скрытой агрессии или стрессе, который они испытывают в данной ситуации, несмотря на внешнюю доброжелательность.
Для оценки взаимосвязи личностных особенностей студентов, оцененные по методикам «Уровень субъективного контроля», «Склонность к виктимному поведению», был использован коэффициент корреляции Спирмена [3].
Таблица 5
Корреляционная матрица (иностранные студенты)
| 
			 
  | 
			
			 Ио  | 
			
			 Ид  | 
			
			 Ин  | 
			
			 Ис  | 
			
			 Ип  | 
			
			 Им  | 
			
			 Из  | 
			
			 Р.в.  | 
			
			 а  | 
			
			 с  | 
			
			 г  | 
			
			 з  | 
			
			 н  | 
		
| 
			 Ио  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,80  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,74  | 
			
			 0,75  | 
			
			 0,63  | 
			
			 0,76  | 
			
			 -0,28  | 
			
			 -0,39  | 
			
			 -0,54  | 
			
			 -0,03  | 
			
			 -0,19  | 
			
			 -0,59  | 
		
| 
			 Ид  | 
			
			 0,80  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,07  | 
			
			 0,49  | 
			
			 0,88  | 
			
			 0,72  | 
			
			 0,57  | 
			
			 -0,07  | 
			
			 -0,42  | 
			
			 -0,47  | 
			
			 0,07  | 
			
			 -0,18  | 
			
			 -0,43  | 
		
| 
			 Ин  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,07  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,32  | 
			
			 0,08  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 0,12  | 
			
			 -0,29  | 
			
			 0,10  | 
			
			 0,02  | 
		
| 
			 Ис  | 
			
			 0,74  | 
			
			 0,49  | 
			
			 0,23  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,47  | 
			
			 0,25  | 
			
			 0,45  | 
			
			 -0,08  | 
			
			 -0,23  | 
			
			 -0,28  | 
			
			 -0,10  | 
			
			 -0,19  | 
			
			 -0,45  | 
		
| 
			 Ип  | 
			
			 0,75  | 
			
			 0,88  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,47  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,63  | 
			
			 0,57  | 
			
			 0,11  | 
			
			 -0,22  | 
			
			 -0,30  | 
			
			 -0,10  | 
			
			 -0,03  | 
			
			 -0,26  | 
		
| 
			 Им  | 
			
			 0,63  | 
			
			 0,72  | 
			
			 0,32  | 
			
			 0,25  | 
			
			 0,63  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,59  | 
			
			 -0,32  | 
			
			 -0,48  | 
			
			 -0,56  | 
			
			 0,30  | 
			
			 -0,05  | 
			
			 -0,53  | 
		
| 
			 Из  | 
			
			 0,76  | 
			
			 0,57  | 
			
			 0,08  | 
			
			 0,45  | 
			
			 0,57  | 
			
			 0,59  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,03  | 
			
			 -0,04  | 
			
			 -0,39  | 
			
			 -0,03  | 
			
			 0,19  | 
			
			 -0,38  | 
		
| 
			 Р.в.  | 
			
			 -0,28  | 
			
			 -0,07  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 -0,08  | 
			
			 0,11  | 
			
			 -0,32  | 
			
			 0,03  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,77  | 
			
			 0,62  | 
			
			 -0,33  | 
			
			 0,45  | 
			
			 0,67  | 
		
| 
			 а  | 
			
			 -0,39  | 
			
			 -0,42  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 -0,23  | 
			
			 -0,22  | 
			
			 -0,48  | 
			
			 -0,04  | 
			
			 0,77  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,69  | 
			
			 -0,12  | 
			
			 0,35  | 
			
			 0,75  | 
		
| 
			 с  | 
			
			 -0,54  | 
			
			 -0,47  | 
			
			 0,12  | 
			
			 -0,28  | 
			
			 -0,30  | 
			
			 -0,56  | 
			
			 -0,39  | 
			
			 0,62  | 
			
			 0,69  | 
			
			 1,00  | 
			
			 -0,51  | 
			
			 0,24  | 
			
			 0,73  | 
		
| 
			 г  | 
			
			 -0,03  | 
			
			 0,07  | 
			
			 -0,29  | 
			
			 -0,10  | 
			
			 -0,10  | 
			
			 0,30  | 
			
			 -0,03  | 
			
			 -0,33  | 
			
			 -0,12  | 
			
			 -0,51  | 
			
			 1,00  | 
			
			 -0,02  | 
			
			 -0,37  | 
		
| 
			 з  | 
			
			 -0,19  | 
			
			 -0,18  | 
			
			 0,10  | 
			
			 -0,19  | 
			
			 -0,03  | 
			
			 -0,05  | 
			
			 0,19  | 
			
			 0,45  | 
			
			 0,35  | 
			
			 0,24  | 
			
			 -0,02  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,00  | 
		
| 
			 н  | 
			
			 -0,59  | 
			
			 -0,43  | 
			
			 0,02  | 
			
			 -0,45  | 
			
			 -0,26  | 
			
			 -0,53  | 
			
			 -0,38  | 
			
			 0,67  | 
			
			 0,75  | 
			
			 0,73  | 
			
			 -0,37  | 
			
			 0,00  | 
			
			 1,00  | 
		
Как видно из табл.5, у иностранных студентов прослеживается прямая связь между показателями тестирования, такими как «Ио» и «Ид», «Ис», «Ип», «Им», «Из»; «Ид» и «Ип», «Им», «Из»; «Ип» и «Ио», «Ид», «Им», «Из»; «Им» и «Ио», «Ид», «Ип», «Из»; «Из» и «Ио», «Ид», «Ип», «Им», «Из».
Прослеживается обратная связь между показателем «Ио» и «Им» с показателями «с», «н». Чем больше иностранные студенты несут ответственность за отношения с людьми, чем больше другие люди их уважают и симпатизируют им, тем меньше они склонны к провоцирующему виктивному поведению, сознательно подстрекающему и провоцирующему других.
У российских студентов, как видно из табл. 6, в группе показателей по методике «Уровень субъективного контроля» видна взаимосвязь между показателями «Ио» и «Ид», «Ин», «Ис», «Ип», «Им», «Из». У российских студентов присутствует обратная связь между показателем «Им – интернальность в области межличностных отношений» и «з – склонность к зависимому и беспомощному поведению». Можно сделать вывод, что у данных студентов, чем больше ответственности в межличностных отношениях, тем меньше беспомощность и зависимость от других людей и событий.
Таблица 6
Корреляционная матрица (российские студенты)
| 
			 
  | 
			
			 Ио  | 
			
			 Ид  | 
			
			 Ин  | 
			
			 Ис  | 
			
			 Ип  | 
			
			 Им  | 
			
			 Из  | 
			
			 Р.в.  | 
			
			 а  | 
			
			 с  | 
			
			 г  | 
			
			 з  | 
			
			 н  | 
		
| 
			 Ио  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,78  | 
			
			 0,83  | 
			
			 0,48  | 
			
			 0,79  | 
			
			 0,48  | 
			
			 0,56  | 
			
			 -0,34  | 
			
			 -0,40  | 
			
			 -0,23  | 
			
			 0,11  | 
			
			 -0,43  | 
			
			 -0,32  | 
		
| 
			 Ид  | 
			
			 0,78  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,53  | 
			
			 0,38  | 
			
			 0,56  | 
			
			 0,66  | 
			
			 0,45  | 
			
			 -0,33  | 
			
			 -0,35  | 
			
			 -0,19  | 
			
			 0,06  | 
			
			 -0,47  | 
			
			 -0,24  | 
		
| 
			 Ин  | 
			
			 0,83  | 
			
			 0,53  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,35  | 
			
			 0,61  | 
			
			 0,44  | 
			
			 0,41  | 
			
			 -0,35  | 
			
			 -0,36  | 
			
			 -0,32  | 
			
			 0,14  | 
			
			 -0,38  | 
			
			 -0,35  | 
		
| 
			 Ис  | 
			
			 0,48  | 
			
			 0,38  | 
			
			 0,35  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,36  | 
			
			 0,14  | 
			
			 0,28  | 
			
			 0,07  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 0,09  | 
			
			 0,40  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 0,07  | 
		
| 
			 Ип  | 
			
			 0,79  | 
			
			 0,56  | 
			
			 0,61  | 
			
			 0,36  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,30  | 
			
			 -0,23  | 
			
			 -0,36  | 
			
			 -0,09  | 
			
			 0,01  | 
			
			 -0,37  | 
			
			 -0,21  | 
		
| 
			 Им  | 
			
			 0,48  | 
			
			 0,66  | 
			
			 0,44  | 
			
			 0,14  | 
			
			 0,23  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,13  | 
			
			 -0,25  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 -0,12  | 
			
			 -0,11  | 
			
			 -0,53  | 
			
			 -0,11  | 
		
| 
			 Из  | 
			
			 0,56  | 
			
			 0,45  | 
			
			 0,41  | 
			
			 0,28  | 
			
			 0,30  | 
			
			 0,13  | 
			
			 1,00  | 
			
			 -0,37  | 
			
			 -0,33  | 
			
			 -0,10  | 
			
			 0,25  | 
			
			 -0,01  | 
			
			 -0,32  | 
		
| 
			 Р.в.  | 
			
			 -0,34  | 
			
			 -0,33  | 
			
			 -0,35  | 
			
			 0,07  | 
			
			 -0,23  | 
			
			 -0,25  | 
			
			 -0,37  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,55  | 
			
			 0,63  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,48  | 
			
			 0,69  | 
		
| 
			 а  | 
			
			 -0,40  | 
			
			 -0,35  | 
			
			 -0,36  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 -0,36  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 -0,33  | 
			
			 0,55  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,70  | 
			
			 0,00  | 
			
			 0,38  | 
			
			 0,60  | 
		
| 
			 с  | 
			
			 -0,23  | 
			
			 -0,19  | 
			
			 -0,32  | 
			
			 0,09  | 
			
			 -0,09  | 
			
			 -0,12  | 
			
			 -0,10  | 
			
			 0,63  | 
			
			 0,70  | 
			
			 1,00  | 
			
			 -0,05  | 
			
			 0,34  | 
			
			 0,69  | 
		
| 
			 г  | 
			
			 0,11  | 
			
			 0,06  | 
			
			 0,14  | 
			
			 0,40  | 
			
			 0,01  | 
			
			 -0,11  | 
			
			 0,25  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,00  | 
			
			 -0,05  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,37  | 
			
			 -0,03  | 
		
| 
			 з  | 
			
			 -0,43  | 
			
			 -0,47  | 
			
			 -0,38  | 
			
			 -0,06  | 
			
			 -0,37  | 
			
			 -0,53  | 
			
			 -0,01  | 
			
			 0,48  | 
			
			 0,38  | 
			
			 0,34  | 
			
			 0,37  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,27  | 
		
| 
			 н  | 
			
			 -0,32  | 
			
			 -0,24  | 
			
			 -0,35  | 
			
			 0,07  | 
			
			 -0,21  | 
			
			 -0,11  | 
			
			 -0,32  | 
			
			 0,69  | 
			
			 0,60  | 
			
			 0,69  | 
			
			 -0,03  | 
			
			 0,27  | 
			
			 1,00  | 
		
В результате данного исследования были изучены межличностные особенности иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика». Была выявлена взаимосвязь между показателями, характеризующими личностные особенности иностранных и российских студентов с помощью корреляционного анализа. Выявлено, что у российских студентов преобладает реалистический стиль мышления, интернальный стиль субъективного контроля, склонность к виктимному поведению по некоторым шкалам, чуть больше нормы. Иностранные студенты имеют аналитический, идеалистический тип мышления, в большинстве своем экстернальный стиль субъективного контроля. Высокий процент проявления виктимности по исследуемым шкалам методики «Склонность к виктимному поведению» у иностранных студентов, возможно, говорит о скрытой агрессии или стрессе, который они испытывают в данной ситуации, несмотря на внешнюю доброжелательность.
Полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований по данной тематике, а также в работе кураторов учебных групп.
Рецензенты:Сапожков С.Б., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Естественно-научного образования», Юргинский технологический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга;
Мицель А.А., д.т.н., профессор кафедры Автоматизированных систем управления, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Баловнева А.Н., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИКА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17622 (дата обращения: 04.11.2025).



