Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Романова Т.А. 1
1 ФГНБУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО»
В данной статье рассматривается понятие личности в социальной философии — это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, т. е. такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. В формировании личности человека значительное место занимает система образования, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.
личность
научно-философское исследование
социальная философия
взаимодействие
1. Аверин В.А. Психология личности: учеб. пособие / В.А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — С. 62–66.
2. Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. – Уфа: БГПУ, 1997. — 86с.
3. Васина В.В. Психосоциальный диссонанс в профессиональном образовании // Вестник удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика 2012. Вып. 1 — С. 37–40.
4. Джемс У. Психология. — М., 1991. — С. 82–90.
5. Ильенков Э.В., Что такое личность. — М., 1991. — С. 34–35.
6. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991. — С. 307.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1968. — С. 123.
8. В.Ф. Берков, П. А Водопьянов, Е.З. Волчек. Философия // Под ред. Харина Ю.А. — Мн.: Тетра-Системс, 2000. — С. 76—79.
9. Философия / Под ред. Радугина. А.А. — М.: Центр, 1999. — С. 78–84.
10. Хьел Д., Зиглер Д. Теория личности. — М., 1997. — С. 80–90.
Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества.

Целью данного исследования становится теоретическое осмысление накопленных материалов о личности как предмете научно-философского поиска. Если говорить о личности с точки зрения философии, то личность следует отличать от индивида, просто обладающего неким набором биологических признаков, характеризующих его принадлежность к тому или иному биологическому виду. Индивидуальность признается совокупностью черт, которые образуют своеобразие индивида, его отличие от других индивидов, его определенную уникальность. Но в представлениях современных философов личность не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности. При сопоставлении философских концепций обнаруживаются различные ее понимания. Личность определяется как духовно-телесная единая целостность, которая характеризует каждого человека, при условии его становления субъектом жизнедеятельности, обладающим самосознанием, т.е. сознанием собственного «Я», будучи самостоятельным, свободным и ответственным за самоосуществление в перспективе своей жизни [1]. Личность воспринимается субъектом, «автором» жизни, определяющим ее цели, смысл, идеалы, направляющим себя к их реализации. Счастье в его широком философском осмыслении связано с успешным осуществлением того, что понимается под смыслом жизни, что сопровождается положительной личностной самооценкой, удовлетворенностью общим течением жизни в целом. Отсюда делается практический, но не однозначный вывод: не может быть счастливой жизнь, не имеющая смысла [10].

Человеческая личность появляется, формируется, существует  и проявляется в общении с другими людьми (личностями). Cубъектные отношения, общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге, являются фундаментальными факторами бытия личности, утверждающими ее  значимость и достоинство. Кроме того, личность, включенная в нормативно регламентированные социальные отношения, выступает носителем общественных функций и ролей [2]. Их предписывают личности пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, род занятий, имущественный статус,  властный авторитет и т.д. 

 Личность обладает автономным «Я» как субъект многообразной активности, что препятствует ее отождествлению с ее разными ролями. Важным моментом для обеспечения автономии личности являются ее нравственно-моральные качества, которые пробуждают самосознание к сохранению и возвышению достоинств личности. Личность каждого отдельного человека есть носитель исполнения нравственного долга, принадлежит миру свободы, индивид детерминирован природными и реже - социальными закономерностями, принадлежит миру природы (миру необходимости) [4].

Структура личности:

1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки);

2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение);

3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения [7].

Личность имеет возможность свободного волеизъявления, может утверждать свое собственное и неповторимое «Я», на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив. «...В ходе исторического развития, - и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, - появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям» [9].

Христианство раскрывает нам абсолютную ценность личности. Cтановясь отражением Абсолютного Духа, личность человека приобретает благодаря этому новую жизнь и всю свою исключительную ценность, укореняясь и утверждаясь в нем. Она, эта личность, единственная и неповторимая в очах Божиих, - дороже всего остального мира. Христианское учение о воскресении раскрывает метафизическую значимость, метафизическую устойчивость личности. В Воскресении, конечно, восстает личность с рядом изменений (восстает тело духовное, сеется тело душевное), но это та же личность, какая была на земле до смерти - в ее единичности, неповторимости и своеобразии. Христианство именно в учении о воскресении персоналистично. Христианское учение о том, что Христос, по своем воскресении, вознесся в теле, что Он, истинный Бог, ныне пребывает на Небе в прославленном Своем Теле, утверждает с исключительной силой принцип телесности как неотъемлемой, онтологически неустранимой из естества человека функции личности. Не новое тело создается при «восстановлении», а воскресает прежнее  вместе с личностью [8].

Как современные философы понимают личность? При сравнении нескольких  точек зрения выясняется, что американский психолог и философ на рубеже ХIХ-ХХ вв., один из основоположников прагматизма, У. Джемс в фундаментальном труде «Психология», включившем и психологические, и философские выводы автора, указывал: «Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем, прежде всего, подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность» [4].

Э. В. Ильенков, известный советский философ, автор работы, в название которой вынесен вопрос: «Что же такое личность?», отмечал: «Человеческая личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах...» [5].

Философ Эрих Фромм говорит, что человека ведет по жизни его разум. И хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить», тем не менее благодаря ему «человек приобретает совершенно новое качество - самосознание», что позволяет ему осознать самого себя и выделиться из природы путем противопоставления ей [2]. Благодаря самосознанию человек оказывается изгнанным из природного рая,  нарушив гармонию естественного природного существования, свойственного всем животным. Он становится свободным, но при этом «он не знает, куда попадет», и ему нужно самому отвечать за себя, за свой путь. Он становится ответственным, и возникает одна из первых, если не первая  из личностных экзистенциальных проблем: свобода и/или ответственность, появляются причинно-следственные связи, предопределенность,  детерминизм. Личность становится продуктом динамического взаимодействия между социокультурными влияниями  и врожденными потребностями.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А.Н. Леонтьева о социальной составляющей. Характеризуя предмет личности, он писал: «Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается...» [7].

Понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей). Уникальность      и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентация той социальной среды (класс, нация, профессиональные группы), в которую входит данный индивид.

Проблемой личности в философии назван вопрос о том, что такое сущность человека как личности, каково ее место в науке, мире и роль в истории. Личность может рассматриваться как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Ведь только в деятельности и через деятельность человек непосредственно включается в систему объективных общественных отношений, упорядочивает и организует свое поведение с другими людьми.

В социально-философском плане  в рамках онтологического подхода В.В. Васиной личность рассматривается как субъект социального взаимодействия, личность в ситуации [3]. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - «деятели». Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.

Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять.

Третий тип - «люди чувств и эмоций», которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Прежде всего это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - «гуманисты и подвижники», отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека. Они сделали делом своей жизни милосердие. Для нашего социально-психологического эмпирического исследования важно, что основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов [2].

Итак, социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. В формировании личности человека значительное место занимает система образования, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Рецензенты:

Грязнов А.Н., д.псх.н., руководитель регионального отделения МАПН, г. Казань;

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, зав.лаб. ФГНБУ ИПППО РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Романова Т.А. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17942 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674