Эффективность функционирования бюджетной системыво многом зависит от степени его сбалансированности. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда налоговые и неналоговые доходы не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
В сложившейся экономической ситуации субъекты Российской Федерации четко разделились на регионы-доноры и регионы реципиенты. Последниево многом зависят от безвозмездных перечислений из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.
Согласно ст. 6 БК РФ дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратнойоснове без установления направлений и (или) условий их использования.[1]
Межбюджетная субсидия - это межбюджетный трансферт, предоставляемый из бюджета публично-правового образования на условиях софинансирования целевых расходов,осуществляемых в рамках исполнения расходных обязательств другого публично-правового образования.
Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федеральногобюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочийорганов государственнойвласти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектовРФ, и расходных обязательств по выполнению полномочийорганов местного самоуправления по вопросам местногозначения.
В ст. 6 БК РФ, где закреплен понятийный аппарат, понятие субвенции отсутствует.
На наш взгляд, наиболее точно это понятие отражено О.В. Болтиновой«субвенция - это межбюджетный трансферт, предоставляемый уполномоченным органом из бюджетов бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечениярасходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ в установленномпорядке». [2]
Субвенция как форма межбюджетных трансфертов предоставляется бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам,бюджетам автономных округов, бюджетам муниципальныхрайонов, а также бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Законодатель использует в БК РФ термин «иные межбюджетные трансферты». Так, к иным межбюджетным трансфертам можно отнести дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Кроме того, в федеральном бюджете предусматриваютсямежбюджетные трансферты региональным бюджетам дляпредоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.
С середины 2000-х гг. благодаря высоким ценам на мировом рынке энергоносителей и соотсветственно притоку в страну значительных сумм в виде валютной выручки федеральные монетарные власти имели возможность перечислять необходимые средства в нижестоящие бюджеты. Ввследствии этого региональные бюджеты в целом были сбалансированными, динамика их доходов с учетом федеральных трансфертов соответствовала динамике расходов. Исключением стал кризисный 2009 год, когда мировой финансовый кризис и резкое падение цен на нефть привело к сокращению доходов федерального бюджета, а следовательно к сокращению финансирования региональных бюджетов и образованию дефицита в размере 0,8% ВВП. Нормализовавшись после кризиса, ситуация вновь ухудшилась в 2012 г., когда начавшееся замедление роста экономики и стагнация в ряде отраслей совпали с появлением у регионов дополнительных социальных обязательств, связанных с необходимостью выполнения указов Президента от 7мая2012года.
В этих условиях перечисленные выше виды безвозмездных перечислений играют важную роль при формировании доходной части региональных бюджетов.
Причем в ряде регионов, которые принято называть эти поступления занимают наибольший удельный вес в структуре доходов. К таким регионам относится и Республика Северная Осетия -Алания. В таблице 1 представлена структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2011-2013 годах.[6]
Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2011-2013 годах, млн. рублей
| 
			 Наименование показателей  | 
			
			 2011 год  | 
			
			 2012 год  | 
			
			 2013 год  | 
		|||
| 
			 факт  | 
			
			 уд.вес, %  | 
			
			 факт  | 
			
			 уд.вес, %  | 
			
			 факт  | 
			
			 уд.вес, %  | 
		|
| 
			 1  | 
			
			 2  | 
			
			 3  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 6  | 
			
			 7  | 
		
| 
			 Налоговые и неналоговые доходы - всего, в том числе:  | 
			
			 8 178,7  | 
			
			 41,2  | 
			
			 9209,0  | 
			
			 40,7  | 
			
			 10640,2  | 
			
			 43,7  | 
		
| 
			 Налоговые доходы  | 
			
			 7 527,8  | 
			
			 37,9  | 
			
			 8 682,9  | 
			
			 38,4  | 
			
			 9986,7  | 
			
			 41,0  | 
		
| 
			 Неналоговые доходы  | 
			
			 650,9  | 
			
			 3,3  | 
			
			 526,1  | 
			
			 2,3  | 
			
			 653,5  | 
			
			 2,7  | 
		
| 
			 Доходы от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет(с учетом возврата)  | 
			
			 -149,1  | 
			
			 0,0  | 
			
			 0,0  | 
			
			 0,0  | 
			
			 0,0  | 
			
			 0,0  | 
		
| 
			 Безвозмездные перечисления  | 
			
			 11 681,9  | 
			
			 58,8  | 
			
			 13392,0  | 
			
			 59,3  | 
			
			 13710,8  | 
			
			 56,3  | 
		
| 
			 ВСЕГО ДОХОДОВ  | 
			
			 19 860,6  | 
			
			 100,0  | 
			
			 22601,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 24351,0  | 
			
			 100,0  | 
		
| 
			 ВСЕГО РАСХОДОВ  | 
			
			 21 228,8  | 
			
			 Х  | 
			
			 21905,5  | 
			
			 Х  | 
			
			 26321,9  | 
			
			 Х  | 
		
| 
			 Дефицит (-), профицит (+)  | 
			
			 -1 368,1  | 
			
			 6,4  | 
			
			 695,6  | 
			
			 -3,2  | 
			
			 -1 970,9  | 
			
			 7,5  | 
		
Источник: Минфин Республики Северная Осетия-Алания
Показатели таблицы наглядно свидетельствуют о том, что безвозмездные поступлению в бюджет республики занимают более половины ее доходов.
Более детальную характеристику безвозмездным поступлениям дает таблица 2. [4]
Таблица 2
Структура и динамика безвозмездных поступлений в бюджет
РСО-Алания за 2011-2013 годы
| 
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
		|
| 
			 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  | 
			
			 11976280,41  | 
			
			 13 629 588,20  | 
			
			 13 731 477,0  | 
		
| 
			 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  | 
			
			 11754487,31  | 
			
			 13 522 228,19  | 
			
			 13 609 243,9  | 
		
| 
			 Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований  | 
			
			 6287116,7  | 
			
			 7 687 982,30  | 
			
			 9 130 484,3  | 
		
| 
			 Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)  | 
			
			 2661365,2  | 
			
			 3 595 986,98  | 
			
			 3 092 803,5  | 
		
| 
			 Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  | 
			
			 1610713,8  | 
			
			 1 511 720,45  | 
			
			 1 195 142,9  | 
		
| 
			 Иные межбюджетные трансферты  | 
			
			 1195154,7  | 
			
			 723 636,67  | 
			
			 179 515,8  | 
		
| 
			 Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы  | 
			
			 136,8  | 
			
			 2 901,79  | 
			
			 11 297,4  | 
		
| 
			 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ  | 
			
			 221793,1  | 
			
			 431 361,83  | 
			
			 321 509,5  | 
		
| 
			 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  | 
			
			 -  | 
			
			 11 740,40  | 
			
			 20 800,7  | 
		
По данным таблицы наглядно видно, что наибольший удельный вес в структуре занимают дотации из федерального бюджета и, хотя их доля в 2013 году несколько снижается, преобладание данной статьи доходов является негативным фактором, снижающим экономическую безопасность республики.
В противовес этому как положительный фактор можно отметить рост объемов субсидий, которые напрямую зависят от уровня софинансирования из регионального бюджета и направлены на реализацию различных программ социально-экономического развития региона. Соответственно рост субсидий из вышестоящего бюджета теоретически означает увеличение возможностей нижестоящих бюджетов.
По логике вещей каждый бюджет должен стремиться к минимальной дотационности, а то и вовсе стать независимым от дотаций. Однако на практике это является труднодостижимым, так как регионы различаются наличием ресурсной базы, геополитическим положением и многими другими факторами. В этой связи в последние два десятилетия распространен термин «депрессивный регион». Что же подразумевается под этим термином? Приведем определение Фетисова и Орешина, которые дают следующую трактовку: «Депрессивный регион - регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающеговозникновение новых стимулов развития»[6] В данном определении, на наш взгляд, довольно спорной представляется последняя часть.Стимулы развития должны разрабатываться государственной региональной политикой.
Основным предложением специалистов по данной проблематике является увеличение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. В этой связи предлагается увеличение доли федеральных (регулирующих) налогов, зачисляемых в региональный бюджет, а то вовсе построить налоговую систему по американскому принципу «один бюджет -одинналог» с передачей большей части налогов в ведение регионов. Данную позицию не разделяет Поляк, справедливо утверждая, что нестабильность отечественной экономики порождает нестабильность налоговой базы, и замена дотаций дополнительными налоговыми полномочиями может способствовать недополучению в определенные периоды значительных поступлений в доходную часть региональных бюджетов.
Решение проблемы снижения дотационности во многом лежит в самой структуре безвозмездных поступлений. Выше нами отмечалась положительная роль субсидий, поступающих в региональный бюджет. Необходимо повысить уровень эффективности программных мероприятий, на которые направлены эти субсидии, так как именно эффективная реализация целевых программ позволит создать новые производства и увеличить налоговую базу.
Рецензенты:Хубаев Т.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ;
Лазарова Л.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и финансов Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Харебов Е.Ю., Битиева М.Г. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19073 (дата обращения: 04.11.2025).



