Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Елагина В.С. 1 Быков В.П. 1
1 Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
Формирование профессиональных компетенций, рассматриваемых нами как процесс овладения обучающимися знаниями и умениями, значимыми качествами личности, необходимыми для решения военно-профессиональных задач, является стратегической целью военного образования. В статье актуализируется необходимость организации опережающего образования в военном вузе, которое позволит изменить отношение преподавателей и курсантов к традиционным способам приобретения готовых знаний и умений-шаблонов. Опережающее образование ориентирует курсантов как субъектов обучения на активное, самостоятельное освоение учебных дисциплин, проявление творческих способностей, познавательного интереса к новым знаниям, овладению новыми профессиональными умениями, необходимыми для принятия решений в сложных, проблемных ситуациях. Опережающее образование способствует целенаправленному и систематическому поиску новой информации, методов и технологий обучения, открывает новые возможности формирования знаний, умений и компетенций. Эффективными способами построения образовательного процесса опережающего характера могут быть интерактивные методы и технологии обучения, предполагающие командные, коллективные формы обучения, формирование знаний и умений в диалоговой, совместной творческой деятельности. Рассмотренное в статье поэтапное опережающее введение учебного материала, изучение его небольшими порциями, с систематическим последующим повторением способствуют глубокому и прочному усвоению учебной программы дисциплины.
компетенции
профессиональная компетентность
опережающее образование
профессиональные умения
интерактивное обучение
интерактивные методы обучения
1. Урсул А.Д. На пути к опережающему образованию // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 4 (32). С. 132-139.
2. Проект Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. М.-Смоленск, 2004. С. 9-10.
3. Гафурова Н.В., Осипова С.И. Идеи и проблемы опережающего образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 9-14.
4. Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Сов. педагогика. 1988. № 6. С. 51-55.
5. Бим-Бад Б.М. История и теория педагогики. Очерки: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 253 с.
6. Гвильдис Т.Ю., Окерешко А.В. Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 134-138.
7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.08.2020 N 1083 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования - специалитет по специальности 25.05.04 летная Эксплуатация и применение авиационных комплексов»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2020 N 59836). [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/23550 (дата обращения: 26.03.2021).
8. Приказ Минобрнауки РФ от 21 августа 2020 г. N 1086 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования - специалитет по специальности 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-21.08.2020-N-1086/ (дата обращения: 26.03.2021).

Модернизация Вооруженных сил Российской Федерации выдвигает высокие требования к качеству подготовки авиационных специалистов, которые находят выражение в их готовности и способности осуществлять профессиональную деятельность непосредственно по окончании обучения в вузе. Профессиональная деятельность офицерских кадров является сложной, многогранной и многофункциональной. Она требует высокого уровня профессионализма и воинского мастерства, интеллектуальных качеств и способностей.

Конструирование содержания профессиональной подготовки военных специалистов с позиции ФГОС ВО нового поколения предполагает формирование у обучающихся определенного перечня компетенций как единства умений и опыта, необходимых для принятия решений в неизвестной или нестандартной ситуации.

Профессиональные умения как базовые компоненты личности выражают ведущие характеристики процесса профессионального становления будущего специалиста (штурмана), отражают универсальность структурных элементов общепрофессиональных и специальных (военно-профессиональных) компетенций, сформированность которых является залогом успешного и эффективного выполнения профессиональных функций.

Выраженные способность и готовность личности обучающихся применять теоретические знания и практические умения для решения профессиональных, социальных и личностных проблем определяют уровень профессиональной подготовленности. Формирование профессиональной компетентности, рассматриваемой нами как процесс овладения обучающимися системой научных знаний и умений, профессиональными ценностями и мотивами военной деятельности, развития творческих и коммуникативных способностей, является стратегической целью военного образования. Качественное военное образование рассматривается как ресурс развития вооруженных сил, как фактор их стабильности.

Высокий уровень сформированности профессиональной компетентности военного специалиста находит отражение в его конкурентоспособности, профессиональной ответственности и самостоятельности, эффективности военного труда, ориентированности в различных областях военной науки, готовности к профессиональному росту, мобильности и потребности в постоянном самосовершенствовании, а также в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Быстрое развитие военной науки и практики, современной техники и новейшие технологии, характеризующие современное состояние Вооруженных сил РФ, ориентируют военное образование на опережающее развитие, не только учитывающее факторы, состояние и тенденции развития образования в настоящее время, но и прогнозирующее, проектирующее образование будущего. А следовательно, приоритетом современного военного образования должна стать подготовка специалиста, способного быстро реагировать на изменения профессиональной и социальной действительности, критически мыслить, принимать продуктивные решения, носящие многовариативный и междисциплинарный характер, интеллектуально и профессионально развиваться и самоизменяться.

Цель исследования ‒ формирование профессиональных компетенций будущих штурманов в условиях опережающего обучения в военном вузе с применением активных методов и интерактивных форм обучения.

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования являются идеи опережающего обучения, нашедшие свое отражение в работах Л.С. Выготского, Б.М. Бим-Бада, М.Д. Китайгородского, А.С. Киселева, П.Н. Новикова, А.Д. Урсула, Н.В. Гафуровой, С.И. Осиповой и др.

По мнению А.Д. Урсула, образование должно непрерывно эволюционировать, изменяя акцент с модернизации образования на его футуризацию и меняя при этом свои формы и содержание [1].

В проекте Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития подчеркивается, что современное образование должно быть переориентировано с передачи обучающимся готовых знаний на определение, анализ и поиск путей решения профессиональных, социальных и личностных проблем. В этом случае педагогам «придется отказаться от роли исключительно передаточного звена, а обучающимся – от роли исключительно получателей, вместо этого им следует действовать совместно» [2, с. 7].

Необходимость перехода к опережающему образованию Н.В. Гафурова и С.И.Осипова объясняют особенностями современного человека, характеризуя его как «личность с новой нравственно-гуманистической, интеллектуальной идеологией, способной решать проблемы в условиях неопределенности, принимая ответственность за последствия реализации этих решений» [3, с. 3].

Опережающее образование, в отличие от традиционного образования, нацелено на будущее. Оно предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности, но и формирование у обучающегося интеллекта, развитие у него способности опережать, предвидеть, прогнозировать и управлять своей деятельностью, а также потребности к постоянному саморазвитию и самообразованию.

Основными образовательными и личностными ценностями опережающего образования являются:

– ответственность обучающихся перед настоящим и будущим;

– практическое и конструктивное мировоззрение;

– способность ориентироваться в новейших технологиях;

– информационная грамотность, стойкая склонность и способность обучающихся к напряженному продуктивному труду;

– навыки коллективной познавательной деятельности;

– готовность к трудностям и испытаниям, способность справляться с противоречиями действительности и др. [4, с. 53].

В опережающее образование включается, прежде всего, общеобразовательная подготовка как база любой последующей специализации, участия в различных видах деятельности. Она нацелена преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения, направленности личности, одновременно создавая возможности для выявления и формирования призвания, помогая молодым людям в их жизненном и профессиональном самоопределении. Опережать – значит быть способным к постоянному, целенаправленному и систематическому усвоению системы знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, ориентации, норм поведения, способов и форм общения [5, с. 245].

На современном этапе развития образования главная задача человека, по мнению Т.Ю. Гвильдис и А.В. Окерешко, заключается в том, чтобы научиться работать с информацией, анализировать, синтезировать и обрабатывать ее, пропуская через свой жизненный опыт, осмысливая ее с критических позиций, делать аргументированные выводы, решать задачи и осуществлять выбор в различных жизненных сферах, при этом самостоятельно открывая новое и находя новые креативные способы решения проблем, предвидеть перспективы развития, и только в этом случае человек может стать успешным в профессиональной деятельности и в личностной самореализации, что принесет ему в итоге удовлетворенность качеством жизни [6, с. 134].

Военно-профессиональное образование опережающего характера, на наш взгляд, должно быть направлено на формирование у курсантов способностей к активной познавательной деятельности, обеспечивающих развитие прогностического образа мышления, преобразующего интеллекта, творческих способностей. Развитие перечисленных способностей возможно за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных методов, форм и технологий обучения, использования их на всех этапах профессиональной подготовки будущих штурманов.

Обучение курсантов в вузе должно быть ориентировано на выработку умений осуществлять самостоятельный поиск и приобретение знаний, необходимых для выполнения теоретических и практико-ориентированных учебных и квазипрофессиональных задач и заданий. При этом приращение новых знаний и умений осуществляется не только в рамках специально организованных аудиторных и внеаудиторных занятий, но и через самообразование обучающихся.

Следует отметить, что реализации опережающего образования в военном вузе способствует интенсификация технологий обучения. Их выбор определяется характером профессиональных умений, опытом и личностными качествами, уровнем развития интеллектуальных и познавательных способностей и возможностей курсантов как субъектов образовательного процесса. Совокупность перечисленных факторов, безусловно, будет способствовать формированию у курсантов профессиональных компетенций, определяющих профессионализм специалиста и эффективность его военно-профессиональной деятельности.

Процесс опережающего профессионального образования мы рассматриваем как образование обучающихся, ориентированное на их будущее, т.е. на условия их профессиональной деятельности и жизни, в которых окажется военный специалист после завершения своего обучения в вузе. Поэтому деятельность преподавателя военного вуза, работающего на опережение, должна быть направлена на формирование у будущих офицеров фундаментальных знаний, профессиональных компетенций, творческих способностей, навыков самообразования, умений находить самостоятельные и ответственные решения в ситуациях неопределенности.

Результаты исследования и их обсуждение

Совершенствование военного образования в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [7, 8] связано с использованием в образовательном процессе военного вуза активных методов и интерактивных форм и технологий обучения курсантов, которые позволят существенно повысить качество профессиональной подготовки будущих военных специалистов.

Активизация познавательной деятельности, формирование знаний и умений в режиме опережающего обучения, организация изучения учебной дисциплины с максимальным приближением к реальной военно-профессиональной действительности и поиском способов оптимального решения возникающих проблем способствуют формированию военно-профессиональной компетентности специалиста.

Методами активизации обучения курсантов являются проблемный, исследовательский методы, методы самоконтроля и саморегулирования, методы самоактуализации, стимулирования и мотивации к овладению новыми видами деятельности, знаний и практических умений. Интенсификации мыслительной деятельности курсантов способствуют четко сформулированные цели, рациональное использование учебного времени на аудиторных и внеаудиторных занятиях, эффективное взаимодействие и общение преподавателя с курсантами, курсантов между собой.

Активизации познавательной деятельности курсантов способствуют такие факторы, как познавательный интерес к изучаемым дисциплинам и будущей профессиональной деятельности, использование в обучении игровых технологий, приемов состязательности, заданий творческого характера, интерактивные методы и технологии обучения.

В процессе формирования профессиональных компетенций используются интерактивные методы и технологии обучения (дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, метод проектов, технология «case study», ролевые, деловые и интеллектуальные игры и др.), которые позволяют курсантам свободно ориентироваться в новейших технологиях, конструировать и проектировать научные и технические знания, приобретать опыт принятия ответственных решений возникающих проблем. Объем статьи не позволяет нам рассмотреть все методы интерактивного обучения, поэтому остановимся на характеристике дискуссионных и проектных методов.

Дискуссионные методы обучения, к которым мы относим дискуссию, круглый стол, дебаты, мозговой штурм и иные, направлены на формирование умений обнаружить проблему, сформулировать цели и учебные задачи, спрогнозировать развитие проблемы в будущем, выбрать наиболее рациональный вариант решения, при этом определить и восполнить недостающую информацию для разрешения проблемной ситуации. Обсуждая проблему и осуществляя выбор решения, курсанты развивают качества, необходимые для коллективной, совместной деятельности: умение слушать оппонента, принимать его точку зрения, адекватно реагировать на разные мнения, укреплять свою позицию, формулировать вопросы и аргументированно отвечать на них, давать критическую оценку доказательств, представленных оппонентами. Многократное обращение к поиску и анализу проблем, обсуждению и выявлению ситуаций неопределенности и непредвиденности позволяет развивать у курсантов способность генерировать новое знание, находить наиболее эффективные способы разрешения проблем.

Проектный метод обучения придает образовательному процессу опережающий характер, так как в ходе разработки проекта у курсантов появляется возможность получить новый образовательный продукт, который представляет для них учебную и социальную ценность. Особенностями метода проекта являются высокая познавательная активность, самостоятельность и ответственность курсантов, организация совместной творческой деятельности, развитие познавательного интереса, личной заинтересованности в получении результата, учет индивидуальных познавательных возможностей и способностей, развитие исследовательских умений.

Организация проектной деятельности курсантов требует большой подготовительной работы: выбора актуальной для курсанта темы или проблемы при ее соответствии образовательным целям изучаемой дисциплины, организации взаимосвязанной и взаимодополняющей аудиторной и внеаудиторной деятельности, определения межпредметных связей, совместного с курсантами планирования работы над проектом, определения информации, необходимой для его выполнения. Работа над проектом возможна при наличии у курсантов исследовательских умений, поэтому задача преподавателя – сформировать у них умения работать с учебной литературой, определять противоречия и проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цели и задачи, прогнозировать результат проектной деятельности.

Основной этап работы над проектом носит творческий характер и направлен на достижение цели ‒ конечного продукта проектной деятельности курсанта. На завершающем этапе курсанты представляют свой проект широкой аудитории, обосновывают полученные результаты, делают выводы. Таким образом, разрабатывая проект, курсант осуществляет самостоятельный поиск литературы, анализирует, систематизирует и обобщает материал и на этой основе получает новый продукт своей деятельности.

Как правило, в педагогической деятельности используют три вида проектов: исследовательский, информационный и междисциплинарный. В основе любого из этих проектов лежит идея о направленности познавательной деятельности курсантов на результат, который достигается при решении значимой для них проблемы. Продукт проектной деятельности может быть как внешний (его можно применить в реальной практической деятельности), так и внутренний (опыт деятельности, который становится бесценным достоянием курсанта). Оба продукта включают в себе знания и умения, компетенции и ценности, профессионально значимые качества.

Следует отметить, что многие курсанты при изучении как естественно-математических, гуманитарных, так и специальных дисциплин, связанных с освоением военных знаний, часто испытывают серьезные затруднения. Для того чтобы уменьшить объективные или субъективные трудности усвоения некоторых, особенно трудных вопросов учебной программы, следует вводить их в учебный процесс постепенно, опережая их изучение в конкретной теме. Изучение трудных вопросов изучаемой дисциплины нужно осуществлять поэтапно. Так, на первом, предварительном этапе будущий учебный материал вводится небольшими порциями, в качестве ознакомления курсантов с некоторыми научными фактами или простыми понятиям. На втором этапе, по мере изучения учебных вопросов, происходят уточнение содержания и сущности, обобщение и применение тех понятий, которые будут формироваться в будущем. На третьем этапе, связанном с непосредственным изучением трудных тем или вопросов, курсанты демонстрируют активность мыслительной деятельности, понимание сущности понятий, готовность использовать знания при выполнении упражнений, заданий и решении задач. Так, например, если во втором семестре (1-й курс) курсанты с опережением изучают вопросы, связанные с высотой полета, методами измерения высоты полета, то в седьмом семестре (4-й курс) при изучении темы «Обеспечение безопасности полета» знания данных вопросов систематизируются, обобщаются и используются в предполетной практике. Другой пример: на 2-м курсе курсанты изучают тему по исключению потери ориентировки, оценке точности воздушной навигации, тем самым предвосхищая изучение тех же тем, но на более высоком уровне обобщения – на 4-м курсе.

Таким образом, введение учебного материала с опережением, дробно, небольшими порциями, с организацией дополнения знаний новыми сведениями, систематического последующего повторения понятий способствует глубокому и прочному усвоению учебной программы дисциплины.

Заключение. Для эффективного развития профессиональных компетенций в условиях опережающего образования следует сформировать у будущих офицеров фундаментальные знания, профессиональные умения, творческие способности, навыки самообразования, умения находить самостоятельные и ответственные решения в ситуациях неопределенности; использовать в подготовке курсантов активные методы и технологии обучения, а также методику поэтапного опережающего формирования профессиональных знаний и умений.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Быков В.П. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30703 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074