Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Шугаева О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
В статье рассмотрены различные аспекты дистанционного обучения, показана история ее возникновения и развития, от использования почты до современных цифровых технологий. Показано, что со стремительным развитием информационно-телекоммуникационных средств и технологий процесс дистанционного обучения практически полностью перешел на платформу, обеспечивающую высокую степень интерактивности - глобальную вычислительную сеть Интернет. При этом, несмотря на наличие соответствующей нормативно-правовой базы, данный вид обучения в России до начала 2020 года не получил широкого распространения. Однако наступление пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 вынудило большую часть учебных заведений перейти на дистанционное обучение, опыт которого в РФ в 2020-2021 гг. позволил выделить большое количество проблем. Основные из них состоят в недостаточной материально-технической оснащенности, в необходимости ускоренной переработки учебно-методических материалов, отсутствии у обучающих и обучаемых навыков работы в дистанционном формате. Показано, что выявленные проблемы необходимо решать только при условии государственной поддержки, опираясь на тщательно выработанную политику на основе продуманных нормативно-правовых, организационных, технических и технологических решений. В целом переход на эффективное дистанционное обучение должен быть поэтапным, плановым, учитывающим экономические, социальные, этнические и религиозные особенности регионов.
информационно-коммуникационные технологии
образовательная деятельность
дистанционное обучение
интерактивность
1. Петухова А. Наука о дистанционном обучении – Наука – Коммерсантъ 20.11.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574683 (дата обращения: 05.05.2021).
2. Хомутоский А.В. Хроника бытия. 25 лет дистанционному образованию в России. 09.04.2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khutorskoy.ru/be/2014/0409/index.htm (дата обращения: 05.05.2021).
3. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 392 с.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 05.05.2021).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 05.05.2021).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77706811/ (дата обращения: 05.05.2021).
7. Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним. [Электронный ресурс]. URL: https://ng-ru.turbopages.org/h/ng.ru/education/2020-03-25/8_7826_education1.html. (дата обращения: 06.05.2021).
8. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Волкова Г.Л. , Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.
9. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 72-81.
10. Официальный сайт Zoom. [Электронный ресурс]. URL: https://zoom.us/plans (дата обращения: 05.05.2021).
11. Аналитический центр НАФИ. 2020. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalasne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/ (дата обращения: 05.05.2021).
12. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2019. Статистический сборник. М.: Росстат, 2019. 970 с.

В последние десятилетия стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий затронуло большинство сфер человеческой деятельности, в том числе и образовательной. В результате чего появилось такое понятие, как «дистанционное обучение», предполагающее двустороннее взаимодействие «учитель - ученик» на расстоянии, с присущими составляющими учебного процесса (цели, задачи, методы обучения). Такая форма обучения стала особенно востребована при введении ограничительных мер в период пандемии и показала как свои положительные, так и отрицательные стороны. В складывающихся условиях особую актуальность приобретают вскрытие недостатков обучения на «удаленке» и поиск путей их эффективного устранения.

Цель исследования состоит в выявлении проблем дистанционного обучения в современной России на основе анализа полученных практических результатов удаленного образования.

В соответствии с указанной целью задачи исследования заключаются в обобщении зарубежного и отечественного опыта дистанционного образования и формулировании существующих проблем в рассматриваемой области.

Материал и методы исследования. Для решения и реализации поставленных целей и задач исследования использовались методы тестирования, опроса, анкетирования и системного анализа на основе материалов из доступных источников и педагогических наблюдений.

История возникновения и развития дистанционного обучения своими корнями уходит в середину XVIII века, когда британский учёный-стенограф Исаак Питман организовал дистанционное обучение по почте (т.н. корреспондентское обучение) [1]. Он полагал, что доступ к получению высшего образования должен быть обеспечен для всех желающих, независимо от их финансового достатка, национальности и вероисповедания.

В дальнейшем существенный вклад в развитие обучения в дистанционной форме внесла американская писательница Анна Тикнор, продолжившая систему «корреспондентского обучения» женщин по почте в конце XIX века [1]. Немного позже такая форма обучения была использована для подготовки персонала угледобывающей и черной металлургии США. Подобные проекты существовали также и в других странах, однако они были направлены большей частью на получение профессионального, а не академического образования [1].

С развитием радио и телевидения в середине XX века дистанционное обучение получило более широкое распространение, в том числе и в СССР (например, телепередачи «Чему и как учат в ПТУ», «Учим испанский» и пр.), однако оно не было интерактивным и практически не имело обратной связи обучающихся с обучаемыми (либо слишком медленную – по почте).

В конце 80-х годов был разработан совместный проект между США и СССР «Школьная электронная почта», в котором участвовало несколько американских и российских школ. Цель проекта заключалась в установлении дружеских отношений в неформальном общении советских и американских учителей и школьников для повышения интереса к изучению естественных наук при решении экологических проблем. Посредством электронной почты школьники не только изучали языки, но и узнавали, чем увлекаются и чему учатся дети в наших странах. Американской стороной были предоставлены люмофоны (некое подобие факса с видеокамерой) для проведения видеоконференций. Данное общение впоследствии переросло в международную эвристическую олимпиаду [2]. Проект завершился в 2010, переродившись в олимпиады по различным образовательным направлениям.

В 90-е годы ХХ века технологии дистанционного обучения рассматривались как эффективное дополнение к традиционному образованию, но при этом ни в коем случае не заменяя его.

Сейчас в связи со стремительным развитием информационно-телекоммуникационных средств и технологий процесс дистанционного обучения практически полностью перешел на платформу, обеспечивающую высокую степень интерактивности - глобальную вычислительную сеть Интернет [3]. Дистанционное обучение поднялось на качественно новый уровень.

В результате такая форма обучения приобрела следующие основные достоинства:

-обеспечение единой образовательной среды;

-возможность получения в реальном масштабе времени доступа к необходимым для обучения информационным ресурсам (интерактивный доступ к материалам лекций, учебно-методическим пособиям и прочим данным, хранящимся в электронных библиотеках);

-относительно низкие затраты (отсутствие оплаты аренды помещения, низкие транспортные расходы как обучающихся, так и преподавателей);

-возможность реализации новых методов оценивания деятельности и достижений учащихся, особенно при их самостоятельной работе;

-возможность создания более гибких расписаний занятий, которые учитывают интересы как преподавателей, так и обучающихся;

-использование удобных (более комфортных) мест обучения;

-снижение временных затрат на дорогу.

В России дистанционное обучение осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Приложение к Письму Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»), разработанных и утвержденных в соответствии с государственными нормативными актами [4; 5].

Тем не менее до начала 2020 года дистанционное образование в России так и не нашло широкого применения.

Однако возникновение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 внесло свои коррективы. Переход на самоизоляцию в Российской Федерации привел к принятию вынужденных мер перевода большей часть учебных заведений начального, среднего, специального и высшего образования на удаленное обучение. В это время как никогда стали актуальными вопросы использования технологий дистанционного обучения. Многие учебные заведения при введении ограничительных мер перешли на дистанционное онлайн-обучение на базе таких программных платформ, как Zoom, Cisco Webex и подобных им систем, с использованием ресурсов глобальной вычислительной сети Интернет.

В целях обеспечения государственного регулирования процессов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в подобных случаях были оперативно разработаны и внесены изменения и поправки в статьи 16 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6], которые устанавливают порядок применения дистанционного обучения.

По информации Министерства науки и высшего образования России в период пандемии около 60% вузов благополучно перешли на дистанционное обучение, 27% - испытывали трудности и периодические сбои, у 10% - инфраструктура не обеспечила охват всех обучающихся. И только в 4% случаев пропускная способность каналов линий связи не позволила учебным заведениям реализовать дистанционное обучение ввиду резкого увеличения интернет-трафика [7]. При наступлении очередной волны пандемии образовательные учреждения, не сумевшие перестроиться на новый формат обучения и снизившие уровень и качество подготовки, могут практически полностью остановить образовательный процесс без государственной поддержки в лице профильных министерств и ведомств [8].

Другой ключевой проблемой при организации и проведении дистанционного обучения стала доступность сети Интернет для обучающихся и обучаемых, проживающих в удаленных районах в условиях самоизоляции. Нередко возникали ситуации, когда для участия в занятиях они были вынуждены «искать» места уверенного приема сигнала (что особенно характерно для условий сельской местности).

Особое место в организации дистанционного обучения занимает своевременная подготовка учебно-методических комплексов. Однако в связи с частыми изменениями образовательных стандартов (ФГОС 3+, 3++), вышедшими в 2015-2020 гг., у преподавателей уходит много времени на реализацию нововведений, разработку и согласование новых форм документов, учитывающих все более новые и новые требования. А переработка, согласование и утверждение учебно-методических комплексов при работе на «удалёнке» вызывает большие трудности по ряду объективных причин. Помимо этого, требуется дополнительная переработка наглядных материалов для обеспечения учебного процесса и методического сопровождения процесса дистанционного обучения.

При этом рост интенсификации труда преподавателей, недостаток свободного времени (при сохраняющейся по действующим нормативам нагрузке) вызвали снижение их удовлетворенности своей педагогической деятельностью вследствие неподготовленного перехода к обучению в онлайн-режиме и ухудшения качества учебного процесса.

Как показал практический опыт, бытовые условия трети преподавательского состава в условиях самоизоляции не могли обеспечить комфортное проведение занятий в «онлайн-формате» (ввиду ограниченной жилой площади, присутствия родственников, домашних животных и других факторов), что вело к появлению стрессовых состояний [9]. Данные состояния усиливали отсутствие этики поведения и культуры общения в интернет-пространстве, особенно в начале перехода на дистанционное обучение, что проявлялось, в частности, в поздних или ранних (по времени суток) сообщениях в мессенджерах со стороны обучающихся, проживающих в других часовых поясах, «появлении» на онлайн-занятиях в ненадлежащем виде, что в целом вело к снижению авторитета преподавателя.

Большие ограничения на проведение онлайн-занятий (по продолжительности и своему функционалу) накладывают свободно (бесплатно) распространяемые версии программ организации видеоконференций. Так, например, при использовании программы Zoom продолжительность одной сессии видеоконференции составляет порядка 45 минут. При проведении обучения в такой программе требуется неоднократно подключать обучающихся к текущей сессии, на что уходит до 20% времени, выделенного согласно учебному расписанию.

Уровень доходов подавляющего большинства населения РФ не может позволить себе покупку полнофункциональных коммерческих версий (лицензий) подобных программных средств, а вузы, особенно региональные, не имеют возможностей их приобретения в необходимом для организации дистанционного обучения количестве. Стоимость годовых лицензий отдельных полнофункциональных программных средств, например Zoom, составляет ориентировочно от 300 долларов США [10].

Отдельно следует выделить проблему эргономического обеспечения дистанционного обучения. Ее суть состоит в том, что современная молодежь в своем большинстве использует в быту смартфоны и планшетные компьютеры с относительно небольшой диагональю экрана. Применение таких устройств при участии в онлайн-занятиях (особенно с большим количеством участников) ведет к сильной зрительный и слуховой нагрузке, впоследствии негативно сказывающейся на здоровье.

В целом проведенный анализ опыта дистанционного обучения в РФ в 2020-2021гг. позволил выделить следующие проблемы:

-неравномерное развитие информационно-телекоммуникационных систем в различных регионах Российской Федерации;

-отсутствие устойчивой связи с глобальной вычислительной сетью Интернет даже в отдельных субъектах центральных районов РФ;

-ограниченный функционал бесплатно распространяемых программных средств организации видеоконференций;

-снижение качества восприятия материала в связи с нестабильной работой сети Интернет;

-необходимость кардинальной переработки учебно-методических комплексов для использования в онлайн-обучении;

-невозможность полноценного контакта с аудиторией и отсутствие обратной реакции (многие студенты испытывали недостаток эмоционального общения с группой);

-«скованность» жилищных условий, особенно в регионах, которая не позволяют преподавателям и обучающимся в полной мере сосредоточиться на изучаемом предмете;

-невозможность контроля преподавателем исполнения индивидуальных заданий (контрольных, курсовых, дипломных работ) обучаемых;

-увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, связанной с необходимостью переработки учебно-методических комплексов, пригодных для использования в дистанционном обучении;

-отсутствие этики и культуры общения по сети Интернет;

-нарушение санитарных требований при использовании смартфонов и планшетных компьютеров с малой диагональю экрана, ведущих к негативному влиянию на здоровье;

- увеличение коммунальных расходов, в частности платы за электроэнергию.

-невозможность приобретения дополнительных устройств и программных средств обеспечения дистанционного обучения для отдельных семей (многодетных и малоимущих)[11].

В своей массе перечисленные проблемы дистанционного обучения снизили качество подготовки студентов, вследствие чего в указанный период наблюдался их отток с очной на другие формы обучения (очно-заочная, заочная).

Отдельная группа проблем, оказывающих негативное влияние на развитие дистанционного обучения в современной России, связана с географическим фактором.

Большая протяженность территории, изолированность отдельных регионов, неравномерность их экономического и научно-технического развития, лингвистические и этнические различия не позволяют эффективно использовать существующие информационно-коммуникационные системы в сфере образования.

Такие проблемы свойственны большинству стран. Однако наиболее сильно они проявляются в многонациональных государствах с большими территориями, к которым относится и РФ [12].

Таким образом, несмотря на все плюсы онлайн-занятий, традиционные методы обучения должно оставаться в приоритете, т.к. они дают более глубокие знания. Поэтому переход на эффективное дистанционное обучение должен быть плавным, плановым (не «шоковым»), учитывающим экономические, социальные, этнические и религиозные особенности регионов.

Выводы. Несомненно, в связи со стремительным общемировым развитием цифровых технологий дистанционное обучение является одним из перспективных направлений образования. Особенно это касается обучающихся, которые имеют хотя бы небольшой опыт работы, столкнувшихся с реальными проблемами в своей профессиональной деятельности, но имеющих ограничения на очное, очно-заочное и заочное обучение в силу своей занятости.

Однако до 2020 г. такая форма проведения занятий не была предусмотрена большинством российских вузов вследствие отсутствия необходимой материально-технической базы и не находила широкой поддержки у профессорско-преподавательского состава. Сильное влияние на применение и развитие технологий дистанционного обучения оказала пандемия COVID-19, при которой переход на онлайн-образование стал вынужденной и оправданной мерой. Опыт такого обучения в РФ выявил множество технических, технологических, социально-экономических, культурно-этических проблем, которые необходимо решать только при условии государственной поддержки, опираясь на тщательно выработанную политику на основе продуманных нормативно-правовых актов и организационных решений.


Библиографическая ссылка

Шугаева О.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30871 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074